Оборудование: компьютер, принтер, сканер, телевизор.
Цели проекта:
- На примере темы проекта рассмотреть (изучить) этапы решения реальной задачи с использованием ЭВМ.
- Помочь учащимся в профессиональном выборе.
Задачи проекта:
- Учить учащихся самостоятельному поиску необходимой информации с использованием различных источников (компьютерных баз данных, библиотек, справочников).
- Учить проводить экономический анализ.
- Учить правильно оценивать возможности, выбирать программные средства для решения прикладных задач.
- Учить обмениваться информацией, поддерживать разговор, умению изложить свою тему и развить ее, умению выразить свою точку зрения и обосновать ее.
- Учить учащихся работать индивидуально, в парах, в группах по теме проекта.
- Учить методу прогнозирования.
- Развивать чувство ответственности за выбранное дело.
- Учить анализу и оценке собственных творческих и деловых возможностей.
Учебные предметы, близкие к изучаемой теме: информатика, экономика, математика, технология.
Сроки проведения проекта: 8 уроков.
АННОТАЦИЯ
Тема данного проекта является актуальной для учащихся класса (что подтверждается результатами психологического тестирования). Проект охватывает такие разделы науки как информатику, математику, экономику, технологию и частично историю.
Работа по теме проекта предлагает учащимся изучение широкого круга вопросов, связанных с работой дилерских фирм, анализом экономической ситуации на рынке, знакомством учащихся с новыми, но уже ставшими популярными профессиями: администратор, менеджер, дилер и т.д.
Анализ различных факторов ценообразования и выработка принципов оптимальной работы дилерской фирмы в условиях современного рынка – основа работы над проектом.
Работа по теме проекта предполагает изучение достаточно широкого круга вопросов и анализ разносторонней информации.
- Сведения о работе дилерских фирм в нашей стране.
- Специалисты, работающие в области оптовой торговле, профессиональные требования, предъявляемые к ним.
- Знакомство с правилами ценообразования.
- Основные правила разработки рекламных проектов, программные средства для их создания.
- Сравнительный анализ экономических показателей для получения наибольшей прибыли.
Выходы:
- Презентация-реклама дилерской фирмы, разработанная в Microsoft PowerPoint.
- Проигрывание реальной экономической ситуации.
- Рекламный проект на предложенную тему (Microsoft Word).
- Расчет прибыли фирмы.
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
1 этап: “Разработка проектного задания” (1 урок).
Задачи: Определение темы, уточнение целей, актуальность темы, выбор рабочих групп и распределение в них ролей, определение источников информации, постановка задач, выбор критериев оценивания результатов.
Ученики: Организуются в рабочие группы, уточняют информацию, формируют задачи и способы взаимодействия.
Учитель: Мотивирует учащихся, объясняет цели проекта, помогает в анализе, оговаривает сроки выполнения заданий, наблюдает.
2 этап: “Разработка проекта” (4 урока).
Задачи: Сбор и уточнение информации, выбор оптимального варианта, уточнение планов деятельности, выполнение проекта.
Ученики: Самостоятельная работа с информацией (индивидуальная, групповая, парная), анализ, обобщение, синтез идей, работают над проектом и оформляют проект.
Администраторы: Координируют и руководят работой сотрудников фирм (учащихся), разрабатывают рекламный проспект фирмы (Microsoft PowerPoint).
Художники рекламных отделов: изучают требования предъявляемые к рекламе, анализируют сведения и готовят эскиз рекламного листа для товара.
Экономисты: Собирают информацию о правилах ценообразования. Составляют алгоритм вычисления продажной стоимости товара (Microsoft Excel).
Программисты: составляют программу на языке программирования Turbo Pascal для автоматизации вычислений (вычисление продажной стоимости товара) с учетом данных, полученных экономистами.
Торговые агенты: Участвуют в работе группы, разбираются в вопросах ценообразования, взаимодействуют с рекламными агентами.
Учитель: Наблюдает, консультирует, советует.
3 этап: “Оценка результатов” (1 урок).
Задачи: анализ выполнения проекта, обсуждение достигнутых результатов и выводов, оценка полноты поставленной цели.
Ученики: участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке.
Администраторы: представление компьютерной презентации и уточнение сопроводительного текста.
Художники рекламных отделов: показ компьютерного эскиза рекламного листа, обсуждение сопроводительного текста.
Экономисты: представление и обсуждение плана экономических действий, выбор наиболее прибыльного направления.
Программисты: представление программы, анализ и уточнение ее возможностей.
Торговые агенты: сопоставление результатов (рекламный эскиз, экономический анализ) и уточнение сопроводительного текста.
Учитель: Наблюдает, направляет процесс анализа.
4 этап: “Защита проекта” (1 урок).
Тема урока: Информационные технологии решения задач.
Цели: 1. Повторить этапы решения
задач на ЭВМ на примере конкретной задачи.
2. Проконтролировать правильность оценки
возможностей, выбора программных средств для
решения задачи.
3. Развивать чувство ответственности за порученное дело.
Оборудование: компьютер, принтер, телевизор.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Проверка готовности класса к уроку.
- Целевая установка.
2. Защита проекта.
- Ученики сидят в группах по 5 человек, каждая группа представляет дилерскую фирму. Администраторы представляют рекламные проспекты фирм, дают краткую характеристику специалистам, работающим в фирмах.
- Каждая группа получает карточку с указанием вариантов партий товаров (себестоимость и количество товаров в партии). Экономисты совместно с программистами должны оценить ситуацию и выбрать наиболее прибыльную партию товара, составить пояснительную диаграмму, предоставить расчетные ведомости. В это время сотрудник рекламного отдела готовит рекламный проспект товара, а торговый агент – сопроводительную речь. Администратор руководит работой группы, при необходимости оказывает помощь. Итогом работы группы на этом этапе урока является выступление торгового агента с материалами группы перед гостями-покупателями.
3. Оценка результатов работы.
Этот этап работы предполагает присутствие зрителей-покупателей (ученики этого или другого класса, родители, учителя и т.д.).
Каждый гость в начале урока получил жетон с указанием суммы имеющихся у него денег и две карточки фирм, отличающихся по цвету. Гость может купить товар у одной из фирм, используя карточку соответствующего цвета, на которой указывается наименование и количество покупаемого товара (в пределах имеющейся денежной суммы).
Фирмы не знают об ограниченной платежной способности покупателей.
Учитывая данные карточек каждая фирма подсчитывает количество проданного товара и вычисляет свою прибыль. Фирма, заработавшая больше денег, является победителем.
4. Домашнее задание.
Провести рейтинговую оценку и самооценку (используя анкету оценки рейтинга).
5 этап: “Рефлексия” (1 урок).
Задачи: оценка выполнения проекта.
Ученики: заполняют анкеты рейтинговой оценки.
Учитель: заполняет анкеты рейтинговой оценки, выводит среднюю оценку по проекту, общую оценку проекта.
ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА
- Сбор информации.
- Аналитическая работа над собственным материалом.
- Консультации учителя.
- Корректировка.
- Дальнейший поиск информации.
- Обобщение, обсуждение полученных данных, разработка офисных приложений, программ.