Цели:
- закреплять знания, полученные на уроке;
- совершенствовать умения решать составные задачи;
- развивать вычислительные навыки, умение анализировать, логически - мыслить, обогащать математическую речь;
- развивать познавательную активность, мышление.
Ход урока
- Настраивание на урок. Девиз урока.
Давайте, ребята, учиться считать,
Делить, умножать, прибавлять, вычитать,
Запомните все, что без точного счёта,
Не сдвинется с места любая работа.
Посмотрите, друг другу в глаза, улыбнитесь глазками, пожелайте друг другу удачи, хорошего настроения на весь учебный день. (Минутка создания настроения). Сегодняшний урок я начну словами французского философа Ж.Ж. Руссо (1712—1778) "Вы талантливые дети!" Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению…” Я желаю вам уже сегодня на уроке убедиться в словах Ж.Ж. Руссо. Удачи! В добрый путь за знаниями!
- Устный счёт.
Но любая в математике работа,
Не обходится без устного счёта.
1. Зашифрованное слово.
- Угадайте зашифрованное слово. На доске:
- 13 х 3 =
- 84 : 2 =
- 8 х 6 =
- 4 х 20 =
- 48 : 12 =
80 | 39 | 4 | 42 | 48 |
Х | С | У | П | Е |
- Расположите ответы в порядке возрастания.
- Какое слово у вас получилось? (успех)
- Что нужно для достижения успеха?
- Я желаю вам успеха на урок!
2. Задачи в стихах.
В поле бабочки летали,
Лепестки цветов считали.
На одном цветке их пять.
Сможете вы сосчитать,
Сколько будет лепестков,
Если шесть всего цветков? (5 х 6 = 30)
Принесла коза для деток
Со двора шестнадцать веток,
Положила на пол Х.
Как делить на четверых? (16 : 4 = 4)
Три весёлые мартышки
Покупать ходили книжки.
И купили книг по пять,
Чтобы было что читать.
Только глупые мартышки
Сосчитать не могут книжки.
Ты мартышкам помоги,
Сколько книг у них, скажи. (5 х 3 = 15)
К трём зайчатам в час обеда
Прискакали три соседа.
В огороде зайцы сели
И по семь морковок съели.
Кто считать, ребята, ловок,
Сколько съедено морковок? (7 х (3 + 3) = 42)
3. Кроссворд.
- Как называется выражение 30 – 8?
- На какое число надо умножить 45, чтобы получилось 90?
- Чему равно произведение чисел 20 и 2?
- Сколько получится, если 90 : 30?
- Сколько минут в 1 часе?
- Сколько получится, если 96 уменьшить на 91?
- Делитель умножу на частное, получу…?
- Что нужно найти в этом уравнении 30 – Х = 18?
- Как называются числа 2, 4, 6, 8,…?
- Делимое разделю на частное, получу…?
- Сколько месяцев в году?
III. Новая тема.
- Какая же тема нашего урока? Сегодня на уроке мы будем закреплять знания, полученные на уроках, развивать вычислительные навыки, решать задач, умение сравнивать. Тема нашего урока: Закрепление деления двузначного числа на однозначное, двузначного на двузначное, деление с остатком.
Решение уравнений.
- Открываем тетради. Записываем число, классная работа. Повторим решение уравнений:
- Х : 23 = 4;
- Х х 14 = 84
IV. Физкультминутка.
Под музыку дети выполняют разминку.
Деление с остатком.
- Откроем учебник на странице 33 № 16.
- 36 : 7 = 5 (ост. 1)
- 44 : 5 = 8 (ост. 4)
- 60 : 8 = 7 (ост. 4)
- 80 : 12 = 6 (ост. 8)
- 44 : 18 = 2 (ост. 8)
- При решение примеров с остатком, что надо помнить? (При делении остаток всегда должен быть меньше делителя).
V. Решение задачи.
- Срочно отгадайте ребус.
ЗА
ЧА
ДА (задача).
- Правильно! Сейчас мы будем решать задачу. Отгадайте, про что будем решать задачу?
Две сестрицы летом зелёные,
К осени одна краснеет,
Другая чернеет (смородина).
- Мы будем решать задачу про смородину. (Страница 34 № 27). Читаем задачу.
- Кто сможет рассказать задачу? Какие величины выделим для краткой записи?
- Собрала – 8к. по 3 кг/?
- Сварила – 14 кг
- Осталось - ?
- Сколько килограммов смородины собрала мама? (мы не знаем).
- Из скольких килограммов она сварила варенье? (из 14 килограммов).
- Что спрашивается в задаче? (Сколько килограммов смородины осталось?)
- Посмотрите на краткую запись. Задача простая или составная?
- Сможем мы сразу ответить на главный вопрос задачи? (нет)
- Что мы не знаем? (Сколько мама собрала?)
- Сможем мы найти сколько килограммов смородины собрала мама? (да). Как? (3 Х 8 = 24кг. – собрала)
- А теперь, зная, сколько собрала, сколько пошло на варенье. Сможем ответить на главный вопрос задачи? Сколько осталось? (да).
- Как? (24 – 14 = 10 кг.) Запишем ответ: 10 килограммов смородины осталось.
VI. Минутка отдыха.
Разминка:
- Кто был ростом с пальчик?
- Последний месяц осени?
- Сколько лет было двадцатилетнему человеку четыре года назад? (16)
- Шёл человек в город и по дороге встретил трёх своих знакомых. Сколько человек шло в город? (1)
- Время года перед зимой? (осень)
- Наибольшее двузначное число? (99)
- Какой день следует за вторником? (среда)
- В семье двое детей. Саша – брат Жени, но Женя Саше не брат. Может ли так быть? Кто Женя? (сестра)
- Во дворе куры. У всех кур 10 ног. Сколько кур во дворе? (5)
- Названия компонентов при сложении? (1-е слагаемое, 2-е слагаемое, сумма)
VII. Повторение.
Сравнение.
- 7 м 8 дм … 78 дм
- 6 дм 5 см … 7 дм
- 95 см … 8 дм 9 см
- 18 мм … 1 см 8 мм
Проверочная работа.
- 1 – вариант стр. 33, № 22 (1 строчка)
- 2 – вариант стр. 33, № 22 (2 строчка)
Логическая задача.
Зина, Лиза и Лариса вышивают. Одна девочка – листочки, другая – птичек, третья – цветочки. Скажите, что вышивает каждая, если Лиза не вышивает листочки и птичек, а Лариса не вышивает листочки.
VIII. Самостоятельная работа.
Тетрадь Моро - страница 36, № 97.
IX. Итог урока.
- Что мы повторили на уроке?
- Чему научились?
- Вернёмся к словам Ж.Ж. Руссо. Поразились, убедились ли вы, сегодня на уроке, как много и хорошо умеете, если постоянно работаете над собой. Я желаю вам удачи, успехов, ставить перед собой новые цели и стремиться к их достижению!