Форма урока: урок-практикум.
Цели:
- познакомить с техникой мозаики из частей овала;
- научить самостоятельно составлять фигуры из этой мозаики.
Задачи:
- Образовательные:
- упражняться в составлении фигуры из частей квадрата;
- научить выполнять разметку овала с помощью кальки, карандаша и копировальной бумаги;
- научить составлять фигуры из частей овала.
- Развивающие:
- развивать воображение и логическое мышление;
- развивать мелкую моторику рук и глазомер;
- развивать умения работать по рисунку-схеме.
- Воспитывающие:
- воспитывать интерес к предмету;
- воспитывать у учащихся усидчивость, аккуратность, внимательность, терпение;
- воспитывать уважение к своему и чужому труду.
Оборудование:
- для учащихся: цветная бумага, ножницы, клей, копировальная бумага, калька, картон, линейка, карандаш;
- для учителя: образец, готовой работы, образцы деталей овала в увеличенном виде и в натуральном, конверты с наборами элементов мозаики «танграм», рисунки-схемы деления овала увеличенного размера для демонстрации, схемы изделий в увеличенном виде для демонстрации в плане работы, ножницы, калька, копировальная бумага, карандаш, линейка.
Этапы урока |
Оборудование |
Деятельностьучителя |
Деятельность учащихся |
Вывод (примечание) |
1. Оргмомент. | – Все сели, настроились на работу. | Успокаиваются после перемены, садятся. | ||
2. Познавательно-информационная беседа с подготовительными упражнениями | – Ребята, чтобы узнать, какое мы будем
выполнять изделие, нам нужно вспомнить одну игру
под названием «Танграм»
– Что вы знаете об этой игре? |
Ответы учащихся. (Это японская игра,
смысл которой заключается в том, чтобы из частей
квадрата собрать фигурку) Развивает воображение, фантазию, учит ориентироваться на листе. |
Подготовка к конструированию из частей
квадрата. (используется метод – беседа) |
|
3. Упражнения в конструировании | Конверты с нарезанными частями квадрата «Танграм» для каждого ученика. | Дежурным необходимо раздать конверты
для тренировочного упражнения – Выложить на столе из деталей «Танграма» гуся и зайца по предлагаемому техническому рисунку, вывешенному на доску. Просматривает выполненную работу. – А теперь уберём тренировочные детали в конверт и дежурные их соберут |
Дежурные раздают конверты для
тренировочного упражнения. Выполнение работы на столах.
Дежурные собирают конверты. |
Метод – тренировочное упражнение |
4. Анализ конструкции | На доске прикреплён образец изделия в
увеличенном виде. На доске вывешивается
технологический рисунок |
Прикрепляет на доску образец изделия. –
Как можно назвать данное изделие? Вводится новое название «Колумбово яйцо». Почему так назвали? – Есть среди них известные вам геометрические
фигуры? |
Отвечают на вопросы. Мозаика. Путём соединения деталей, конструированием. Для развития внимания, фантазии, аккуратности. По размеру разные детали. Похоже по форме на яйцо. Да, треугольники. Да, 1 и 2, 4 и 5, 6 и 7, 8 и 9. №3 Если поделили на 2 части. Наклеили детали, конструируя по техническому рисунку способом приклеивания за всю поверхность. |
Учить наблюдать, анализировать,
воспитывать внимательность. Введение нового термина. Подготовка базы к составлению плана действий. Методы используемые (беседа, анализ конструкции, межпредметная связь). |
5. Анализ технологической последовательности изготовления изделия. | На доске вывешиваются или записываются пункты плана. | – Обсудим план нашей предстоящей
работы (с чего начнём и как продолжим?). Этапы плана будем выносить на доску, а затем сравним с предложенным пояснением работы в наших учебниках. – Из какого материала будет изделие? – Какого цвета должны быть само изделие и фон? – Каким образом будем выполнять разметку? – Как будем выполнять разметку на цветной бумаге? – Какими правилами безопасности будем пользоваться при работе с ножницами? С клеем? – Что будем использовать при сборке изделия на картоне? – Каким способом будем приклеивать детали изделия? – Что можно придумать для оформления? |
