На сегодняшний день “развивающее обучение”, по системе “Д.Б.Эльконина–В.В.Давыдова” заняло прочное место в числе наиболее сложных, но и наиболее интересных и успешно работающих в условиях современной школы технологий. Не вдаваясь в острые полемические споры по поводу целесообразности ее использования, замечу, что уже много лет наша средняя общеобразовательная школа; активно практикует обучение младшеклассников по этой программе.
Не скрою, что работа по системе Д.Б. Эльконина–В.В. Давыдова таит в себе много трудностей и как все новое нуждается в теоретических и практических рекомендациях. Однако она имеет один важный и с этой точки зрения весьма любопытный пункт: требование от учителя творческого, нестандартного мышления.
Учитель, работающий творчески, – это, прежде всего, человек, обладающий высокой педагогической культурой. Одним из ее слагаемых является аналитическое мастерство. Умение анализировать свою собственную деятельность – важное качество любого человека, тем более для учителя как творческой личности. Любое творчество представляет собой перестройку уже сложившейся деятельности, ломку старых устоявшихся представлений, переход деятельности в новое качество, что невозможно без анализа накопленного опыта. Учитель должен уметь организовывать, планировать, исследовать свою педагогическую деятельность, и, в первую очередь, урок как ее основную форму.
Процесс обучения в технологии Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова происходит иначе, чем в традиционном обучении. Здесь на начальной ступени изучения какого-либо фундаментального понятия вводится общее абстрактное представление о нем. При дальнейшем обучении оно обогащается и конкретизируется частными фактами и знаниями, служит для учащихся ориентиром всего процесса изучения данного понятия, помогает осмыслить все вводимые в дальнейшем частные понятия с точки зрения уже имеющего общего представления.
Развивающее обучение осуществляется как целенаправленная учебная деятельность, в которой ребёнок сознательно ставит цели и задачи самоизменения и творчески их достигает. Учебная задача в этой технологии похожа на проблемную ситуацию, решение которой состоит не в нахождении конкретного выхода, а в отыскании общего способа действия, принципа решения целого класса аналогичных задач, достигаемых детьми путём выполнения определённых действий.
Так как в общении развивается личность, а в деятельности – мышление, то чтобы получить ученика, способного мыслить, планировать свою работу и получать положительный результат, учитель должен научить его учебной деятельности. Для этого надо строить учебный процесс особым образом.
Ниже я предлагаю апробированный мною на практике в течение многих лет алгоритм действий учителя при подготовке к уроку и его проведении.
Педагогическая деятельность учителя.
На первом этапе я формулирую задание для учащихся. Для этого определяю зону ближайшего развития, то есть на данном этапе проделываю мыслительные и деятельностные шаги, которые ученик может совершить самостоятельно и получить результат. Далее определяю действие, которое вызовет у учащихся затруднение (такое затруднение объясняется отсутствием четкого проекта). Затем строю гипотезы возможных ученических рассуждений и действий при получении результата либо его отсутствии. Так происходит формулировка учебного задания. При этом я должна не только хорошо знать содержание, но и иметь способность к их структурированию.
Второй этап учебного процесса начинается с предъявления учащимся задания. Учащиеся приступают к его выполнению, ещё не видя предстоящего затруднения. Уже имея простроенный ход мыслительных шагов, я знакомлюсь с ходом выполнения задания и полученными результатами. Выбираю для дальнейшей работы кардинально различные результаты. Ученики могут выполнять деятельность как индивидуально, так и группами или в парах.
Третий этап начинается с предъявления полученных результатов. Детям задаю вопрос: “Почему задание было одно, а результаты получены разные?” В ходе обсуждения дети приходят к выводу, что надо определить способ выполнения данного задания, т.е. как действовал каждый ученик.
На четвёртом этапе несколько учеников рассказывают, как они выполняли задание. В организованной коммуникации дети стараются понять каждого выступающего, высказать свои сомнения по поводу правильности хода рассуждения, возникшие из-за отсутствия каких-то знаний. Этот этап заканчивается формулировкой проблемы: “Мы не смогли выполнить задание т.к. не умеем что-то или не знаем, как это делать…”
На пятом этапе предлагаю ученикам попробовать самим построить теоретическое понятие, если оно, конечно, есть в зоне ближайшего развития. В ином случае сама передаю его ученикам, используя объяснительно-иллюстративный метод. Понятия обсуждаются, согласовываются и, наконец, ученики получают оформленное понятие.
На следующем этапе ученики в результате согласования находят самый удачный способ деятельности, рассматривают его по шагам и оформляют в виде алгоритма действий. После этого начинается седьмой этап, на котором происходит отработка данного способа или тренинг. Ученики выполняют различные практические задания.
После этого организую контроль за реализацией полученного умения. Урок заканчивается итоговой рефлексией, где ученики осознанно воспроизводят все этапы обучения, выраженные в способе учебной деятельности.
Учебная деятельность.
Задумаемся: начиная обучаться под руководством учителя, только что пришедший в школу ребенок ещё не умеет учиться. Учебная деятельность формируется в процессе обучения ученика. Её формирование выступает важнейшей задачей обучения – задачей не менее важной, чем усвоение знаний, умений и навыков.
В основе учебной деятельности лежат активные методы обучения – исследовательский и рефлексивный, а за основу берётся деятельность учащихся.
После того, как все шаги “Педагогической деятельности” будут осуществлены, пишется план урока с учётом всех этапов.
