Краеведческо-туристский клуб "Норильчата" как средство решения нравственных и экологических задач воспитания младших школьников

Разделы: Внеклассная работа


Цель создания клуба: решение задач нравственного и экологического воспитания младших школьников.

Место расположения клуба: МОУ “СОШ №1” г.Норильска.

Участники клуба: учащиеся 2-ых и 3-их классов МОУ “СОШ №1”.

Условия вступления в клуб: добровольность, согласие родителей в форме заявления, отсутствие медицинских противопоказаний.

Срок действия клуба: представленная программа рассчитана на первый год обучения.

Правовая база клуба: Устав ОУ, Положение о краеведо-туристском клубе, СанПиН 2.4.2.

Название клуба: “НОРИЛЬЧАТА”.

Девиз клуба:

Мы – команда озорная,
Закалённая, крутая,
Любим школу мы родную, -
Старую, но молодую.
И учиться нам не лень,
И гулять, хоть каждый день.
Мы отважны и умны,
Мы НОРИЛЬСКОМ рождены!

Гимн клуба:

Мы – весёлые ребята,
Мы – ребята- норильчата.
Город славен наш трудом,
Мы в Норильске все живём.
Зовём мы родиной
Город наш северный,
И тундру – матушкой,
Сугробами заснеженной,
Мы – норильчата, хоть куда,
Готовы жить мы здесь всегда,
И охранять наши полярные края.

ПРОГРАММА КРАЕВЕДО-ТУРИСТСКОГО КЛУБА “НОРИЛЬЧАТА”

Тема занятия

Теоретические знания

Практическая направленность

Воспитательный аспект

Раздел: “Музееведение”

Поиск и сбор информации о семейных династиях школы №1 г. Норильска.

История возникновения первой школы. Что такое династия.

Сбор фотоархивов, воспоминаний поколений первой школы.

Связь поколений. Преемственность поколений. Семейные традиции.

История первой школы, её первых учеников и педагогов: события, факты.

Первое здание школы, её месторасположение.

Работа в музее школы. Поиск фактов в книгах известных норильчан. Работа в библиотеке.

Развитие исторической культуры. Наследие.

Создание и оформление книги “Династии первой школы”.

 

Рисунки, работа с ПК.

Воспитание ответственности за начатое коллективное дело. Распределение обязанностей при работе над книгой.

Владислав Пьявко – выпускник нашей школы, заслуженный артист СССР, тенор.

Звание заслуженного артиста- кому присуждается, за какие успехи и достижения. Кто такой тенор.

Чтение книги Владислава Пьявко “Из хроники прожитых жизней…”. Автограф автора для Билоконной Г.Л. Просмотр видеоматериалов с выступлениями В.Пьявко.

Характер человека: его многогранность и изменчивость. Жизненные позиции и устои. Талант- дар божий.

Раздел: “Изучение моего города”

Наша школа сегодня. План- схема школы, её помещений. Экскурсия по школе.

Понятие план- схема.

Экскурсия.

Мотивация интереса к изучаемому объекту.

Наш микрорайон. Улица, где находится школа. История названия улицы Комсомольской. Социальные объекты, расположенные на улице, их назначение для жизни горожан. Экскурсия по улице.

Понятия микрорайон, социальные объекты.

Экскурсия.

Мотивация интереса к изучаемому объекту.

Знакомство с культурными и историческими местами микрорайона: конотеатр “Родина”, музей освоения и развития НПР, памятник В.И.Ленину на Октябрьской площади, памятник первым строителям Норильска на Комсомольской площади, памятные таблички на Ленинском проспекте, парк отдыха, стадион “Заполярник”. Посещение музея, кинотеатра, экскурсия на стадион, к памятникам.

Памятник, памятные таблички. Кем был В.И.Ленин. Исторический экскурс.

Экскурсии, культурный выход в музей, в кинотеатр.

Культура поведения в общественных местах. Расширение исторических знаний ребят о местах города, микрорайона.

Памятник погибшим воинам-интернационалистам “Чёрный тюльпан”.

