Интегрированный урок окружающего мира и математики во 2-м классе по теме "Первое знакомство со звёздами", "Многоугольники"

Разделы: Начальная школа


Ход урока

I. Организация класса.

- Здравствуйте, ребята! Посмотрите, друг на друга, улыбнитесь и тем самым пожелайте бодрого и весёлого настроения! Садитесь.

II. Сообщение темы и целей урока.

На экране заставка звёздного неба.

- Ребята, сегодня, когда я шла к вам на урок, меня встретили представители кинокомпании "Союзфильм" и попросили снять фильм "Первое знакомство Незнайки со звёздами". В этом фильме мы должны раскрыть тайну неба - загадочного и непонятного, узнать, почему звёзды бывают разного, цвета и рассмотреть структуру Солнечной системы.

- Ребята, а вам хотелось бы стать настоящими актёрами?

- Правда, я даже не успела прочитать весь сценарий и не знаю, кто будут действующими актёрами, думаю, определимся по ходу съёмки, но раз фильм о Незнайке, значит, главного героя мы уже знаем. Кто желает стать Незнайкой? А Незнайкой будет Арсений

Выбор главного героя Незнайки. Незнайка надевает костюм.

- Режиссёром фильма буду я. Мне нужны помощники: ассистент режиссёра, как только я буду спрашивать: "Ассистент режиссёра готов?", ты будешь отвечать: "Ассистент готов" и хлопать хлопушкой и сразу садиться на место и оператор, ты будешь снимать фильм, как только я скажу: "Оператор готов?", ты отвечаешь: "Готов" и начинаешь снимать кадр со своего места. Ваша задача ясна?

КАДР I.

Учитель читает сценарий и объясняет действие Незнайки.

- В I кадре Незнайка любуется небом и, подняв руки вверх, восхищается им.

- Оператор готов?

- Ассистент режиссёра готов?

Выходит Незнайка и читает стихотворение:

- Ой, ребятки, любопытство распирает.

Ах, как интересно,

Ой, не могу!

Хочу видеть и слышать о космосе первым,

И при том ничего не забыть:

- Стоп! Снято! Молодцы! Первый кадр готов.

- Ребята, скажите, о чём хочет узнать Незнайка?

- А как узнать, что там, в космосе?

- Подскажите, на чём летают в космос?

- Правильно, на ракете, и нам сначала её надо построить.

КАДР II.

- Что же по сценарию дальше? Астроном Стекляшкин:, ага, нам нужен астроном Стекляшкин, кто будет астрономом Стекляшкин?

Выходит астроном Стекляшкин, надевает костюм астронома.

- Оператор готов?

- Ассистент режиссёра готов?

- Астроном Стекляшкин спрятал все детали, предназначенные для строительства ракеты, и пообещал отдать их Незнайке только в том случае, если он выполнит расчёты по построению ракеты правильно.

- Стоп! Снято! Молодцы! Второй кадр готов.

Незнайка и Стекляшкин садятся на места.

III. Геометрический материал.

1. Работа с многоугольниками.

КАДР III.

- Ребята, вы готовы помочь Незнайке?

- Тогда посмотрите на доску и скажите, какие геометрические фигуры вы видите?

- Какое основное свойство квадрата?

- МОЛОДЦЫ!

- Какая фигура не соответствует геометрическому ряду? Круг

- Почему? Нет углов

- Как назвать, одним словом остальные фигуры? Многоугольники

- МОЛОДЦЫ!

2. Групповая (дифференцированная) работа.

- Что же по сценарию дальше?

- Детали ракеты, геометрические фигуры, уже у Незнайки. Он вместе с Коротышками может приступить к построению ракеты. Для этого мы отправимся на станцию "Юных техников", где нас встречают доктор Пилюлькин, Винтик и Шпунтик и, конечно же, умная голова Знайка.

Выходят дети и надевают костюмы.

- Оператор готов?

- Ассистент режиссёра готов?

- На этой станции мы разделимся на три группы.

I группа - конструкторы, работаете вместе со Знайкой, производите необходимые расчёты и делаете записи в бортовых журналах. (Приложение 2) Посмотрите на точки, которые изображены в ваших журналах, соедините их по линейке карандашом и определите, какая фигура получилась. Измерьте стороны многоугольника, и найдите его Р. Знайка контролирует работу всей группы. Готовность всей группы, вы показываете при помощи "Данеток".

- Приступайте к работе.

II группа - медики, работают с доктором Пилюлькиным, вы вместе решаете примеры по "цепочке" на доске и в бортовых журналах. Рядом с каждым ответом напишите соответствующую букву и прочитаете зашифрованное слово, необходимый костюм для полёта в космос. Как только работа будет проверена доктором Пилюлькин, вы поднимаете "Данетки".

- Приступайте к работе.

III группа - инженеры-механики, работают вместе с Винтиком и Шпунтиком. Вы используя геометрические фигуры, строите ракету для полёта в космос в своих бортовых журналах. Все работают на своих местах. Винтик и Шпунтик контролируют работу всех учеников, как только работа будет готова у всех, Винтик и Шпунтик лучшую ракету строят на доске. Когда работа всей группы будет готова, вы поднимаете "Данетки". Приступайте к работе.

3. Проверка работы.

- Как называется многоугольник, который вы начертили?

- Чему равен его Р?

- Какой костюм необходим для полёта в космос?

- Ракета готова?

- МОЛОДЦЫ!

- Ракета готова, необходимые расчёты сделаны, скафандры одеты.

- Стоп! Снято! Молодцы! С первого дубля кадр получился!

КАДР IV.

