Деловая игра по информатике "Работа дилерской фирмы в условиях рыночной экономики"

Разделы: Информатика


Оборудование: компьютер, принтер, сканер, телевизор.

Цели проекта:

  1. На примере темы проекта рассмотреть (изучить) этапы решения реальной задачи с использованием ЭВМ.
  2. Помочь учащимся в профессиональном выборе.

Задачи проекта:

  1. Учить учащихся самостоятельному поиску необходимой информации с использованием различных источников (компьютерных баз данных, библиотек, справочников).
  2. Учить проводить экономический анализ.
  3. Учить правильно оценивать возможности, выбирать программные средства для решения прикладных задач.
  4. Учить обмениваться информацией, поддерживать разговор, умению изложить свою тему и развить ее, умению выразить свою точку зрения и обосновать ее.
  5. Учить учащихся работать индивидуально, в парах, в группах по теме проекта.
  6. Учить методу прогнозирования.
  7. Развивать чувство ответственности за выбранное дело.
  8. Учить анализу и оценке собственных творческих и деловых возможностей.

Учебные предметы, близкие к изучаемой теме: информатика, экономика, математика, технология.

Сроки проведения проекта: 8 уроков.

АННОТАЦИЯ

Тема данного проекта является актуальной для учащихся класса (что подтверждается результатами психологического тестирования). Проект охватывает такие разделы науки как информатику, математику, экономику, технологию и частично историю.

Работа по теме проекта предлагает учащимся изучение широкого круга вопросов, связанных с работой дилерских фирм, анализом экономической ситуации на рынке, знакомством учащихся с новыми, но уже ставшими популярными профессиями: администратор, менеджер, дилер и т.д.

Анализ различных факторов ценообразования и выработка принципов оптимальной работы дилерской фирмы в условиях современного рынка – основа работы над проектом.

Работа по теме проекта предполагает изучение достаточно широкого круга вопросов и анализ разносторонней информации.

  • Сведения о работе дилерских фирм в нашей стране.
  • Специалисты, работающие в области оптовой торговле, профессиональные требования, предъявляемые к ним.
  • Знакомство с правилами ценообразования.
  • Основные правила разработки рекламных проектов, программные средства для их создания.
  • Сравнительный анализ экономических показателей для получения наибольшей прибыли.

Выходы:

  • Презентация-реклама дилерской фирмы, разработанная в Microsoft PowerPoint.
  • Проигрывание реальной экономической ситуации.
  • Рекламный проект на предложенную тему (Microsoft Word).
  • Расчет прибыли фирмы.

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

1 этап: “Разработка проектного задания” (1 урок).

Задачи: Определение темы, уточнение целей, актуальность темы, выбор рабочих групп и распределение в них ролей, определение источников информации, постановка задач, выбор критериев оценивания результатов.

Ученики: Организуются в рабочие группы, уточняют информацию, формируют задачи и способы взаимодействия.

Учитель: Мотивирует учащихся, объясняет цели проекта, помогает в анализе, оговаривает сроки выполнения заданий, наблюдает.

2 этап: “Разработка проекта” (4 урока).

Задачи: Сбор и уточнение информации, выбор оптимального варианта, уточнение планов деятельности, выполнение проекта.

Ученики: Самостоятельная работа с информацией (индивидуальная, групповая, парная), анализ, обобщение, синтез идей, работают над проектом и оформляют проект.

Администраторы: Координируют и руководят работой сотрудников фирм (учащихся), разрабатывают рекламный проспект фирмы (Microsoft PowerPoint).

Художники рекламных отделов: изучают требования предъявляемые к рекламе, анализируют сведения и готовят эскиз рекламного листа для товара.

Экономисты: Собирают информацию о правилах ценообразования. Составляют алгоритм вычисления продажной стоимости товара (Microsoft Excel).

Программисты: составляют программу на языке программирования Turbo Pascal для автоматизации вычислений (вычисление продажной стоимости товара) с учетом данных, полученных экономистами.

