Цель создания клуба: решение задач нравственного и экологического воспитания младших школьников.
Место расположения клуба: МОУ “СОШ №1” г.Норильска.
Участники клуба: учащиеся 2-ых и 3-их классов МОУ “СОШ №1”.
Условия вступления в клуб: добровольность, согласие родителей в форме заявления, отсутствие медицинских противопоказаний.
Срок действия клуба: представленная программа рассчитана на первый год обучения.
Правовая база клуба: Устав ОУ, Положение о краеведо-туристском клубе, СанПиН 2.4.2.
Название клуба: “НОРИЛЬЧАТА”.
Девиз клуба:
Мы – команда озорная,
Закалённая, крутая,
Любим школу мы родную, -
Старую, но молодую.
И учиться нам не лень,
И гулять, хоть каждый день.
Мы отважны и умны,
Мы НОРИЛЬСКОМ рождены!
Гимн клуба:
Мы – весёлые ребята,
Мы – ребята- норильчата.
Город славен наш трудом,
Мы в Норильске все живём.
Зовём мы родиной
Город наш северный,
И тундру – матушкой,
Сугробами заснеженной,
Мы – норильчата, хоть куда,
Готовы жить мы здесь всегда,
И охранять наши полярные края.
ПРОГРАММА КРАЕВЕДО-ТУРИСТСКОГО КЛУБА “НОРИЛЬЧАТА”
Тема занятия |
Теоретические знания |
Практическая направленность |
Воспитательный аспект |
Раздел: “Музееведение” |
|||
Поиск и сбор информации о семейных династиях школы №1 г. Норильска. |
История возникновения первой школы. Что такое династия. |
Сбор фотоархивов, воспоминаний поколений первой школы. |
Связь поколений. Преемственность поколений. Семейные традиции. |
История первой школы, её первых учеников и педагогов: события, факты. |
Первое здание школы, её месторасположение. |
Работа в музее школы. Поиск фактов в книгах известных норильчан. Работа в библиотеке. |
Развитие исторической культуры. Наследие. |
Создание и оформление книги “Династии первой школы”. |
Рисунки, работа с ПК. |
Воспитание ответственности за начатое коллективное дело. Распределение обязанностей при работе над книгой. |
|
Владислав Пьявко – выпускник нашей школы, заслуженный артист СССР, тенор. |
Звание заслуженного артиста- кому присуждается, за какие успехи и достижения. Кто такой тенор. |
Чтение книги Владислава Пьявко “Из хроники прожитых жизней…”. Автограф автора для Билоконной Г.Л. Просмотр видеоматериалов с выступлениями В.Пьявко. |
Характер человека: его многогранность и изменчивость. Жизненные позиции и устои. Талант- дар божий. |
Раздел: “Изучение моего города” |
|||
Наша школа сегодня. План- схема школы, её помещений. Экскурсия по школе. |
Понятие план- схема. |
Экскурсия. |
Мотивация интереса к изучаемому объекту. |
Наш микрорайон. Улица, где находится школа. История названия улицы Комсомольской. Социальные объекты, расположенные на улице, их назначение для жизни горожан. Экскурсия по улице. |
Понятия микрорайон, социальные объекты. |
Экскурсия. |
Мотивация интереса к изучаемому объекту. |
Знакомство с культурными и историческими местами микрорайона: конотеатр “Родина”, музей освоения и развития НПР, памятник В.И.Ленину на Октябрьской площади, памятник первым строителям Норильска на Комсомольской площади, памятные таблички на Ленинском проспекте, парк отдыха, стадион “Заполярник”. Посещение музея, кинотеатра, экскурсия на стадион, к памятникам. |
Памятник, памятные таблички. Кем был В.И.Ленин. Исторический экскурс. |
Экскурсии, культурный выход в музей, в кинотеатр. |
Культура поведения в общественных местах. Расширение исторических знаний ребят о местах города, микрорайона. |
Памятник погибшим воинам-интернационалистам “Чёрный тюльпан”. |
Интернациональный долг. Воины-афганцы. |
Экскурсия к “Чёрному тюльпану”. |
Память. Скорбь. Вечная слава. |
Наш город. История Норильска. Норильск сегодня. Символика Норильска - герб города. |
Что такое символика, герб, геральдика. |
Просмотр журналов, книг, видеофильмов о Норильске. Рисование герба Норильска. |
Воспитание патриотизма, любви к родному городу, гордости за людей героических профессий. |