IV. Физминутка.

- Кадр очень большой, сил много было потрачено и я, как режиссёр предлагаю сделать перерыв.

- Ребята, скажите, если посмотреть на ночное небо, что можно увидеть?

- Правильно, звёзды. Так давайте наденем короны-звёзды и настроимся на звёздную волну, танцуя звёздный вальс.

- Оператор, снимите, пожалуйста, нас для истории, как будущие актёры отдыхают между съёмками.

Звучит космическая музыка, дети в коронах танцуют звёздный вальс.

V. Знакомство с Солнечной системой.

КАДР V.

1. Работа по учебнику.

- Дальше по сценарию Незнайка вместе с Коротышками должен полететь в космос, чтобы больше узнать о звезде Солнце.

- Оператор готов?

- Ассистент режиссёра готов?

- Откройте, пожалуйста, учебник с. 7 и давайте прочитаем I абзац статьи "Солнечная семья".

Дети читают I абзац в учебнике. После прочтения.

2. Актуализация полученных знаний.

- Назовите главу большой солнечной "семьи". Солнце.

- Что такое Солнце? Солнце - это звезда.

- Сколько лет звезде Солнце? 5млрд. лет.

- МОЛОДЦЫ!

3. Просмотр видеоролика.

- А сейчас давайте посмотрим в иллюминатор нашей ракеты, чтобы лучше разглядеть Солнце и планеты, которые входят в состав Солнечной системы. Ребята, при просмотре обратите внимание, как называются планеты, сколько их и как они расположены в Солнечной системе. (Приложение3)

(для просмотра видеоролика нужна программа Macromedia Flash или Flash player)

- Незнайка, скажи, пожалуйста, сколько планет входит в состав Солнечной системы?

- Какая по счёту планета Земля, из девяти вращающихся вокруг Солнца?

- А вот чем Земля отличается от других планет, об этом нам расскажет профессор Знайка.

- СПАСИБО тебе, Знайка.

- Так чем же Земля отличается от других планет Солнечной системы?

- А сейчас я проверю, как вы заполнили расположение планет в Солнечной системе. Работу выполним в бортовых журналах и на доске.

Собери модель солнечной системы.

- Вы называете планеты по порядку, как они располагаются, я их отмечаю на макете "Звёздное небо", а вы работаете в своих бортовых журналах на 2-ой странице, отмечая планету заменителем планеты, например, планета "Земля" обозначается буквой "З", планета "Юпитер" буквой "Ю" и т.д.

Работа на доске и в бортовых журналах.

- МОЛОДЦЫ!

- Стоп! Снято! Очередной кадр готов. Молодцы!

- Теперь вы знаете, что Солнце - это огромная звезда, вокруг которой вращаются 9 планет.

4. Знакомство со звёздами.

КАДР V.

- В следующем кадре Незнайка и его друзья должны узнать, почему звёзды бывают разного цвета.

- Вы, наверное, обратили внимание, что маски-звёзды у вас разного цвета, так и на звёздном небе все звёзды разного цвета, а дело в том, что у каждой звезды определённая температура.

- Откройте учебник на с.7 и прочитайте самостоятельно статью "Звёзды имеют разный цвет"

После прочтения текста в учебнике.

- Оператор готов?

- Ассистент режиссёра готов?

- Какого цвета самые горячие звёзды? Белые и голубые.

- Тёплые звёзды? Жёлтые и оранжевые.

- А наиболее холодные? Красные.

- Какая самая горячая звезда? Солнце

- А сейчас мы с вами поиграем. Если вы услышите слово: "Горячие", то встают те ребята, маски которых соответствующего цвета, т.е. белого или синего. Если я скажу слово: "Тёплые", то ребята, маски которых жёлтого или оранжевого цвета, или "Холодные", то встают ребята, маски которых красного цвета.

- Горячие:

- Тёплые:

- Холодные:

- МОЛОДЦЫ!

- Стоп! Снято! Замечательно!

VI. Подведение итогов.

- Дальше по сценарию Незнайка и его друзья благополучно возвращаются на землю, где их встречают Коротышки из цветочного города.

- Скажите, что нового вы узнали о звёздах, о Солнечной системе?

- Вам понравилось снимать фильм и быть в роли актёров?

- Ребята, а вы хотите посмотреть фильм, который мы сняли?

Просмотр снятого фильма.

VII. Разгадывание кроссворда.

- А сейчас, ребята, давайте с вами разгадаем кроссворд и проверим свои знания а Солнечной системе. (Приложение4)

VII. Оценка учащихся.

- Ребята, сегодня мы говорили о звездах, о планетах. А я знаю, есть такая планета, про которую не знает ни один учёный, но зато знают ребята-школьники и называется эта планета "Планета Знаний". В ваших бортовых журналах на последней странице вы можете увидеть эту планету. Если вы считаете, что всё то, что увидели о космосе, можете рассказать своим друзьям, то ваша ракета на планете "Знаний". Если вы считаете, что увиденное и услышанное о космосе, вы можете рассказать, но после прочтения материала в учебнике, то ваша ракета, ещё в полёте. А если вы считаете, что материал усвоили, но сомневаетесь, что сможете его рассказать, то ваша ракета ещё на планете "Земля". Ребята, определите, где находится ваша ракета.

- При помощи "Данеток", покажите, у кого ракета уже на планете "Знаний", у кого ракета ещё в полёте, а у кого ещё на Земле.

VIII. Домашнее задание.

- Домашнее задание у вас будет творческим. Вы должны придумать фантастическую историю про звёздное небо. Всем спасибо за урок.