1. Пояснительная записка.
Оркестр народных инструментов – оркестр в состав которого входят наиболее распространенные народные музыкальные инструменты, характерные для данного историко-географического региона. Оркестры народных инструментов чрезвычайно распространены в России как в профессиональной, так и в самостоятельной областях. Среди ведущих – Оркестр русских народных инструментов им. В.В.Андреева, Русский народный оркестр им. Н.П. Осипова и др.
Оркестр – это школа эстетического и нравственного воспитания культуры на народных традициях, оружие борьбы с непониманием и невежеством в отношении к народной и классической музыке.
Оркестр – это школа внимания, коллективного творческого труда и личной ответственности и дисциплины.
Оркестр – это мостик в большую музыку и культуру. Знакомство с лучшими образцами музыкального творчества. Он служит основой формирования музыкального вкуса.
Основу оркестра русских народных инструментов составляют музыкальные инструменты: балалайка, домры, баян, аккордеон, шумовые инструменты.
Цель программы: научить незрячих обучающихся, воспитанников игре на народных инструментах, воспитать любовь и бережное отношение к русскому народному творчеству, развить творческие способности, музыкальный вкус, общую культуру личности.
Достижение цели обеспечивается решением следующих задач:
- выработать умения и навыки правильной игры на народных инструментах;
- дать основы музыкальной грамоты;
- воспитать трудолюбие, усидчивость, терпение;
- развивать эстетические, музыкальные, творческие способности, фантазию, воображение;
- дать определенный объем знаний в области истории развития музыкальной культуры, народного творчества;
- познакомить с творчеством знаменитых композиторов, с заслуженными исполнителями музыкальных произведений на народных инструментах;
- дать понятие о музыкальных стилях и театрах.
Для решения поставленных задач необходимо использовать следующие методы:
1. Общепедагогические:
- репродуктивный (вербальный, невербальный);
- проблемно-поисковый;
- креативный (творческий).
2. Музыкального воспитания:
- индивидуальный;
- ансамблевый;
- оркестровый.
Вся деятельность оркестра происходит под руководством педагога дополнительного образования, деятельность которого строится на следующих принципах:
- доступность занятий для всех
желающих, начиная с 6-го класса
общеобразовательной школы-интерната;
- внимательное отношение к личности
воспитанника, побуждение его к творчеству;
- уважение и соблюдение прав ребенка;
- доступность понимания и исполнения музыки
различных стилей и жанров;
- разностороннее развитие обучаемого с учетом
его индивидуальных особенностей.
Учитывая, что учащиеся, воспитанники школы-интерната – инвалиды по зрению необходимо решать коррекционные задачи:
- развитие музыкального слуха, слухового внимания;
- развитие гармонического и тембрового слуха;
- развитие чувства ритма, музыкальной памяти, музыкальных представлений, музыкальной техники игры;
- выработка свободной посадки с инструментом;
- освоение рациональных движений, умений правильного звукоизвлечения, выразительного исполнения произведений;
- развитие слухового самоконтроля, качества звучания, ловкости движения пальцев, координации рук во время игры на инструментах;
- развитие навыков целостного восприятия и исполнения мелодии;
- определение коммуникационных точек.
Данная программа рассчитана на семь лет обучения, 612 часов в год. Набор и комплектование оркестра осуществляется с проверки музыкально-слуховых данных. Учащиеся, прошедшие проверку с положительным результатом зачисляются в подготовительную группу.
Программа включает следующие разделы:
- Обучение игре на музыкальных инструментах – индивидуальный урок.
- Ансамбль (игра по группам).
- Оркестровый класс (игра полного состава).
- История музыкальной культуры.
Состав оркестра делиться по ступеням:
І ступень – объединяет учащихся подготовительной группы и первого года обучения.
В группе учащихся І ступени работа ведется по трем направлениям:
- освоение музыкальной грамоты;
- овладение музыкальным инструментом (оснащение, строй);
- приобретение навыков ансамблевой игры.
ІІ ступень – объединяет учащихся 2-го и 3-го годов обучения.
