Цели:
- Обеспечить усвоение знаний по теме “Свойства синуса, косинуса, тангенса и котангенса”.
- Сформировать умения и навыки в применении свойств синуса, косинуса, тангенса и котангенса к упрощению тригонометрических выражений.
Задачи:
- Изучить материалы соответствующего пункта учебного пособия, других источников в т.ч. сети Интернет.
- Вырабатывать умения и навыки применения свойств синуса, косинуса, тангенса и котангенса к упрощению тригонометрических выражений.
- Формировать навыки публичных выступлений.
Планируемый конечный результат (с позиции компетентностей, формируемых у школьников):
- Электронная презентация, выставленная на школьном сайте сети Интернет.
- Развитие информационной компетентности.
- Развитие коммуникативной компетентности.
Тип урока: проектное занятие.
Время реализации: 2 учебных часа.
Техническое обеспечение: компьютер, сканер.
Программное обеспечение: MS Power Point, MS Word, Internet Explorer.
Другие ресурсы: учебные и дидактические материалы, набор карточек с заданиями, тесты.
Термины и понятия: свойства синуса, косинуса, тангенса и котангенса; нечетность функций синуса, тангенса и котангенса и четность функции косинус; неизменяемость значений синуса, косинуса, тангенса и котангенса при изменении угла на целое число оборотов.
Содержание занятия:
- Погружение в проблему.
- Организация деятельности.
- Осуществление деятельности.
- Презентация продукта деятельности учащихся.
- Оценка результата.
Ход занятия
I. Погружение в проблему.
Деятельность учителя. Осуществляет мотивацию детей на изучение темы и работу над проектом. Выделяет подтемы и ставит проблемные вопросы. Обсуждает с учащимися подтемы проекта. Показ электронной презентации предстоящей работы.
Триада вопросов:
Основополагающий вопрос: Все ли призрачно в этом мире бушующем?
Проблемные вопросы учебной темы:
- Каким образом можно определить знаки синуса, косинуса, тангенса и котангенса по координатным четвертям?
- Почему синус, тангенс и котангенс – нечетные функции, а косинус – четная функция?
- Для чего в математике нам нужны эти формулы?
Частные вопросы:
- Что называется синусом угла косинусом угла , тангенсом угла , котангенсом угла ?
- Какие знаки имеет синус, косинус, тангенс и котангенс по координатным четвертям?
- При изменении угла на целое число оборотов значения синуса, косинуса, тангенса и котангенса изменяются?
Деятельность учащихся. Узнают тему проекта, вопросы для исследования.
Учащиеся активно обсуждают и предлагают варианты подтем, варианты конечного продукта.
Актуализация знаний учащихся.
Математический диктант.
Вариант 1.
- Углом какой четверти является угол a, если:
a = 1850 a = –1850 a = 1020 a = –1020 a = 2500 a = –2500 a = 3750 |
a = 1450 a = –1450 a = 2250 a = –3150 a = 2100 a = 5900 a = –150 |
- Вычислите:
cos 1800 + 5sin 900 sin 1800 – 3 cos 00 5ctg 900 – 7tg 1800 sin 600 + cos 300 |
cos 00 + 3sin 900 sin 2700 – 2cos 1800 6tg 1800 + 2ctg 900 1 + ctg 2700 – 5 tg 3600 |
Ответы:
1. III II II III III II I |
2. 4 –3 0 |
1. II III III I III III IV |
2. 4 1 0 1 |
II. Организация деятельности.
Деятельность учителя. Оказывает помощь в формировании творческих групп и распределении ролей и задач в группах.
Нацеливает на самостоятельную исследовательскую работу.
Формулирует задания для каждой группы.
Предлагает формы презентации результатов, помогает группам определиться.
Деятельность учащихся. Учащиеся определили свои роли и группируются в соответствии с ними в малые команды.
Определяют долю участия каждого в подборе информации, в соответствии со своими интересами, определяют этапы разработки проекта, даты получения первых результатов.
Учащиеся в группах, а затем в классе обсуждают формы представления результата исследовательской деятельности: презентаций (MS PowerPoint) и выставления работы на школьном сайте.
III. Осуществление деятельноти.
Деятельность учителя.
- Координирует работу между группами и учащихся в группе, улаживает споры.
- Мотивирует учащихся на выполнение проекта.
- Оказывает помощь в подборе и оформлении материала.
- Проводит тренировочные упражнения, направленные на отработку учебного материала. Предоставляет имеющийся материал для проекта.
- Наблюдает за работой учащихся.
- Оказывает техническую помощь в оформлении результатов проекта.
Деятельность учащихся. Выполняют свою задачу (индивидуально или в паре): подбирают материал для проекта в Internet, библиотеке; решают тесты.
Оформляют результаты работы в группах.
Компетентностно-ориентированные задания (КОЗ)
Информационная компетентность.
Аспект – планирование и поиск информации (уровень2)
Аспект – извлечение первичной информации (уровень 2)
- Ребята, вам предоставляется возможность выставить электронную презентацию в сети Интернет, с тем, чтобы ее увидел весь мир. Для этого нам нужно немного поработать.
- Задание.
Определите значения знаков синуса, косинуса, тангенса и котангенса по координатным четвертям. Запишите результаты в таблицу.
Объясните свойства четности косинуса и нечетности синуса, тангенса и котангенса. Объясните, почему при изменении угла на целое число оборотов значения синуса, косинуса, тангенса и котангенса не изменяются.
