Урок русского языка по теме "Закрепление правописания безударных гласных и парных согласных на конце слова"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • закрепление знаний учащихся о правописании безударных гласных, парных согласных;
  • привитие интереса к русским традициям, обычаям наших предков.

ХОД УРОКА

I. Сообщение темы и целей урока

– Сегодня на уроке русского языка мы будем закреплять полученные знания  правописания безударных гласных и парных согласных на конце слова. И познакомимся с удивительным русским праздником «Масленицей». В народе этот праздник называли «Весёлая Масленица», «Широкая Масленица». Люди веселились, наряжались в яркие одежды, расшитые затейливыми узорами.

II. Чистописание

– Прописываем один из узоров, которыми украшают русские костюмы.

III. Словарная работа

– Символ этого праздника – чучело в виде девушки. Эта девушка – символ уходящей зимы. Сделано чучело из соломы и одето в яркое платье. Праздник длится неделю, и все дни имеют свои названия. Первый день называется «встреча». К этому дню устраивают горы, качели, столы со сладостями. Дети в этот день кричат скороговоркой: «Душа ль ты моя, Масленица, перепелиные косточки, бумажное твоё тельце, сахарные уста, сладкая речь! Приезжай ко мне в гости на широк двор на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться!». А какая же начинка может быть у сладких пирогов на Масленицу? (Ответы детей)

– Прочитаем:

з-мляничная
м-линовая
ч-рничная
см-родиновая

 – Запишите слова, вставляя пропущенные буквы.

IV. Работа по теме урока

– Второй день – «заигрыш». На заигрышах с самого утра девицы и молодцы катаются на горах, качаются на качелях, разъезжают на санях. Рассмотрите иллюстрацию. Что на площади мы можем увидеть? (Ответы детей)

Цв-тной шатёр
В-сёлого скомороха
яркие зн-мёна
в-здушные ш-ры
б-льшую сн-жную горку. (Устная работа)

– Третий день называется «лакомка». Тёща приглашает зятя к себе на блины. В этот день поют песни, разыгрывают сценки из жизни людей и животных. Ну и мы сейчас отдохнём,
разыграем небольшую сценку. Представьте, что мы в роли медведей на Масленице.
Встали. (Динамическая пауза)

Мишенька Иваныч
Родом боярыч   (топаем ногой)
Ходи, ну, похаживай
Говори, поговаривай (переваливаемся)
Да не гнись дугой
Словно мешок тугой (согнуться и разогнутся)
Да ну поворотись,
Развернись,
Добрым людям покажись (повороты)
Представь, как тёща
Про зятя блины пекла, (показываем руками)
Да угорела,
Головушка заболела. (Руками обхватываем голову руками и покачиваем ею).

– Спасибо, садитесь. Четвёртый день называется «разгуляй». Начинается масленичный разгул. На главной площади сжигают чучело. Скоморохи и в этот день не умолкают.
Вот и нам загадали загадки:

1. Утка в море, а хвост на заборе. (Ковш)
2. Ни в огне не горит, ни в воде не тонет. (Лёд)
3. Лежит молчит, когда умрет, тогда и заревет. (Снег)
4. Отгадать легко и быстро: мягкий, пышный, душистый, он и черный, он и белый, а бывает подгорелый. (Хлеб)
5. Встала шапка из травы, нет под шапкой головы. (Гриб)

– На пятый день «тещины вечерки». Теперь наоборот зять приглашает тещу на блины с самого вечера. На ужин собирается вся родня, которая  веселится.
И мы поиграем. Вот три слова: лягушка, пышка, камушек. Составьте предложение с этими словами. (Дети составляют)

– А вот какое предложение составили на ужине:

Акулина-пышка
На улицу вышла,
На камушек села,
Пять лягушек съела.

– Повторим хором. А кто может рассказать быстро и четко?
– А, еще какие скороговорки знаете? (Ответы детей)
– На шестой  день молодая жена принимает молодую родню. Этот день называется «посиделки».  А на улице  идет бойкое взятие снежного городка. Возьмут городок, а воеводу окунут в снег, подымут, отряхнут. И начнутся  песни, пляски.
– На седьмой день все прощаются  с праздником. Называется «проводы». Прощаясь, говорят друг другу: «Прости меня, пожалуйста, если в чём виноват перед тобою». Прощание заключалось  поцелуем и низким поклоном. Заканчивается Масленица и наступает время…

Текут руч-ями сне- и ле-,
у птиц на север переле-,
ле- пробудился ото сна ,
все дольше день, пришла… (весна).

– Запишите загадку, вставьте пропущенные буквы.

V. Итог урока

– Как проверить безударный гласный?
– Как проверить парный согласный на конце слова?

Заканчиваем урок словами:

Уходи зима седая!
Уж красавицы – весны
Колесница золотая
Мчится с горной вышины.