В группе учащихся ІІ ступени происходит
- дальнейшее совершенствование технических возможностей в овладении музыкальными инструментами, усложнение репертуара за счет введения новых приемов игры;
- знакомство с музыкальными жанрами, с творчеством композиторов;
- знакомство с лучшими исполнителями музыкальных произведений на народных инструментах, прослушивание их игры в грамзаписях.
ІІІ ступень – объединяет учащихся 4-го – 7-го годов обучения.
В группе учащихся ІІІ ступени достигается исполнение репертуара повышенной сложности, исполняются ведущие партии сводного состава оркестра.
Сводный оркестр состоит из учащихся ІІ и ІІІ ступеней. Именно этот состав оркестра готовит программу для участия в городских, областных смотрах-конкурсах, конкурсах проводимых Правлением ВОС, Всероссийских смотрах-конкурсах среди инвалидов.
Наполняемость по ступеням (18 часов недельной нагрузки).
І ступень – подготовительная группа, 1-й год обучения – 6 учащихся;
ІІ ступень – 2-3-й год обучения – 6 учащихся;
ІІІ ступень – 4-7-й года обучения – 6 учащихся.
Программа предусматривает контроль усвоения учебного материала через различные формы концертной деятельности (участие в школьных концертах посвященных “красным датам” календаря, отчетных концертах – в конце учебного года, в смотрах среди детей-инвалидов и т.п.), контроль со стороны администрации школы.
Оркестр русских народных инструментов возглавляет музыкальный руководитель. В его обязанности входит:
- комплектование оркестра;
- подбор репертуара, инструментовка произведений;
- работа с ансамблевыми группами (домровая, балалаечная и т.д.);
- проведение сводных репетиций оркестра;
- теоретическая подготовка обучаемых (основы музыкальной грамоты);
- подготовка бесед по истории музыкальной литературы;
- подбор произведений для прослушивания (в грамзаписи) профессиональных оркестров русских народных инструментов.
Во время проведения сводных репетиций оркестра педагог осуществляет контроль исполнения сложных партий в оркестровых группах. Участие оркестра в концертной деятельности реализуется на основе плана школы.
Основной формой работы в оркестре являются индивидуальные занятия. Они играют главную роль в вопросе формирования музыканта. На индивидуальном занятии педагог направляет рост и развитие учащегося по намеченному плану и решает следующие задачи:
- постановка правой руки (при звукоизвлечении);
- постановка левой руки (при игре произведений);
- развитие слуха;
- изучение нотной грамоты.
Основной акцент падает на проведение индивидуальных занятий, т.к. без контроля педагога учащийся может усвоить неправильные игровые навыки.
Согласно специфике школы, изучая нотный текст произведения, необходимо диктовать его по нотам, фразам, заучивая сразу наизусть. Этот метод занимает много времени.
Каждый участник оркестра должен получать один час индивидуальной работы в неделю (на практике лучше встречаться с каждым учеником два раза в неделю по 0,5 часа).
При подборе репертуара оркестра педагог должен руководствоваться принципом постепенности, по сложности изучаемых произведений.
Другой формой работы в оркестре является ансамбль. Ансамбли делятся на однородные (домровые, балалаечные) и смешанные.
В течение учебного года необходимо выучить два оркестровых произведения.
В учебном процессе важная роль отводится воспитательной работе. Это цикл бесед по этике, эстетике, основам безопасности, бережному отношению к инструментам и здоровому образу жизни, психологии, правоведению.
Для успешной реализации программы необходимо наличие следующего инструментария:
|
|
Итого: основных инструментов – 18 штук.
Кроме народных музыкальных инструментов в процессе обучения используются фортепиано, проигрыватель, магнитофон, нотная и методическая литература, фонотека, аудиокассеты.
По окончанию обучения учащиеся должны:
- иметь представление о русских народных музыкальных инструментах и игре оркестра;
- применять практические навыки игры на народных музыкальных инструментах;
- слышать друг друга и понимать форму музыкального произведения;
- исполнять свою партию, следуя замыслу и трактовке педагога;
- бережно относиться к музыкальным инструментам;
- знать основы безопасности при игре на музыкальных инструментах;
- вести здоровый образ жизни.
2.Учебный план оркестра.