Раздел: “Природа”. |
|||
Понятие о природе. Значение зелени в городе. Сезонные изменения в природе: осень, зима, весна, лето. Тематические прогулки и экскурсии: “В гости к сказке”, “Где ночует пурга?”, “Куда спряталось лето?” |
Что такое природа, сезоны. |
Прогулки и экскурсии. |
Духовное воспитание ребят. Поэтика в природе. |
Природная зональность: зона тундры. Отличительные особенности зоны тундры от других природных зон. |
Природная зональность. Зона тундры. Арктическая зона. |
Работа с картой, глобусом, развивающие настольные игры. |
Мотивация интереса к изучаемому объекту. |
Природные ресурсы: растительный и животный мир. Полезные ископаемые. |
Что такое ресурс, флора, фауна, полезные ископаемые. Полезные ископаемые норильского промышленного района. |
Работа с гербарием, коллекцией полезных ископаемых. Описание некоторых видов ископаемых, их свойств. |
Мотивация интереса к изучаемому объекту. |
Многообразие растительного мира. Разновидности растений (деревья, кустарники, травы), произрастающих в тундре. |
Флора тундры. |
Работа с гербарием, поиск материала в Интернете, литературе, периодической печати. |
Воспитание нравственных качеств: бережности, любви к родной природе. |
Многообразие животного мира. Разновидности животных (насекомых, птиц, зверей, рыб), населяющих тундру. |
Фауна тундры. |
Поиск материала в Интернете, литературе, периодической печати. |
Экологическое воспитание ребят. |
Экопроект “Северный олень”. |
Защита творческих проектов “Северный олень”. |
Воспитание креативности у ребят. Развитие речи. |
|
Наблюдения в природе за растениями и животными. Передача своих впечатлений через презентацию рисунков, поисковых записей, фотоматериала. |
Презентация наблюдений за живой природой. |
Развитие наблюдательных качеств. Воспитание внимательного отношения к окружающему миру. |
|
Раздел: “Экология” |
|||
Знакомство с понятием экология. Охрана природных богатств. |
Что такое экология. Виды охраны природы. |
Экологический диспут. |
Воспитание экологической грамотности. |
Красная книга Красноярского края. Экологическое равновесие растительного и животного мира. |
Что такое Красная книга. Причина её возникновения. Цепи питания. |
Поиск материала о видах животных и растений, занесённых в Красную книгу. |
Воспитание экологической грамотности. |
Экопроект “Розовая чайка”. |
Вид чайка. |
Защита творческих проектов “Розовая чайка”. |
Воспитание экологической культуры. |
Природные места отдыха населения. Правила поведения в природе. Необходимость бережного отношения отдыхающих к природному окружению. Знакомство с заповедником “Путоранский”. Экскурсия в научно-исследовательский институт сельского хозяйства Крайнего Севера. |
Понятие заповедник. |
Экскурсия в живой уголок заповедника “Путоранский”. |
Развитие наблюдательных качеств. Воспитание внимательного отношения к окружающему миру. |
Особенности труда людей родного города, Горной компании “Норильский никель”. |
Металлург, горняк, плавильщик, обогатитель. |
Презентация по теме “Профессии Горной компании”. Чтение книги А.Усачёва. |
Духовное воспитание ребят. Воспитание патриотизма и гордости за норильчан и их труд. |
Раздел: “Норильск творческий” |
|||
Дом творчества детей и молодёжи. |
Творчество. Творческий человек. Работать творчески. |
Выход в ДТДМ. |
Культура поведения в общественных местах. Расширение знаний ребят о культурных местах города. |
Городская публичная библиотека. |
Что такое публичная библиотека. |
Выход в публичную библиотеку. |
Культура поведения в общественных местах. Расширение знаний ребят о культурных местах города. |
Художественная галерея. |
Художественная галерея. |
Выход в художественную галерею. |
Культура поведения в общественных местах. Расширение знаний ребят о культурных местах города. |
Заполярный театр драмы им. В.В.Маяковского. |