Таким образом, любой урок по программе развивающего обучения композиционно выстраивается в кольцо, что можно представить в виде следующей схемы:
В качестве образца предлагаю тезисный конспект методической разработки урока русского языка в 3-м классе на тему “Ь” после шипящих в конце слов, называющих предметы и действия”.
Цели.
- Достроить алгоритм:
- Формировать умения анализировать, обобщать, систематизировать полученные знания;
- Воспитывать культуру учебного труда.
Оборудование: Индивидуальный алгоритм у каждого ученика на парте. На доске алгоритм в увеличенном виде.
Ход урока.
- Актуализация:
- Над какой большой темой работаем на уроке русского языка? (Работаем над проверкой орфограмм в слабой позиции)
- С чем знакомились в этом году? (Познакомились со значимыми частями слова и с падежами)
- Над чем работаем сейчас? (Отвечаем на вопрос: “Можно ли писать окончания по закону русского письма?”)
- Что нового узнали вчера? (Мы узнали, как надо писать слова-предметы с шипящими на конце).
- Что надо делать, чтобы правильно писать такие слова? (Ученики проговаривают алгоритм)
- Введение в деятельность (D1):
Учитель: Можно ли утверждать, что вы умеете писать слова с шипящими на конце?
Ученики: Да.
Учитель: Тогда докажите это.
Задание.( Д-1). Запишите словосочетания,
выделите и определите работу окончания,
объясните постановку мягкого знака.
- Рефлексия:
Учитель: Выполнили работу? Были затруднения? Давайте разберёмся. (Ученики объясняют постановку мягкого знака в словах).
- Надели плащ - слово-предмет, ед.ч., м.р., В.п.
- Вырастили рожь – слово-предмет, ед.ч., ж.р., В.п.
- Капало с крыш – слово-предмет, мн.ч.
- Исследование (два мнения учеников):
Дом стереч – | Дом стеречь |
По песку идёш | По песку идёшь |
- Критика:
(Я не написал “Ь”, потому что…) | ? |
(Я написал “Ь”, потому что…) |
Учитель: Как же будем выходить из этого затруднения?
Предположительные ответы учеников:
- – Я помню, вы говорили…
- – Мне сказала мама…
- – Я видел в книге… (упр. 130, стр.138 учебника рус. яз. под ред. В.В. Репкина) (слова можно найти в тексте упражнения: не выучишь, подумаешь, прилечь);
Учитель: Какое же открытие мы сегодня сделали?
Ученик: Что слова-действия всегда пишутся с ь знаком в конце после шипящих.
- Нормирование:
Оформление алгоритма на доске и достройка алгоритма-памятки у каждого ученика:
Ь
Учитель: Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
Ученик: Тема урока: “”Ь” после шипящих в конце слов, называющих действия”.
- Деятельность–2: Закрепление полученных знаний (D2)
Задание. Спишите слова, докажите правильность постановки мягкого знака.
Луч | м.р. | Ь (не пишется) |
Речь | ж.р. | Ь (пишется) |
Куч | мн.ч. | Ь (не пишется) |
Беречь | слово-действие | Ь (пишется) |
Проверка фронтальная.
- Итоговая рефлексия.
Учитель: Что нового узнали? Как надо действовать, чтобы правильно писать слова с шипящими на конце? Ученики повторяют алгоритм.
- Определяю, чем является слово (слово-предмет, слово-действие, слово-признак.).
- Если это слово-предмет, то определяю род и число (Ж.р. - пишу Ь; м.р.- не пишу Ь; мн.ч -. не пишу Ь; Ед.ч).
- Если слово-действие, то Ь пишу всегда.
- Домашнее задание. (Упр. 128, отгадать кроссворд).
Итак, способ найден, результат получен, урок закончен. Подобная форма урока способствует пробуждению и раскрытию собственного “я” ученика, развивает его способности свободно выражать свои мысли, делает знания прочными, снимает психологическое напряжение, которое испытывают многие ученики при ответах на вопросы учителя. Со звонком в конце урока работа учителя не заканчивается: впереди проектирование следующих этапов: “Исследование учебной деятельности” и “Исследование проведённого урока”.
Таким образом, в младшем школьном возрасте учебная деятельность является ведущей и главной среди других видов деятельности, выполняемых детьми. В ходе становления учебной деятельности у младших школьников формируется и развивается важное психологическое новообразование данного возраста: основа теоретического сознания и мышления, а также связанные с ними психические способности (рефлексия, анализ, планирование).
Подведу итог: в системе уроков по Эльконину-Давыдову такие виды деятельности, как педагогическая и учебная, взаимосвязаны и взаимообусловлены. Так, умелое планирование педагогической деятельности, осуществляемое учителем перед каждым уроком, обеспечивает хорошую организацию учебной деятельности, получение прочных знаний, умений и навыков, а также влияет на всестороннее развитие учащихся.
Литература:
“Библиотека развивающего обучения”.
- Выпуск 2.Начальный этап развивающего обучения русскому языку в средней школе. Концепция и программа под редакцией В.В.Репкина.
- Выпуск 5. В.В.Репкин. Развивающее обучение как система. Пособие для учителей, студентов пединститутов и работников народного образования.
- Выпуск 6. В.В.Давыдов. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении.
- Учебник 3 класса. Русский язык (1-2 кн.) В.В.Репкин.