Торговые агенты: Участвуют в работе группы, разбираются в вопросах ценообразования, взаимодействуют с рекламными агентами.

Учитель: Наблюдает, консультирует, советует.

3 этап: “Оценка результатов” (1 урок).

Задачи: анализ выполнения проекта, обсуждение достигнутых результатов и выводов, оценка полноты поставленной цели.

Ученики: участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке.

Администраторы: представление компьютерной презентации и уточнение сопроводительного текста.

Художники рекламных отделов: показ компьютерного эскиза рекламного листа, обсуждение сопроводительного текста.

Экономисты: представление и обсуждение плана экономических действий, выбор наиболее прибыльного направления.

Программисты: представление программы, анализ и уточнение ее возможностей.

Торговые агенты: сопоставление результатов (рекламный эскиз, экономический анализ) и уточнение сопроводительного текста.

Учитель: Наблюдает, направляет процесс анализа.

4 этап: “Защита проекта” (1 урок).

Тема урока: Информационные технологии решения задач.

Цели: 1. Повторить этапы решения задач на ЭВМ на примере конкретной задачи.
2. Проконтролировать правильность оценки возможностей, выбора программных средств для решения задачи.

3. Развивать чувство ответственности за порученное дело.

Оборудование: компьютер, принтер, телевизор.

Ход урока

1. Организационный момент.

  1. Проверка готовности класса к уроку.
  2. Целевая установка.

2. Защита проекта.

  1. Ученики сидят в группах по 5 человек, каждая группа представляет дилерскую фирму. Администраторы представляют рекламные проспекты фирм, дают краткую характеристику специалистам, работающим в фирмах.
  2. Каждая группа получает карточку с указанием вариантов партий товаров (себестоимость и количество товаров в партии). Экономисты совместно с программистами должны оценить ситуацию и выбрать наиболее прибыльную партию товара, составить пояснительную диаграмму, предоставить расчетные ведомости. В это время сотрудник рекламного отдела готовит рекламный проспект товара, а торговый агент – сопроводительную речь. Администратор руководит работой группы, при необходимости оказывает помощь. Итогом работы группы на этом этапе урока является выступление торгового агента с материалами группы перед гостями-покупателями.

3. Оценка результатов работы.

Этот этап работы предполагает присутствие зрителей-покупателей (ученики этого или другого класса, родители, учителя и т.д.).

Каждый гость в начале урока получил жетон с указанием суммы имеющихся у него денег и две карточки фирм, отличающихся по цвету. Гость может купить товар у одной из фирм, используя карточку соответствующего цвета, на которой указывается наименование и количество покупаемого товара (в пределах имеющейся денежной суммы).

Фирмы не знают об ограниченной платежной способности покупателей.

Учитывая данные карточек каждая фирма подсчитывает количество проданного товара и вычисляет свою прибыль. Фирма, заработавшая больше денег, является победителем.

4. Домашнее задание.

Провести рейтинговую оценку и самооценку (используя анкету оценки рейтинга).

5 этап: “Рефлексия” (1 урок).

Задачи: оценка выполнения проекта.

Ученики: заполняют анкеты рейтинговой оценки.

Учитель: заполняет анкеты рейтинговой оценки, выводит среднюю оценку по проекту, общую оценку проекта.

ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА

  1. Презентация темы проекта.
  2. Определение количества групп и участников по 5 человек в группе, распределение функциональных обязанностей.
  3. Обсуждение источников информации, планов деятельности.
  4. Работа по темам проекта в группах:
    • Сбор информации.
    • Аналитическая работа над собственным материалом.
    • Консультации учителя.
    • Корректировка.
    • Дальнейший поиск информации.
    • Обобщение, обсуждение полученных данных, разработка офисных приложений, программ.
  5. “Защита проекта”.
  6. Подведение итогов, рейтинговая оценка.
  7. Рефлексия.