Работа с технологическим рисунком. 1. Определим цвет фона и цвет изделия. 2. Приготовим кальку и карандаш, цв. бумагу, линейку. 3. Наложим кальку на шаблон яйца, обведём его и линии внутри него. 4. Скопируем изображение с кальки на цветную бумагу при помощи копировальной бумаги. 5. Вспомним о правилах безопасности работы с ножницами, клеем. 6. Вырежем. 7. Используя технический рисунок Соберём изображение на картоне. 8. Приклеим каждую деталь за всю поверхность. 9. Если останется время, продумаем оформление. – Наш план подробнее. |
Беседа о предполагаемом ходе работы. Используем: демонстрацию готового изделия в увеличенном виде и в натуральном. Составление поэтапного плана действий. |
6. Организация рабочего места | Конверты с шаблонами яйца нужного
размера для работы. Цветная бумага, калька, ножницы, клей, копировальная бумага карандаш, линейка. |
Сейчас мы проверим готовность к работе, дежурные и помощники по рядам раздадут нужные принадлежности. | Дети – помощники раздают недостающие принадлежности. | |
7. Физкульт пауза | – Изделие наше связано с птицами ,то и
физминутка тоже сегодня о птицах. Учитель говорит вместе с детьми слова и выполняются упражнения для разминки.
|
Дети выполняют упражнения вместе с учителем. | Выполняются двигательные упражнения, чтобы снять усталость с мышц спины. | |
8. Постановка дидактических задач | – Что же мы сегодня должны успеть
выполнить? Разметить овал, вырезать, расчленить его на части, составить по технологическому рисунку фигуру 2-х птиц: одну малого размера, другую большого, приклеить, если останется время придумать оформление к ним. |
Ответы учащихся, слушание. | Метод – объяснение, инструктаж. | |
9. Практическая работа | Фронтальный контроль без вмешательства в деятельность учащихся. | Выполнение по плану. | Осваивается учебная информация. Дети
овладевают умениями составления мозаики из
частей овала – «Колумбова яйца» по
технологическому рисунку. Работа по развитию мелкой моторики рук, глазомера, пространственного воображения, самостоятельности; воспитание аккуратности. Методы: практическая работа, инструктирование |
|
10. Организация прерывания работы и уборка рабочего места. | Коробочки для отходов бумаги, папки для цветной бумаги и других принадлежностей учащихся. | – Заканчиваем работу. Дежурные помогают убрать рабочие места. | Дежурные помогают ученикам навести порядок на рабочих местах, оставляют только изделие. | Воспитывается четкость в работе, исполнительность, организованность, дисциплинированность. |
11. Актуализация знаний. Подведение итогов работы. | Анализ работы: – Ребята, для чего мы сегодня изготавливали мозаику из овала? – Как назывался этот овал? – Почему именно из овала? – Что было нового в работе? Оценка работ учащихся. |
Ответы учащихся на вопросы: – Для развития воображения, умения, чтобы ориентироваться в пространстве и на плоскости. – Т.к. из квадрата уже делали. – Деление овала на указанное количество частей по шаблону, через кальку и копировальную бумагу. Ребята принимают участие в оценке работ. Можно устроить выставку. |
Используемые методы: беседа, синтез,
анализ. Цель: актуализировать учебную информацию, упорядочить и вывести на уровень знаний. |
В итоге урока (если будет достаточно времени) можно использовать кроссворд:
Вопросы:
По вертикали:
2. Какую фигуру разделили на части? (Овал)
3. Что нужно было сделать с изображением, чтобы
разделить его на части? (Разрезать)
По горизонтали:
1. Название изделия, которое выполняли? (Мозаика)
4. Как прикрепляли части на лист? (Приклеивали)
5. Какую фигуру составили? (Птица)