Разработка урока по трудовому обучению, 3-й класс, по системе Л.В. Занкова

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Форма урока: урок-практикум.

Цели:

  • познакомить с техникой мозаики из частей овала;
  • научить самостоятельно составлять фигуры из этой мозаики.

Задачи:

  • Образовательные:
    • упражняться в составлении фигуры из частей квадрата;
    • научить выполнять разметку овала с помощью кальки, карандаша и копировальной бумаги;
    • научить составлять фигуры из частей овала.
  • Развивающие:
    • развивать воображение и логическое мышление;
    • развивать мелкую моторику рук и глазомер;
    • развивать умения работать по рисунку-схеме.
  • Воспитывающие:
    • воспитывать интерес к предмету;
    • воспитывать у учащихся усидчивость, аккуратность, внимательность, терпение;
    • воспитывать уважение к своему и чужому труду.

Оборудование:

  • для учащихся: цветная бумага, ножницы, клей, копировальная бумага, калька, картон, линейка, карандаш;
  • для учителя: образец, готовой работы, образцы деталей овала в увеличенном виде и в натуральном, конверты с наборами элементов мозаики «танграм», рисунки-схемы деления овала увеличенного размера для демонстрации, схемы изделий в увеличенном виде для демонстрации в плане работы, ножницы, калька, копировальная бумага, карандаш, линейка.

Этапы урока

Оборудование

Деятельностьучителя

Деятельность учащихся

Вывод (примечание)

1. Оргмомент.   – Все сели, настроились на работу. Успокаиваются после перемены, садятся.  
2. Познавательно-информационная беседа с подготовительными упражнениями   – Ребята, чтобы узнать, какое мы будем выполнять изделие, нам нужно вспомнить одну игру под названием  «Танграм»

– Что вы знаете об этой игре?
– Как вы считаете, для чего она нужна, чем она полезна?

Ответы учащихся. (Это японская игра, смысл которой заключается в том, чтобы из частей квадрата собрать фигурку)

Развивает воображение, фантазию, учит ориентироваться на листе.

Подготовка к конструированию из частей квадрата.
(используется метод – беседа)
3. Упражнения в конструировании Конверты с нарезанными частями квадрата «Танграм» для каждого ученика. Дежурным необходимо раздать конверты для тренировочного упражнения

– Выложить на столе из деталей «Танграма»  гуся и зайца по предлагаемому техническому рисунку, вывешенному на доску.

Просматривает выполненную работу.

– А теперь уберём тренировочные детали в конверт и дежурные их соберут

Дежурные раздают конверты для тренировочного упражнения.
Выполнение работы на столах.

 

 

 

 

 

 

Дежурные собирают конверты.

Метод – тренировочное упражнение
4. Анализ конструкции На доске прикреплён образец изделия в увеличенном виде.

На доске вывешивается технологический рисунок
(учебник Н.А.Цирулик, С.И. Хлебникова. 3 класс, 2007 г., стр. 56.)

Прикрепляет на доску образец изделия.

– Как можно назвать данное изделие?
– Каким способом получили изделие?
– Для чего оно нужно?
– Из скольких деталей состоит?
– Что можно сказать о размере деталей?
– Что использовали для его изготовления?

Вводится новое название «Колумбово яйцо». Почему так назвали?

– Есть среди них известные вам геометрические фигуры?
– Есть ли среди них фигуры, симметричные друг другу?
– Каким способом соединили детали?

Отвечают на вопросы.
Мозаика.
Путём соединения деталей, конструированием.
Для развития внимания, фантазии, аккуратности.
По размеру разные детали.
Похоже по форме на яйцо.
Да, треугольники.
Да, 1 и 2, 4 и 5, 6 и 7, 8 и 9. №3
Если поделили на 2 части.
Наклеили детали, конструируя по техническому рисунку способом приклеивания за всю поверхность.
Учить наблюдать, анализировать, воспитывать внимательность.
Введение нового термина.
Подготовка базы к составлению плана действий.
Методы используемые (беседа, анализ конструкции, межпредметная связь).
5. Анализ технологической последовательности изготовления изделия. На доске вывешиваются или записываются пункты плана. – Обсудим  план нашей предстоящей работы (с чего начнём и как продолжим?).
Этапы плана будем выносить на доску, а затем сравним с предложенным пояснением работы в наших учебниках.
– Из какого материала будет изделие?
– Какого цвета должны быть само изделие и фон?
– Каким образом будем выполнять разметку?
– Как будем выполнять разметку на цветной бумаге?
– Какими правилами безопасности будем пользоваться при работе с ножницами? С клеем?
– Что будем использовать при сборке изделия на картоне?
– Каким способом будем приклеивать детали изделия?

