Возможности нестандартного использования техники "Изонить" на примере изготовления комплекта функционально-декоративных изделий для оформления интерьера

Разделы: Технология


Одной из целей образовательной области “Технология” (ООТ) в настоящее время является подготовка детей к такому подходу в решении поставленной проблемы, при котором они не только создают какие-либо объекты, а продумывают возможности экономически оправданного использования различных материалов, реализации изделий и дальнейших вариантов их использования. Таким образом, исследовательские работы становятся “многослойными” и помогают ученикам выйти за общепризнанные рамки стандартов образования и сочетать в одном исследовании разные аспекты восприятия действительности.

ООТ позволяет активно использовать подобные возможности в совершенно различных направления, в том числе и во время знакомства с конструированием и изготовлением картин самого различного жанра с помощью цветных ниток и декоративных гвоздей – ниточным дизайном. В упрощённой версии данная техники выполняется как вышивка по картону и носит название “Изонить”. Такие картины весьма эффектны, вызывают восторг и удивление. Однако, данная техника практически никогда не используется для оформления каких-либо других объектов кроме плоскостных.

Именно эту ситуацию и постарались решить мои ученицы. Продумав способы вторичного использования материалов и механизмов, общее направление дизайна, и технологическую последовательность своё внимание они остановили на таких функциональных и в то же время “свободных” для дизайна предметах как рамки для фотографий, коробка для хранения принадлежностей для рукоделия, обложка для фотоальбома, шкатулка для бижутерии и часы. Эти предметы всегда обращают на себя внимание и могут стать ярким дополнением в оформлении интерьера (рис.1).

Рис. 1. Функционально-декоративный комплект “Фантазии далёких галактик”.

Основополагающим этапом работы стало определение форм, конструкции, материалов и вариантов отделки проектируемых изделий. Для этого были проведены следующие сравнительные характеристики:

  1. Выбор основных форм проектируемых изделий.

Таблица 1. Выбор основных форм проектируемых изделий.

Форма Достоинства Недостатки
Четырёхугольник (квадрат, прямоугольник) Простые расчёты и построение.   Сочетается с большинством других объектов в любом интерьере. Малые времязатраты. Форма не оригинальна, используется очень часто.
Многоугольник (ромб, треугольник, шестиугольник и т.д.) Редкое использование; привлекают к себе внимание. Сложный предварительный расчёт и изготовление шаблонов. Сложности в оклеивании другими материалами. Вероятная не сочетаемость с другими объектами интерьера.
Круг, овал Форма гармонично воспринимается и достаточно легко вписывается в интерьер. Требует аккуратности при построении чертежей и шаблонов.
Фантазийные формы (сочетание нескольких геометрических фигур: круг в квадрате, ромб в овале и т.д.) Редко используется и всегда привлекает к себе внимание Сложные предварительные расчёты и графические построения; формы сложны в обработке. Большие времязатраты.

Основой дальнейшей работы стала четырёхугольная форма изделий.

  1. Выбор конструкции проектируемых изделий.

Ученицы решили использовать нестандартный способ оформления рамок, которым пользуются на уроках технологии для оформления вышивок и других работ (рис.2):

Рис. 2. Текстильные рамки для оформления различных работ.

Для изготовления коробок можно использовать готовые картонные коробки разных форм и размеров. Обложка для фотоальбома стала аналогом обычной книжной обложки.

  1. Выбор материалов.

Выбор материалов зависел от требований, предъявляемых к объектам оформления интерьера:

  • технологичность изготовления (возможность выполнения изделий из доступных материалов на имеющемся оборудовании;
  • экологичность изготовления и эксплуатации, то есть отсутствие существенных изменений в окружающей среде, нарушений в жизнедеятельности человека, животного и растительного мира;
  • экономичность изготовления;
  • безопасность эксплуатации;
  • соответствие требованиям эстетики и дизайна;
  • отражение тенденций развития общества.

За основу оформления были взяты необычные изображения, наводящие на мысли о далёких звёздных мирах и существах их населяющих. Выбор был остановлен на нескольких готовых элементах, преобразованных в соответствии с формой проектируемых изделий.

  1. Творческое проектирование проходило по следующим этапам:

Таблица 2. Этапы творческого проектирования.

Название этапа

Содержание работ

Пример

Художественное моделирование
  • анализ предполагаемых форм, имеющихся схем для вышивания;
  • подробная прорисовка выбранных форм;
  • прорисовка вариантов оформления форм.
 
Конструирование
  • определение размеров изделий;
  • определение мест расположения и композиций вышивок;
  • выполнение схем для вышивания;
  • выполнение основных форм и формообразующих элементов из картона.

Декоративное оформление основных деталей
  • оклеивание картонных деталей тканью;
  • нанесение схем;
  • вышивание заготовок по схемам;
  • изготовление декоративных рамок;
  • соединение основных деталей.

 Так были получены следующие изделия:

а)   б)

Рамки для фотографий (рис.3а-б).

а)   б)   в)

Настольные часы (рис. 4а-в).

а)   б)   в)

Коробка для хранения принадлежностей для рукоделия (рис. 5а-в).

а)    б)

Шкатулка для бижутерии (рис. 6а-б).

а)      б)

Альбом для фотографий (рис. 7а-б).

В результате проектирования были созданы декоративные, но вместе с тем функциональные предметы, составившие коллекцию “Фантазии далёких галактик”.

Благодаря использованной технике комплект весьма эффектен. В разное время дня, при разном освещении и с различных мест изделия воспринимаются совершенно по-разному. В этом состоит одна из существенных особенностей, объясняемая весьма своеобразным характером поглощения, отражения и рассеивания света нитками и местами их пересечения с фоном, на котором они размещены.

Во время проектирования ученицы знакомились с некоторыми техниками рукоделия, современные направления дизайна в оформлении дома, проявили терпение, трудолюбие, настойчивость; испытали чувство гордости за результаты своего труда и удивление собственным возможностям.

Рис. 8.

Заключительным этапом исследования стало рассмотрение возможностей размещения созданного комплекта в интерьере. Для этого фотоизображения каждого объекта были вырезаны и последовательно помещались на страницы с фотографиями различных комнат. В этой работе активное участие принимали ученицы 6 класса, которые получили возможность попробовать свои силы в качестве “дизайнеров”

а)    б)     в)

Рис. 9.

Таким образом, в ходе исследовательской работы девочки 8-го класса решали целый ряд проблем и получили довольно интересный результат, не имеющий аналогов.

Список литературы:

  1. Браницкий Г.А. Картины из цветных ниток и гвоздей. – Мн.: Полымя, 1995. – 128 с.: ил.
  2. Гандертон Л. Энциклопедия рукоделий / Пер. с англ. А. Деркача – М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2003. – 256 с.: ил.
  3. Подготовка и оформление пояснительной записки к проекту. Методическое пособие. – М.: Московский институт образования, 2004. – 24 с.
  4. Творческие проекты старшеклассников по технологии обработки ткани. Учебно-методическое пособие для учителя. – Брянск; Издательство Брянского государственного педагогического университета, 1998. – 236 с.