Одной из целей образовательной области “Технология” (ООТ) в настоящее время является подготовка детей к такому подходу в решении поставленной проблемы, при котором они не только создают какие-либо объекты, а продумывают возможности экономически оправданного использования различных материалов, реализации изделий и дальнейших вариантов их использования. Таким образом, исследовательские работы становятся “многослойными” и помогают ученикам выйти за общепризнанные рамки стандартов образования и сочетать в одном исследовании разные аспекты восприятия действительности.
ООТ позволяет активно использовать подобные возможности в совершенно различных направления, в том числе и во время знакомства с конструированием и изготовлением картин самого различного жанра с помощью цветных ниток и декоративных гвоздей – ниточным дизайном. В упрощённой версии данная техники выполняется как вышивка по картону и носит название “Изонить”. Такие картины весьма эффектны, вызывают восторг и удивление. Однако, данная техника практически никогда не используется для оформления каких-либо других объектов кроме плоскостных.
Именно эту ситуацию и постарались решить мои ученицы. Продумав способы вторичного использования материалов и механизмов, общее направление дизайна, и технологическую последовательность своё внимание они остановили на таких функциональных и в то же время “свободных” для дизайна предметах как рамки для фотографий, коробка для хранения принадлежностей для рукоделия, обложка для фотоальбома, шкатулка для бижутерии и часы. Эти предметы всегда обращают на себя внимание и могут стать ярким дополнением в оформлении интерьера (рис.1).
Рис. 1. Функционально-декоративный комплект “Фантазии далёких галактик”.
Основополагающим этапом работы стало определение форм, конструкции, материалов и вариантов отделки проектируемых изделий. Для этого были проведены следующие сравнительные характеристики:
- Выбор основных форм проектируемых изделий.
Таблица 1. Выбор основных форм проектируемых изделий.
Форма | Достоинства | Недостатки |
Четырёхугольник (квадрат, прямоугольник) | Простые расчёты и построение. Сочетается с большинством других объектов в любом интерьере. Малые времязатраты. | Форма не оригинальна, используется очень часто. |
Многоугольник (ромб, треугольник, шестиугольник и т.д.) | Редкое использование; привлекают к себе внимание. | Сложный предварительный расчёт и изготовление шаблонов. Сложности в оклеивании другими материалами. Вероятная не сочетаемость с другими объектами интерьера. |
Круг, овал | Форма гармонично воспринимается и достаточно легко вписывается в интерьер. | Требует аккуратности при построении чертежей и шаблонов. |
Фантазийные формы (сочетание нескольких геометрических фигур: круг в квадрате, ромб в овале и т.д.) | Редко используется и всегда привлекает к себе внимание | Сложные предварительные расчёты и графические построения; формы сложны в обработке. Большие времязатраты. |
Основой дальнейшей работы стала четырёхугольная форма изделий.
- Выбор конструкции проектируемых изделий.
Ученицы решили использовать нестандартный способ оформления рамок, которым пользуются на уроках технологии для оформления вышивок и других работ (рис.2):
Рис. 2. Текстильные рамки для оформления различных работ.
Для изготовления коробок можно использовать готовые картонные коробки разных форм и размеров. Обложка для фотоальбома стала аналогом обычной книжной обложки.
- Выбор материалов.
Выбор материалов зависел от требований, предъявляемых к объектам оформления интерьера:
- технологичность изготовления (возможность выполнения изделий из доступных материалов на имеющемся оборудовании;
- экологичность изготовления и эксплуатации, то есть отсутствие существенных изменений в окружающей среде, нарушений в жизнедеятельности человека, животного и растительного мира;
- экономичность изготовления;
- безопасность эксплуатации;
- соответствие требованиям эстетики и дизайна;
- отражение тенденций развития общества.
За основу оформления были взяты необычные изображения, наводящие на мысли о далёких звёздных мирах и существах их населяющих. Выбор был остановлен на нескольких готовых элементах, преобразованных в соответствии с формой проектируемых изделий.
- Творческое проектирование проходило по следующим этапам:
Таблица 2. Этапы творческого проектирования.
Название этапа |
Содержание работ |
Пример |
Художественное моделирование |
|
|
Конструирование |
|
|
Декоративное оформление основных деталей |
|
Так были получены следующие изделия:
а) б)
Рамки для фотографий (рис.3а-б).
а) б) в)
Настольные часы (рис. 4а-в).
а) б) в)
Коробка для хранения принадлежностей для рукоделия (рис. 5а-в).
а) б)
Шкатулка для бижутерии (рис. 6а-б).
а) б)
Альбом для фотографий (рис. 7а-б).
В результате проектирования были созданы декоративные, но вместе с тем функциональные предметы, составившие коллекцию “Фантазии далёких галактик”.
Благодаря использованной технике комплект весьма эффектен. В разное время дня, при разном освещении и с различных мест изделия воспринимаются совершенно по-разному. В этом состоит одна из существенных особенностей, объясняемая весьма своеобразным характером поглощения, отражения и рассеивания света нитками и местами их пересечения с фоном, на котором они размещены.
Во время проектирования ученицы знакомились с некоторыми техниками рукоделия, современные направления дизайна в оформлении дома, проявили терпение, трудолюбие, настойчивость; испытали чувство гордости за результаты своего труда и удивление собственным возможностям.
Рис. 8.
Заключительным этапом исследования стало рассмотрение возможностей размещения созданного комплекта в интерьере. Для этого фотоизображения каждого объекта были вырезаны и последовательно помещались на страницы с фотографиями различных комнат. В этой работе активное участие принимали ученицы 6 класса, которые получили возможность попробовать свои силы в качестве “дизайнеров”
а) б) в)
Рис. 9.
Таким образом, в ходе исследовательской работы девочки 8-го класса решали целый ряд проблем и получили довольно интересный результат, не имеющий аналогов.
Список литературы:
- Браницкий Г.А. Картины из цветных ниток и гвоздей. – Мн.: Полымя, 1995. – 128 с.: ил.
- Гандертон Л. Энциклопедия рукоделий / Пер. с англ. А. Деркача – М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2003. – 256 с.: ил.
- Подготовка и оформление пояснительной записки к проекту. Методическое пособие. – М.: Московский институт образования, 2004. – 24 с.
- Творческие проекты старшеклассников по технологии обработки ткани. Учебно-методическое пособие для учителя. – Брянск; Издательство Брянского государственного педагогического университета, 1998. – 236 с.