Интернациональный долг. Воины-афганцы.

Экскурсия к “Чёрному тюльпану”.

Память. Скорбь. Вечная слава.

Наш город. История Норильска. Норильск сегодня. Символика Норильска - герб города.

Что такое символика, герб, геральдика.

Просмотр журналов, книг, видеофильмов о Норильске. Рисование герба Норильска.

Воспитание патриотизма, любви к родному городу, гордости за людей героических профессий.

Раздел: “Природа”.

Понятие о природе. Значение зелени в городе. Сезонные изменения в природе: осень, зима, весна, лето. Тематические прогулки и экскурсии: “В гости к сказке”, “Где ночует пурга?”, “Куда спряталось лето?”

Что такое природа, сезоны.

Прогулки и экскурсии.

Духовное воспитание ребят. Поэтика в природе.

Природная зональность: зона тундры. Отличительные особенности зоны тундры от других природных зон.

Природная зональность. Зона тундры. Арктическая зона.

Работа с картой, глобусом, развивающие настольные игры.

Мотивация интереса к изучаемому объекту.

Природные ресурсы: растительный и животный мир. Полезные ископаемые.

Что такое ресурс, флора, фауна, полезные ископаемые. Полезные ископаемые норильского промышленного района.

Работа с гербарием, коллекцией полезных ископаемых. Описание некоторых видов ископаемых, их свойств.

Мотивация интереса к изучаемому объекту.

Многообразие растительного мира. Разновидности растений (деревья, кустарники, травы), произрастающих в тундре.

Флора тундры.

Работа с гербарием, поиск материала в Интернете, литературе, периодической печати.

Воспитание нравственных качеств: бережности, любви к родной природе.

Многообразие животного мира. Разновидности животных (насекомых, птиц, зверей, рыб), населяющих тундру.

Фауна тундры.

Поиск материала в Интернете, литературе, периодической печати.

Экологическое воспитание ребят.

Экопроект “Северный олень”.

 

Защита творческих проектов “Северный олень”.

Воспитание креативности у ребят. Развитие речи.

Наблюдения в природе за растениями и животными. Передача своих впечатлений через презентацию рисунков, поисковых записей, фотоматериала.

 

Презентация наблюдений за живой природой.

Развитие наблюдательных качеств. Воспитание внимательного отношения к окружающему миру.

Раздел: “Экология”

Знакомство с понятием экология. Охрана природных богатств.

Что такое экология. Виды охраны природы.

Экологический диспут.

Воспитание экологической грамотности.

Красная книга Красноярского края. Экологическое равновесие растительного и животного мира.

Что такое Красная книга. Причина её возникновения. Цепи питания.

Поиск материала о видах животных и растений, занесённых в Красную книгу.

Воспитание экологической грамотности.

Экопроект “Розовая чайка”.

Вид чайка.

Защита творческих проектов “Розовая чайка”.

Воспитание экологической культуры.

Природные места отдыха населения. Правила поведения в природе. Необходимость бережного отношения отдыхающих к природному окружению. Знакомство с заповедником “Путоранский”. Экскурсия в научно-исследовательский институт сельского хозяйства Крайнего Севера.

Понятие заповедник.

Экскурсия в живой уголок заповедника “Путоранский”.

Развитие наблюдательных качеств. Воспитание внимательного отношения к окружающему миру.

Особенности труда людей родного города, Горной компании “Норильский никель”.

Металлург, горняк, плавильщик, обогатитель.

Презентация по теме “Профессии Горной компании”. Чтение книги А.Усачёва.

Духовное воспитание ребят. Воспитание патриотизма и гордости за норильчан и их труд.

Раздел: “Норильск творческий”

Дом творчества детей и молодёжи.

Творчество. Творческий человек. Работать творчески.

Выход в ДТДМ.

Культура поведения в общественных местах. Расширение знаний ребят о культурных местах города.

Городская публичная библиотека.

Что такое публичная библиотека.

Выход в публичную библиотеку.

Культура поведения в общественных местах. Расширение знаний ребят о культурных местах города.