I четв. |
II четв. |
III четв. |
IV четв. |
|
Синус | ||||
Косинус | ||||
Тангенс | ||||
Котангенс |
Синус – нечетная функция, т.к. ____________________________________
Косинус – четная функция, т.к. ____________________________________
Тангенс – нечетная функция, т.к. ___________________________________
Котангенс – нечетная функция, т.к. _________________________________
При изменении угла на целое число оборотов значения синуса, косинуса, тангенса и котангенса не изменяются, т.к.__________________________________________________
_____________________________________________________________________________
- Информация, необходимая для решения данной задачи – п. 29 учебного пособия (можно найти информацию и в других источниках, обратитесь в библиотеку).
- Ключ:
I четв. | II четв. | III четв. | IV четв. | |
Синус | + | + | – | – |
Косинус | + | – | – | + |
Тангенс | + | – | + | – |
Котангенс | + | – | + | – |
Модельный ответ:
Синус – нечетная функция, т.к. sin (–a) = yc/R = –y/R = –sina
Косинус – четная функция, т.к. cos (–a) = xc/R = x/R = cosa
Тангенс – нечетная функция, т.к. tg (–a) = –yc/xc= –y/x = –tga
Котангенс – нечетная функция, т.к. ctg (–a) = xc/yc = x/–y = –sina
При изменении угла на целое число оборотов значения синуса, косинуса, тангенса и котангенса не изменяются, т.к. при повороте радиуса ОА на угол ф получен радиус ОВ, тот же радиус получится при повороте ОА на угол, отличающийся от а на целое число оборотов.
Работа в малых группах по проблеме выработки умений и навыков применения свойств синуса, косинуса, тангенса и котангенса к упрощению тригонометрических выражений.
Выполнение теста.
Тест [4]
Вариант 1.
Часть А.
А1. Найдите значение выражения: –3 cos 600 + 1/3 tg 450
A2. Какое из значений может принимать sin a?
A3. Углом какой четверти является угол a, сos a>0, tg a <0?
1) I | 2) II | 3) III | 4) IV |
A4. Вычислите значение выражения 2 sin2 450 + v3 ctg (–300).
A5. Какое из данных выражений имеет отрицательное значение?
- sin 1700
- cos 1520
- sin 2520
- ctg 3000
- tg 1080 ctg 1080
Часть В.
В1. Найдите значение выражения 2cos 2a – 3 sin 3a при а = 300
Ответ: ______________________________________________
В2. Найдите наибольшее значение выражения 4 – 2 cos a.
Ответ: ______________________________________________
В3. Найдите значение выражения tg (–4950)
Ответ: ______________________________________________
Часть С.
С1. Углы треугольника пропорциональны числам 1, 2, 3.
Найдите их градусные меры.
Запишите ход решения на отдельном листе.
Вариант 2.
Часть А.
А1. Найдите значение выражения: 1/5 sin 300 — 4 ctg 450
A2. Какое из значений может принимать cos a ?
A3. Углом какой четверти является угол a, sin a<0, tg a >0?
1) I | 2) II | 3) III | 4) IV |
A4. Вычислите значение выражения v3 tg (–300) – 5 cos2 450
A5. Какое из данных выражений имеет положительное значение?
Часть В.
В1. Найдите значение выражения cos 3a – 2 sin 2a при а = 300
Ответ: ______________________________________________
В2. Найдите наибольшее значение выражения 5 – 3 sin a.
Ответ: ______________________________________________
В3. Найдите значение выражения ctg (–6750)
Ответ: ______________________________________________
Часть С.
С1. Углы треугольника пропорциональны числам 2, 2, 5.
Найдите их градусные меры.
Запишите ход решения на отдельном листе.
Ответы:
Вариант 1
Часть А
№ задания | А1 | А2 | А3 | А4 | А5 |
Номер ответа | 2 | 1 | 4 | 2 | 3 |
Часть В
№ задания | В1 | В2 | В3 |
Ответ | -2 | 6 | 1 |
Часть С
Ответ: 300, 600, 900
Вариант 2
Часть А
№ задания | А1 | А2 | А3 | А4 | А5 |
Номер ответа | 2 | 3 | 3 | 4 | 1 |
Часть В
№ задания | В1 | В2 | В3 |
Ответ | –3 | 2 | 1 |
Часть С
Ответ: 400, 400, 1000
IV. Презентация продукта деятельности учащихся.
Деятельность учителя. Знакомится с презентацией, ставит вопросы по теме исследования группы, корректирует речевые ошибки, записывает типичные математические ошибки для последующей коррекционной работы.
Деятельность учащихся. Презентуют результат своей работы. Знакомятся и оценивают результаты работы других групп. Задают вопросы, высказывают свое мнение соблюдая культуру общения.
V. Оценка результата.
Деятельность учителя: Оценивает совместно с детьми результаты проекта, деятельности групп, деятельности каждого учащегося на основании наблюдений по ходу выполнения проекта. Делает анализ собственного участия в проекте.
Деятельность учащихся: Проводят рефлексию своей деятельности при работе над проектом. Анализируют результаты проекта, степень участия в работе других учащихся.
Задание на дом: п.29 [2], № 902 (б).
Литература
- Министерство образования Российской Федерации. Программы для общеобразовательных школ. Математика. 5–11-е классы. М., “Дрофа”, 2001.
- Алгебра. Учебник для 9-го класса общеобразовательных учреждений. Под редакцией С.А.Теляковского. Авторы: Ю.Н.Макарычев и др. М.: “Просвещение”, 2002.
- Ю.Н.Макарычев и др. Дидактические материалы Алгебра. 9-й класс. М.: “Просвещение”, 2003.
- Ю.Н.Макарычев и др Сборник тестовых заданий для тематического и обобщающего контроля. Алгебра. 9-й класс. М.: “Интеллект-центр”, 2007.
- Методическое пособие для преподавателей по алгебре, 9-й класс, по учебнику Ю.Н.Макарычева.