Цели: уточнить изменения в жизни растений весной; провести наблюдения над изменениями в жизни насекомых и птиц; пробуждать интерес учащихся к родной природе, к бережному отношению к окружающему; развивать любознательность и сопереживание к окружающему нас миру живого.
1.Организационный момент.(Звучит музыкальная заставка – П.Чайковский “Жаворонок”)
2. Повторение пройденного материала.- Вот и пришла долгожданная весна. Зажурчали ручьи, повеяло новыми свежим ароматами просыпающейся от зимы природы.
- Что же изменилось в растительном мире с приходом весны?
3. Новый материал. Насекомые.- Как только отпустят немножко морозцы и настанет оттепель, из-под снега в лесу вылезает всякая шушера нетерпеливая: дождевые черви, мокрицы, бабочки, божьи коровки… Насекомые разминают свои затёкшие ножки.
Вот зацвела и ива - гости со всех сторон спешат на пир.
Шмель прилетел – неуклюжий, мохнатый, как медведь. Забасил, заворочался, весь в пыльце измазался. Дети часто убивают шмелей, как жалящих насекомых. Однако шмель гораздо миролюбивее, чем осы и пчёлы. Семья шмелей живёт 1 лето. На зиму остаётся в живых только молодая самка-царица, которая, проснувшись весной, начинает искать себе гнездо. Если она погибнет, то некому будет основать новую семью. Та же ситуация у пчёл.
А как, вы, думаете, у пчёл есть враги? Кто они?
Это, например, деревенская ласточка; аисты, которые буквально без передышки набивают свои желудки пчёлами.
Божья коровка, например, истребляет за день от 50 до 270 тлей-вредителей.
Жук-мертвоед питается падалью – он “санитар”.
Как необыкновенно красив луг (иллюстрация), когда над ним порхают разноцветные бабочки.
А каких бабочек вы знаете?
Крапивница, адмирал, павлиний глаз… - эти и другие бабочки, питаясь сладким соком (нектаром) цветов, способствуют опылению растений. Их гусеницы не приносят вреда, так как обычно они питаются различными сорняками, Эти бабочки приносят пользу.
Но есть и очень вредные бабочки. Какие?
Это луговые мотыльки и озимые совки. Они злостные вредители. Очень большой вред приносят гусеницы этих бабочек, которые отличаются всеядностью и большой прожорливостью.
Вот выполз из-под земли майский жук, отряхнул от земли свои жёсткие крылышки. Что он делает в земле? Как он туда попал? Давайте об этом прочитаем в учебнике на стр. 208. Как вы думаете это полезные насекомые?
Вывод. Любое насекомое требует от нас защиты. Почему? Охране насекомых уделяется много внимания; организуются специальные заповедники (участки, делянки) для этих и других насекомых.
А что такое заповедник? А это мы можем уточнить в “Толковом словаре” (с. 75)
(На доске записывается заповедник).
4. Птицы.
С приходом весны в лесах, на лугах, полях становится шумно – прилетели наши гости – птицы. Птицы делятся, как бы на две группы. Какие ? (Перелётные и зимующие). Посмотрим на рисунок (на доске иллюстрация). Назовите зимующих птиц. Перелётных. Вот о птицах и побеседуем.
Кто в беретке ярко-красной,
В чёрной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Всё стучит, стучит, стучит. (Дятел)
Его длина достигает 25 см, масса тела 100 гр.. Он хорошо лазает по деревьям, Ноги у него короткие и очень сильные, с цепкими коготками, Он питается куколками и личинками насекомых, зимой – шишками.
Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья – хриповатая –
Известная персона.
Кто это? (ворона) (Звучит грамзапись голоса вороны)
Она крупнее грача и галки, но меньше в 2 раза ворона. Она двухцветная. В сентябре-октябре улетает зимовать к югу, а весной возвращается. Известно, что о людях, которые совершили промах говорят: “Эх, ты, ворона!”, “Ну, что, проворонил?” Однако это неверное мнение. Вороны очень любят блестящие предметы, которые норовят утащить к себе в гнездо. (вор-она).
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это?... (соловей)
Это небольшая птичка, меньше воробья, с незаметным опереньем. Поедает тлю, семена сорных растений. Он удивительно поёт (звучит голос соловья).
Кто эта птица?
Никогда
Не строит гнёзда для себя,
Соседкам яйца оставляет
И о птенцах не вспоминает. (Кукушка) (Звучит голос кукушки).
Она меньше голубя. Гнездится около певчих птиц, но своего гнезда не имеет. Из 150 видов кукушек, только 8 не высиживают птенцов. Кукушка очень полезная. Она поедает огромное количество волосатых гусениц, которыми другие птицы не питаются. Зимуют кукушки в Африке. (Учебник, стр. 210)
5. Охрана птиц.
О том, как охраняются птицы в наших лесах, полях, вы можете прочитать в учебнике на стр. 210, 2 абзац и на стр. 211, 2 абзац
Вывод. Так, что же нам необходимо делать, чтобы птицам было уютно и небезопасно в наших лесах, садах, полях?
6. Итог урока. Учебник, стр. 212.
7. Домашнее задание.Любите природу!
Любите природу!
Не жгите траву!
Не ломайте кусты!
Не сыпьте на землю всякую гадость.
И даст вам природа
Здоровье и радость!
На доске записаны слова:
Насекомые, заповедник, делянка, заказник, щёголь, ворона, соловей…