Художественная галерея.

Художественная галерея.

Выход в художественную галерею.

Культура поведения в общественных местах. Расширение знаний ребят о культурных местах города.

Заполярный театр драмы им. В.В.Маяковского.

Театр драмы.

Выход в театр.

Культура поведения в общественных местах. Расширение знаний ребят о культурных местах города.

Раздел: “Мы будущие экологи”

Как влияет хозяйственная деятельность человека на природу.

Экологическая катастрофа. Что такое ПДК.

Сравнительный анализ питьевой и родниковой воды. Способы защиты при повышенном уровне ПДК выбросов в атмосферу газа с металлургических заводов.

Воспитание экологической грамотности. Развитие наблюдательности, исследовательской деятельности.

Викторина “Экологический светофор”.

Проверка теоретических знаний.

Коллективная, групповая и индивидуальная деятельность участников клуба.

Мотивация успеха в достижении конечного результата.

“Сигналы бедствия” от растений и животных. Экопроект “Ещё живущим на земле таймырской…”

 

Круглый стол участников экопроекта. Представление творческих работ.

Воспитание нравственных качеств: бережности, любви к родной природе.

Оформление альбома “Моя земля- полуостров Таймыр”.

 

Фотографии растений и животных Таймыра, выполненные участниками клуба.

Мотивация успеха в достижении конечного результата. Воспитание креативности у ребят.

Охрана водоёмов. Промысловые рыбы северных рек и озёр. Браконьерство.

Браконьерство. Браконьер.

Работа с топографической картой. Дидактическая игра “Рыбы северных рек и озёр”.

Воспитание экологической грамотности. Развитие наблюдательности, исследовательской деятельности.

Раздел: “Познавательный туризм”

Правила прогулок и экскурсий. Что одевают в поход в тундру. Туристское снаряжение. Что и сколько брать с собой в поход.

Туристское снаряжение.

Игра “Я собираюсь в поход”.

Культура поведения в местах отдыха людей. Бережность к природе. Правила хорошего туриста.

Составление маршрута движения.

Что такое маршрут.

Составление маршрута движения на местности. Движение по заданному маршруту.

Умение ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении.

“Природные лекарства”. Правила пользования ими. Разучивание походных песен.

Лекарственные травы тундры.

Разучивание походных песен.

Духовное воспитание ребят. Воспитание ответственности за товарища.

Освоение туристских должностей: командир, инструктор по физкультуре, санитар, повар, фотокорреспондент.

 

Ролевые игры.

Духовное воспитание ребят. Воспитание ответственности за товарищей, за порученное дело.

Как правильно расположиться на привале, перекусить, сварить чай. Правила разведения костра.

Привал туристов.

Практическое изучение туристских навыков.

Воспитание ответственности за товарищей, за порученное дело.

Оказание ПМП при порезах, ушибах, ссадинах.

Что такое ПМП.

Практическое применение полученных знаний.

Воспитание ответственности за товарищей, за порученное дело.

Виды туризма: пешеходный, вело, горный, водный, авто.

Виды туризма.

Презентация видов туризма.

Развитие речи, любознательности.

Преодоление простейших препятствий в походе: ручья, кочек, возвышенности.

 

Практическое применение полученных знаний.

Воспитание ответственности за товарищей, за порученное дело.

Умение починить одежду, просушить обувь.

 

Практическое применение навыков самообслуживания в походе.

Воспитание самостоятельности, решительности.

Раздел: “Спортивная подготовка туристов”

ОФП.

 

ОФП.

Развитие двигательных и спортивных качеств.

Соревнования. Эстафеты. Спортивные игры.

 

Соревнования. Эстафеты. Спортивные игры в спортзале и на улице.

Развитие двигательных, силовых и спортивных качеств.

Занятие на катке “Льдинка”.

 

Катание на коньках.

Воспитание выносливости, смелости, терпеливости.

Заключительное занятие- праздник “Закрытие клубного сезона”.

 

Подготовка сценария, награждение лучших членов клуба, выступление ребят в праздничном концерте.