– Что можно придумать для оформления?
– А теперь сравним наш план с тем , что дан в учебнике. В чём отличие?

Работа с технологическим рисунком.
1. Определим цвет фона и цвет изделия.
2. Приготовим кальку и карандаш, цв. бумагу, линейку.
3. Наложим кальку на шаблон яйца, обведём его и линии внутри него.
4. Скопируем изображение с кальки на цветную бумагу при помощи копировальной бумаги.
5. Вспомним о правилах безопасности работы с ножницами, клеем.
6. Вырежем.
7. Используя технический рисунок
Соберём изображение на картоне.
8. Приклеим каждую деталь за всю поверхность.
9. Если останется время, продумаем оформление.
– Наш план подробнее.
Беседа о предполагаемом ходе работы.
Используем: демонстрацию готового изделия в увеличенном виде и в натуральном. Составление поэтапного плана действий.
6. Организация рабочего места Конверты с шаблонами яйца нужного размера для работы.
Цветная бумага, калька, ножницы, клей, копировальная бумага карандаш, линейка.
Сейчас мы проверим готовность к работе, дежурные и помощники по рядам раздадут нужные принадлежности. Дети – помощники раздают недостающие принадлежности.  
7. Физкульт пауза   – Изделие наше связано с птицами ,то и физминутка тоже сегодня о птицах.

Учитель говорит вместе с детьми слова и выполняются упражнения для разминки.

Цапля ходит по воде
И мечтает о еде.
Ноги выше поднимай,
Ты, как цапля, не зевай!
Чтоб поймать еду в водице,
Надо цапле наклониться.
Ну-ка тоже наклонись,
До носочка дотянись.
А теперь назад нагнись,
И до пятки дотянись.
Выпрямись, и тихонечко садись.

Дети выполняют упражнения вместе с учителем. Выполняются двигательные упражнения, чтобы снять усталость с мышц спины.
8. Постановка дидактических задач   – Что же мы сегодня должны успеть выполнить?
Разметить овал, вырезать, расчленить его на части, составить по технологическому рисунку фигуру 2-х птиц: одну малого размера, другую большого, приклеить, если останется время придумать оформление к ним.
Ответы учащихся, слушание. Метод – объяснение,  инструктаж.
9. Практическая работа   Фронтальный контроль без вмешательства в деятельность учащихся. Выполнение по плану. Осваивается учебная информация. Дети овладевают умениями составления мозаики из частей овала – «Колумбова яйца» по технологическому рисунку.
Работа по развитию мелкой моторики рук, глазомера, пространственного воображения, самостоятельности; воспитание аккуратности.
Методы: практическая работа, инструктирование
10. Организация прерывания работы и уборка рабочего места. Коробочки для отходов бумаги, папки для цветной бумаги и других принадлежностей учащихся. – Заканчиваем работу. Дежурные помогают убрать рабочие места. Дежурные помогают ученикам навести порядок на рабочих местах, оставляют только изделие. Воспитывается четкость в работе, исполнительность, организованность, дисциплинированность.
11. Актуализация знаний. Подведение итогов работы.   Анализ работы:
– Ребята, для чего мы сегодня изготавливали мозаику из овала? – Как назывался этот овал?
– Почему именно из овала?
– Что было нового в работе?

Оценка работ учащихся.

Ответы учащихся на вопросы:
– Для развития воображения, умения, чтобы ориентироваться в пространстве и на плоскости.
– Т.к. из квадрата уже делали.
– Деление овала на указанное количество частей по шаблону, через кальку и копировальную бумагу.

Ребята принимают участие в оценке работ. Можно устроить выставку.

Используемые методы: беседа, синтез, анализ.
Цель: актуализировать учебную информацию, упорядочить и вывести на уровень знаний.

В итоге урока (если будет достаточно времени) можно использовать кроссворд:

Вопросы:

По вертикали:

2.  Какую фигуру разделили на части? (Овал)
3. Что нужно было сделать с изображением, чтобы разделить его на части? (Разрезать)

По горизонтали:

1. Название изделия, которое выполняли? (Мозаика)
4. Как прикрепляли части на лист? (Приклеивали)
5. Какую фигуру составили? (Птица)