Урок-смотр знаний "Поднять паруса" по теме "Гидросфера", 6-й класс

Разделы: География

Класс: 6


Цель урока: обобщить знания по теме “Гидросфера”. Оценить знания и умения учащихся. Продолжить отработку приемов работы с картой.

Оборудование: физическая карта полушарий, изображение трёх кораблей (по числу команд), атласы, карточки задания.

Класс предварительно делится на три команды. (Будущие корабли-экспедиции). В каждой команде выбирается капитан. Кораблю дают название и девиз.

В начале урока звучит фонограмма шума прибоя и музыка из кинофильма “Дети капитана Гранта”

Учитель: Сегодня мы совершим путешествие на трех кораблях по морям, рекам, озёрам. Каждый корабль отправляется из своего порта. Капитаны команд, установите свои корабли на карте (определяют координаты пункта отплытия).

Капитаны команд устанавливают фигурки кораблей на карте, согласно выбранным портам. Зачитывают девиз.

1 корабль - Санкт-Петербург.
2 корабль - Рио – де – Жанейро.
3 корабль – Сидней.

Учитель: Чтобы поднять якоря и отправиться в плавание необходимо проверить свои знания. Капитаны, получите конверты с вопросами.

1 команда.

1. Что такое гидросфера?
2. Что называется речной системой, из каких систем она состоит?
3. Что такое пойма?
4. Что называется архипелагом?
5. Что такое течение?

2 команда.

1. Что такое паводок?
2. Что такое цунами?
3. Что такое остров?
4. Что называют озерами?
5. Что такое солёность?

3 команда.

1. Что такое полуостров?
2. Что называется устьем?
3. Что такое водоупорный слой?
4. Что такое половодье?
5. Что такое снеговая линия?

Учитель: Команды справились с заданием. Подул попутный ветер, который выполнил паруса наших кораблей. Счастливого всем плавания! Для удачного путешествия кораблю необходимо иметь штурмана, который хорошо бы знал карту. Итак, проверку проходят знатоки карты. От каждой команды выходит один человек и показывает объекты на карте (по 4 вопроса каждому)

1.Частью какого океана является Аравийское море?
2. Какой пролив соединяет 2 моря и 2 океана?
3. Какой полуостров самый большой?
4. Какое самое большое озеро в мире?
5. В каком море никогда не утонешь?
6. Какая самая длинная река в мире?
7. Какое самое глубокое озеро в мире?
8. Пролив между Африкой и Европой?
9. Самая полноводная река в мире?
10. Где расположено Саргассово море?
11. На какой реке находится водопад Виктория?

Каждый ответ сопровождается показом на карте объекта. За правильный ответ дается цветная фишка.

Учитель: Итак штурманы доказали, что они знают карту. Впереди по курсу неизвестный остров! Необходимо узнать его название (капитаны берут конверты, в которых находятся контуры островов и определяют их названия, также их показывают на карте).

Учитель: Для того, чтобы пополнить запасы пресной воды на своем острове, необходимо разгадать кроссворд. Команда, которая первая его отгадает получает цветную фишку.(учащиеся получают кроссворды) (Рисунок №1)

Учитель: Итак, выявлен победитель в очередном испытании. Еще испытание ждет команд. Перед вами карты, в которых допущены ошибки. Исправьте их. (Учитель зачитывает неправильные названия, ученики отмечают ошибки и исправляют их на карте)

Неправильные названия на карте: Бенгальское море, Красный залив, Мексиканский пролив, море Дрейка, Карибский залив, Гибралтарский пролив, остров Лаптевых, полуостров Мадагаскар, Скандинавский остров, Аравийский пролив, остров Индостан.

Учитель: Во время плавания для каждой команды главное правило: “Один за всех и все за одного”. И сейчас мы проверим это на деле. Капитан каждого корабля берёт карточку с вопросом и готовится ответ коллективно.

1 карточка.

1. Почему реки не иссякают, подземные воды не исчезают? Почему моря и озёра не переполняются и не выходят из берегов, несмотря на то, что реки несут в них много воды?

2 карточка.

Назовите озёра, которые имеет одинаковый с Балтийским морем объём воды при площади в 12 раз меньшей. Какова глубина этого озера? У какого еще озера глубина свыше 1000 м. (озеро Байкал- глубина 1620 м. озеро Танганьика в Африке- 1470 м.)

3 карточка.

В Казахстане есть удивительное озеро. Оно примечательно тем, что в его узкой и длинной восточной половине вода солоноватая, а в широкой западной – пресная. Почему?

Учитель: Внимание! Впереди мель! И чтобы на неё не сесть, необходимо отгадать загадки. (Каждая команда получает карточку с загадкой)

Загадка №1

Я реке и друг, и брат.
Для людей трудиться рад.
Я машинами построен,
Сократить пути могу.
И от засухи, как воин,
Лес и поле берегу. (Канал)

Загадка №2

Остров я на Средиземном море,
Но попробуйте букву “Р” отнять-
И тут же на морском просторе
Стану я фонтаны вверх пускать. (Крит-кит)

Загадка №3

Я – сибирская река,
Широка и глубока.
Букву е на у смени-
Стану спутником Земли.(Лена – луна)

Учитель оценивает ответы. За правильные ответы даёт фишку.

Учитель: Кто знает, что на корабле называют “кубрик”? Пришло время отдохнуть. Предлагаю вам почитать книги.

Капитаны команд получают отрывки из произведений и соответствующие к ним вопросы.

1 команда

1. В повести Ч. Айтматова “Ранние журавли” школьники слушают рассказ об одном острове. На карте этот остров “ выглядит каплей под выменем большой земли. А послушаешь, чего там только нет: и обезьяны, и слоны, и бананы, и чай самый лучший в мире”. Там “ днём и ночью теплынь, лето за летом идет”. О каком острове идёт речь? Найдите его координаты.

2 команда

2. Что именно описано географом М. Ф. Мори в следующем отрывке: “Есть река в океане, она не высыхает во время сильных засух и не разливается во время самого большого половодья. Берегами её и руслом служат слои холодной воды, между которыми быстро струится её тёплая вода. Нигде на земле нет столь величественного потока.”. Что является причиной течений? Какие вы еще знаете течения воды в океане? Объясните их причину. (Волны, цунами, приливы, отливы)

3 команда

3. “Скоро Пикар и Уоли попали в непроглядную тьму. Появилось “звёздное небо” - тучи светящихся микроорганизмов. Океан особенно противился вторжению человека. “ в тишине особенно громко показался какой то страшный звук: треснуло стекло в иллюминаторе. Капризничали приборы: они никак не хотели показать, сколько же метров осталось до цели. Шла минута за минутой. И вот заветное дно”. Куда спустились ученые? Как на карте показана глубина?

Учитель: Наше плавание подходит к концу. Конечный пункт нашего путешествия город Новороссийск. Все корабли сейчас оказались у берегов Испании. Перечислите, какие моря, проливы необходимо пройти кораблям и определите координаты г. Новороссийск. Кто первым выполнит это задание, тот первым и прибудет в порт.

В конце урока учитель подводит итоги, оценивает работу и ответы учащихся. Благодарит учеников.