Театр драмы. |
Выход в театр. |
Культура поведения в общественных местах. Расширение знаний ребят о культурных местах города. |
Раздел: “Мы будущие экологи” |
|||
Как влияет хозяйственная деятельность человека на природу. |
Экологическая катастрофа. Что такое ПДК. |
Сравнительный анализ питьевой и родниковой воды. Способы защиты при повышенном уровне ПДК выбросов в атмосферу газа с металлургических заводов. |
Воспитание экологической грамотности. Развитие наблюдательности, исследовательской деятельности. |
Викторина “Экологический светофор”. |
Проверка теоретических знаний. |
Коллективная, групповая и индивидуальная деятельность участников клуба. |
Мотивация успеха в достижении конечного результата. |
“Сигналы бедствия” от растений и животных. Экопроект “Ещё живущим на земле таймырской…” |
Круглый стол участников экопроекта. Представление творческих работ. |
Воспитание нравственных качеств: бережности, любви к родной природе. |
|
Оформление альбома “Моя земля- полуостров Таймыр”. |
Фотографии растений и животных Таймыра, выполненные участниками клуба. |
Мотивация успеха в достижении конечного результата. Воспитание креативности у ребят. |
|
Охрана водоёмов. Промысловые рыбы северных рек и озёр. Браконьерство. |
Браконьерство. Браконьер. |
Работа с топографической картой. Дидактическая игра “Рыбы северных рек и озёр”. |
Воспитание экологической грамотности. Развитие наблюдательности, исследовательской деятельности. |
Раздел: “Познавательный туризм” |
|||
Правила прогулок и экскурсий. Что одевают в поход в тундру. Туристское снаряжение. Что и сколько брать с собой в поход. |
Туристское снаряжение. |
Игра “Я собираюсь в поход”. |
Культура поведения в местах отдыха людей. Бережность к природе. Правила хорошего туриста. |
Составление маршрута движения. |
Что такое маршрут. |
Составление маршрута движения на местности. Движение по заданному маршруту. |
Умение ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении. |
“Природные лекарства”. Правила пользования ими. Разучивание походных песен. |
Лекарственные травы тундры. |
Разучивание походных песен. |
Духовное воспитание ребят. Воспитание ответственности за товарища. |
Освоение туристских должностей: командир, инструктор по физкультуре, санитар, повар, фотокорреспондент. |
Ролевые игры. |
Духовное воспитание ребят. Воспитание ответственности за товарищей, за порученное дело. |
|
Как правильно расположиться на привале, перекусить, сварить чай. Правила разведения костра. |
Привал туристов. |
Практическое изучение туристских навыков. |
Воспитание ответственности за товарищей, за порученное дело. |
Оказание ПМП при порезах, ушибах, ссадинах. |
Что такое ПМП. |
Практическое применение полученных знаний. |
Воспитание ответственности за товарищей, за порученное дело. |
Виды туризма: пешеходный, вело, горный, водный, авто. |
Виды туризма. |
Презентация видов туризма. |
Развитие речи, любознательности. |
Преодоление простейших препятствий в походе: ручья, кочек, возвышенности. |
Практическое применение полученных знаний. |
Воспитание ответственности за товарищей, за порученное дело. |
|
Умение починить одежду, просушить обувь. |
Практическое применение навыков самообслуживания в походе. |
Воспитание самостоятельности, решительности. |
|
Раздел: “Спортивная подготовка туристов” |
|||
ОФП. |
ОФП. |
Развитие двигательных и спортивных качеств. |
|
Соревнования. Эстафеты. Спортивные игры. |
Соревнования. Эстафеты. Спортивные игры в спортзале и на улице. |
Развитие двигательных, силовых и спортивных качеств. |
|
Занятие на катке “Льдинка”. |
Катание на коньках. |
Воспитание выносливости, смелости, терпеливости. |
|
Заключительное занятие- праздник “Закрытие клубного сезона”. |
Подготовка сценария, награждение лучших членов клуба, выступление ребят в праздничном концерте. |