№ п/п | Наименование учебной программы | І ступень | ІІ ступень | ІІІ ступень | |||||
Подготов.группа | 1 год обучен. | 2 год обучен | 3 год обучен. | 4 год обучен. | 5 год обучен. | 6 год обучен. | 7 год обучен. | ||
1. | Обучение на музыкальном инструменте. | 6 учащихся по 0,5 ч. 1 р. в неделю (3 ч.) |
6 учащихся по 0,5 ч. 1 р. В неделю (3 ч.) |
6 учащихся по 0,5 ч. |
|||||
2. | Ансамбль (от 2 до 6 человек). | 1 раз в неделю (1 ч.) |
2 уч.-1 р. в неделю домра – 1 р. в нед. Балалай.-1 р. в нед. 4ч Смешан.-1 р. в нед. |
||||||
3. | История музыкальной культуры. | - |
1 раз в неделю (1 час) | ||||||
4. | Оркестровый класс. | - |
2 раза в неделю (2час) | ||||||
Сводный состав ІІ и ІІІ ступеней (1 час) |
|||||||||
Нагрузка 18 часов в неделю. | 136 часов |
340 часов |
136 часов |
||||||
Итого за учебный год: 612 часов |
На 6-й и 7-й года обучения в оркестре наиболее активные учащиеся, обладающие отличным музыкальным слухом, чувством ритма. Совмещают игру в оркестре музыкальных народных инструментов с занятиями в эстрадной группе. За 6-й и 7-й года обучения учащиеся успевают освоить эстрадные инструменты: электрогитары, клавишные, ударные.
3. Тематический план занятий эстрадной группы.
4. История музыкальной культуры. Тематические беседы.
- Русские народные инструменты и оркестры.
- История развития струнных народных инструментов.
- В.В. Андреев – основатель и организатор первого оркестра русских народных инструментов.
- История русской музыки, русская народная песня.
- Виртуозы – оркестры, профессиональные им. В.В. Андреева, им. Осипова.
- Виртуозы – исполнители на народных инструментах: балалайка, домра, баян.
- Русская музыка – Верстовский. Варламов, Гурилев, Алябьев. Прослушивание в грамзаписи в исполнении оркестров русских народных инструментов.
Литература.
- Бельмер В.А. Коррекционная работа на уроках в школе слабовидящих детей. – ВОС, 1976.
- Брагинская Ж.И. Самодеятельные вокально-инструментальные ансамбли и их репертуар. – М., “Профиздат”, 1986.
- Браславский Д. Аранжировка сопровождения вокала для инструментальных ансамблей. – М., изд. “Советская Россия”, 1983.
- Говорушина М., Игонин В. Вопросы музыкальной педагогики. – Ленинград, изд. “Музыка”, 1985.
- Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. – М., 2000.
- Кошелев А.С. Русские народные наигрыши и традиции непрофессионального народного исполнительства на балалайке. – М., изд. “Советская Россия”, 1980.
- Литвак А.Г. Тифлопсихология. – М., “Просвещение”, 1985.
- Оськина С.Е., Парнес Д.Г. Песенник – самоучитель аккомпанимента на балалайке. – М., АСТ * Астрель. 2003.
- Першин В.Т. Поиск новых путей и средств обучения детей с нарушением зрения.- ВОС, 1985.
- Петров Ю.С., Садчиков А.П., Блинникова И.В. Особенности ориентировки незрячих в пространстве. Методическое пособие. – М.: 1989.
- Попонов В.Б. О переложении для русских народных инструментов. – М., изд. “Советская Россия”, 1986.
- Примерное содержание коррекционных занятий в специальной общеобразовательной школе для слабовидящих детей / Под ред. В.П. Ермакова. – М., 1985.
- Речменский Н. Массовые музыкальные народные инструменты. – М., МузГИЗ, 1963.
- Рязанов В. Русские народные инструментальные ансамбли и оркестры. – М., изд. “Музыка”, 1972.
- Способин И.В. Музыкальная форма. – М., МузГИЗ, 1967.
- Сухоняева Е.Э. Музыкальные занятия с детьми. – Ростов-на-Дону, изд. “Феникс”, 2002.
- Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. – М., изд. “Педагогика”, 1975.
- Юцевич Ю.Е. Словарь музыкальных терминов. – Киев, издательство “Музычна Украйина”.