Тема урока: «Гражданские права ребенка в литературе XIX века».
Тип урока: развитие ключевых
компетентностей в рамках мини – проекта в
урочной деятельности, урок, ориентированный на
процесс общения, урок-дискуссия.
(учебные компетентности –
связывать воедино и использовать отдельные
компоненты знания, в том числе использовать
знания других предметов; исследовательские
компетентности – видеть и вычленять
проблемы, находить и обрабатывать информацию,
коммуникативные компетентности –
дискуссия, выслушивание мнений других учащихся,
умение выступать публично, компетентности
по работе о сотрудничестве –
принимать решения, поддерживать контакты,
сотрудничать в команде или в командах.)
Цели урока:
Дидактичесая цель: создать условия для осознания и осмысления изученного материала в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся средствами образовательной технологии – мини-проекта.
Цели по содержанию:
- Образовательный аспект: ознакомление с моральными и правовыми нормами на примере произведений авторов XIX века и современными документами о правах ребенка.
- Развивающий аспект: умение работать над проектом, выделять этапы работы над проектом, умение представлять продукт обсуждения проблем на уроке, умение оценивать результаты деятельности индивидуально и в группе, развитие коммуникативных умений и навыков, умение работать с различными видами источников, развитие критического мышления, логического и аналитического мышления, развитие групповой работы.
- Воспитательный аспект: создание условий для осознания учащимися морально-нравственных ценностей через сопоставительный анализ прав ребенка нашего времени и ребенка XIX века, отраженный в произведения Чехова А.П. «Ванька» и Некрасова Н.И. «Плач детей». Воспитание коммуникативности, толерантности, активной жизненной позиции, осознанию того, что наличие прав подразумевает и обязанности.
Формы организации познавательной деятельности: групповая, фронтальная, индивидуальная.
Методы обучения:
1. Частично-поисковый.
2. Метод научного познания (обобщение, сравнение,
анализ, выводы)
3. Проектно-исследовательской деятельности.
Средства обучения:
1. Конвенция о правах ребенка.
2. Чехов А.П. «Ванька»
3. Некрасов Н.А. «Плач детей»
4. Раздаточный материал. (Оценка работы группы и
каждого в данной группе).
Технологии обучения: проектно-исследовательская работа на уроке.
Структура урока:
I этап: Погружение в проект
II этап: Организация работы над проектом.
III этап: Работа над проектом.
IV этап: Презентация проекта.
V этап: Самооценка.
ХОД УРОКА
– Тема сегодняшнего урока: « Гражданские права ребенка в литературе XIX века». На уроке мы должны попытаться обсудить морально-нравственные аспекты данной темы и влияние на судьбу героев отсутствия правовых механизмов защиты детей. Какие законы вы знаете, которые защищают права ребенка в настоящее время? (Конвенция о правах ребенка, Конституция РФ, Семейный кодекс, Трудовой кодекс, Уголовный кодекс и т.д.)
– С каким документом мы подробно познакомились на прошлых уроках? (Конвенция о правах ребенка)
– На сегодняшнем уроке мы практически закрепим наши знания. Для этого мы будем работать над мини проектом по данной теме.
I.
– Работаем над таблицей:
Учебный проект |
||
Проблема | Почему это важно? | Актуальность. |
Проблематизация | Разбиваем проблему на ряд подпроблем | |
Цель | Зачем мы делаем этот проект? | Целеполагание |
Задачи | Что мы будем делать | Постановка задач. |
Методы и способы решения проблемы | Как мы будем это делать. | Выбор методов и способов. |
Результат | Что получится | Ожидаемый результат. |
В обсуждении принимает участие весь класс. Таблица может быть роздана на парты или нарисована на доске. Предположительно, может выглядеть следующим образом:
Проблема | Влияние на судьбу героев отсутствия правовых механизмов защиты детей. | |
Проблематизация | 1. Нарушения прав ребенка в произведении Чехова
А.П. 2. Нарушение прав ребенка в произведении Некрасова Н.А. 3. Конвенция о правах ребенка. |
|
Цель | Сравнить нынешнее положение детей и положение детей в XIX веке. | |
Задачи | 1. Познакомится с документом « Конвенция о
правах ребенка» 2. Прочитать названные произведения. |
|
Методы и способы | Анализ, сравнение, выводы. | |
Результат | Каждая группа выработает обращение к персонажам, нарушающим права ребенка. Обращение может быть представлено в любой форме(сценка, письменное обращение из 5 пунктов, плакат и т. д) |
II – III.
Для дальнейшей работы класс делится на группы произвольно или каждая группа формируется учителем по 5 человек или по 4 человека (работают, повернувшись к друг другу). На обсуждение вопроса дается время. Группа обсуждает, назначает выступающего.
Начинается обсуждение проблемы:
1. Обсуждение произведения Чехова А.П. «Ванька».
А. Зачитайте строки, где персонажи нарушают права ребенка. Что говорится в Конвенции о правах ребенка.
Б. На какую жизнь готов герой ради отъезда от сапожника?
В. Речевая характеристика героя. О чем она говорит.
Г. Смысл названия произведения.
Д. Можем ли мы назвать ребенка в данном произведении свободным?
2. Обсуждение произведения Некрасова Н.А. «Плач детей».
А. Ваше впечатление от произведения.
Б. Нарушения прав ребенка в данном произведении.
3. К чему приводит нарушения прав детей. Какие современные нормы защищают права ребенка.
4. Каждая группа по итогам обсуждения готовит обращение к персонажам, нарушающих права детей.
IV.
Презентация работ.
V.
Самооценка работы в группе.
Раздается таблица:
Что оценивается |
Фамилии |
5 (всегда работал) |
4 (часто) |
3 (иногда) |
2 (никогда) |
Ответы на вопросы | |||||
Выступление от группы | |||||
Идеи | |||||
Работа над обращением | |||||
Выступление с обращением |
Если останется время, обсуждается лучшая презентация.