Математическое ралли "Действия над натуральными числами", 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


Девиз гонки: “Торопись медленно!”

Не беда, что идти далеко
Не боимся, что путь будет труден,
Никогда не давались легко
Достижения людям.

Тема урока

Действия с натуральными числами.

Цель урока

  • обобщение материала по теме “Действия над натуральными числами”;
  • проверить, насколько усвоен материал по изученным темам;
  • развитие творческих способностей учащихся;
  • привитие интереса к предмету.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Сообщение темы и цели урока, знакомство с правилами игры

Игра

Выбор машины – разделение класса на 3 команды по 5 человек.

Каждая картинка разрезана 5 частей: сбор картинки – создание экипажа: водитель и пассажиры.

Выбор капитана (капитан принимает решение: о правильности решения примера – выбор ответа, имеет право выбирать задание, отвечает за дисциплину команды, организует работу математического марафона).

Каждый водитель получает путевой лист с указанием пунктов назначения. Водитель вписывает в путевой лист членов экипажа. Дежурный по пункту назначения вписывает полученные экипажем баллы.

Путевой лист


п/п
Ф.И.О. Пункт
назначения
Проверка
местности
Гонка
по пересеченной
местности
ТО
(технический
осмотр)
Математический
марафон
Пьедестал
1.              
2.              
3.              

1-й пункт назначения: Проверяем местность – используем плакат:

   

Выбираем по листочку и цветочку, где на обратной стороне написаны примеры на сложение (листочек), на вычитание (цветочек). Индивидуальная работа.

  • Выполните сложение: 282828282 + 128282828
    Выполните вычитание: 57575757 – 39393939
  • Выполните сложение: 615608 + 895516
    Выполните вычитание: 987654321 – 123456789
  • Выполните сложение: 387657 + 615516
    Выполните вычитание: 603270846 – 374642277
  • Выполните сложение: 579423 + 753162
    Выполните вычитание: 842376245 – 568089765
  • Выполните сложение: 371849 + 937222
    Выполните вычитание: 2347896 – 342689
  • Выполните сложение: 9657176 + 234876
    Выполните вычитание: 37753623 – 8067856

2-й пункт назначения: Гонка по пересеченной местности (5 заданий выполняют участники каждой команды по очереди).

1. Сравнить
1) 86345167 и 86345197603 1) 65287145 и 652987145 1) 89898989 и 98989898
2. Решить уравнение:
2) 15х + 10х = 75 2) 10k – 8k = 48 2) 17х – 5х = 64
3. Упростить выражение:
3) 10c + 17 + 3c + 14 3) 14 + 7а – 6а + 27 3) 25 + k + 3 + 5k
4. Выполнить действие:
4) 3716000 • 1 4) 0 • 3710862 4) 10 • 1234567
5. Реши задачу:
5) Молокозавод ежедневно выпускает 24000 бутылок молока в ящик входит 20 бутылок. Сколько ящиков нужно ежедневно заводу? 5) С поля 230 кв.м собрали 2530 кг моркови. Какова урожайность моркови на этом поле? 5) Скорость самолета ТУ-154 850 км/ч. За какое время преодолевает расстояние 1700 км?

3-й пункт назначения: ТО (техническое обслуживание). В рассказе клоуна исправить ошибки:

“Я встал пораньше, в 4 кг утра. Позавтракал плотно, выпил 1 км молока. Потом отправился на озеро. Расстояние до него немалое, 5 градусов. Утром было прохладно, температура всего 10 часов тепла. Поэтому я шел быстро, со скоростью 6 литров. Пришел, закинул удочки. Не прошло и 20 см, как я поймал первую рыбину, Большущую – длиной 50 минут и весом 3 км в час. Отличная получилась уха!”

4-й пункт назначения: Математический марафон

1) Свойства действий над натуральными числами (ученики получают таблицу без ответов).

Название свойства действий Задание Ответ
Свойства сложения а + b = b + а
(а + b) + с = а + (b + с)
Совместные свойства сложения, вычитания а – (b + с) = (а – b) – с
а – (bс) = (а – b) + с
(а + b) – с = (а – с) + b
(а + b) – с = а + (b – с)
Переместительное свойство умножения а b = b а
Сочетательное свойство умножения (а b) – с = а (b с)
Совместные свойства умножения, деления (а : b) : с = а : (b с)
а : (b : с) = (а : b) – с
(аb) : с = (а : с) b
(аb) : с = а (b : с)
Распределительные свойства умножения а • (b + с) = а b + а с
а • (bс) = а b – а с
(b + с) • а = b а + с а
(bс) • а = b а – с а

2) Составить схему вычисления и найти значение выражения:

1) (32 • 15 – 250) : 46 + (180 : 12 – 8) • 9
2) (814 + 36 – 27) : (101 – 2052 : 38)
3) (620 : 31 + 5) • (70 – 2 • 43)

III. Подведение итогов

5-й пункт назначения: Пьедестал.

  • Индивидуальная работа (оценка).
  • Работа в команде (оценка).
  • Итог по командам (сладкий приз).