Основы формирования экологического воспитания в школе

Разделы: Администрирование школы


В настоящее время каждый человек, независимо от его специальности, должен быть экологически образован и экологически культурен.

Что же такое экологическая культура? Экологическая культура- это система знаний, умений, ценностей и чувство ответственности за принимаемые решения в отношении с природой. Основными компонентами экологической культуры личности должны стать: экологические знания, экологическое мышление, экологически оправданное поведение и чувство любви к природе.

Цель экологического образования – формирование ответственного отношения к окружающей среде, активная деятельность по изучению и охране своей местности, защите и возобновлению природных богатств. Чтобы эти требования превратились в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за сохранность природы, вырабатывать активную жизненную позицию по восприятию проблемы сохранения окружающей природной среды. Отношение ребенка к окружающей природной среде в существенной степени определяет школьное экологическое воспитание.

Школьное экологическое воспитание обладает возможностью целенаправленной, координированной и системной передачи знаний.

Природа в деятельности школьников выступает разносторонне, требуя проявления соответствующих разносторонних способностей, так, она оказывается объектом заботы и труда, когда учащиеся преобразуют и охраняют ее; объектом и предметом целенаправленного познания, когда они изучают ее закономерности на уроках и дома; реальным пространством, где протекает деятельность; окружающей средой – в занятиях спортом, путешествиях; объектом и предметом художественного изображения – в процессе творческого воссоздания ее образов в самодеятельном искусстве. Что бы обеспечить наиболее благоприятные условия для формирования отношений учащихся к действительности, школа организует трудовую, познавательную, опытническую, художественную, игровую, туристско-краеведческую и спортивно – оздоровительную деятельность детей на природе. На формирование сознания в условиях взаимодействия с окружающей средой налагают отпечаток многие факторы: прежде всего это жизненный опыт и сфера общения, семья и интересы сверстников, личные и групповые мотивы поведения, общественное мнение. В условиях влияния различных окружающих условий на сознание учащегося его формирование во многом зависит именно от целенаправленных действий педагога. Здесь находят применение разнообразные приемы и методы педагогической работы, раскрытие смысла практической деятельности, беседы и лекции о труде и природе, разъяснение долга и приемы убеждения в необходимости личной заботы каждого о среде, требования к поведению и вовлечение в художественное творчество, поощрения и наказания, соревнование и личный пример воспитателя.  Как актуальная социально – педагогическая задача формирование сознательного, ответственного отношения учащихся к природе должно пронизать все направления планирования, организации и контроля в работе школы: в общешкольных планах и документах классных руководителей.

Природоохранительная деятельность определяется знаниями о природе и обществе, полученными при изучении географии, биологии, химии и физики. В опытнической и краеведческой работе в деятельности бригад и лесничеств учащиеся приобщаются к деятельной заботе о естественной среде, к сбережению растительности и животных, приумножению природных богатств. В совокупность их практических дел входят посильный уход за растениями и животными, участие в воспроизводстве естественных ресурсов, забота о земле и водных источниках, полезащитные и лесозащитные мероприятия. Под руководством педагогов формируются навыки рационального природопользования.

Научившись наблюдать за окружающей красотой в процессе труда и осознав возможность творить с его помощью красоту вокруг себя, школьник иначе воспринимает окружающую среду. Поэтому прогулки и другие виды деятельности иначе, чем прежде раскрывают перед ним красоту природы. Не всякая деятельность способна прямо выявить эстетические свойства природы для школьников. Чтобы научиться оценивать красоту форм растений, грациозность животных, контрасты цвета и света, симметрию явлений, гармонию звуков, свойства пространства и времени надо участвовать в их познании как чувственном, так и абстрактно - логическом.

Сформировать у учащихся бережное отношение к природе может учитель, которого увлекает благородная задача охраны среды, который испытывает постоянный интерес к красоте, новизне, динамизму окружающего мира. Развивая средствами природы духовный мир школьников, они в то же время закаляют детей физически, формируют их волю и характер, воспитывают коллективизм и патриотизм будущих заботливых хозяев родной земли, чем бережнее относится к природе сам учитель, тем сознательнее и ответственнее относятся к ней его воспитанники. Школа испытывает потребность в педагоге – универсале, который глубоко знает не только свой предмет, но и общие закономерности воспитания отношений к природе и людям.

Процессы воспитания эстетического и природоохранительного отношений школьников требует комплексного подхода.

Учителю литературы, пения и рисования быстрее и легче сформируют ответственное отношение учащихся к природе, опираясь первоначально на средства искусства. Как известно, учащиеся с большим интересом пишут сочинения о литературном пейзаже, о произведения живописи и музыки, отражающих природу. Под руководством учителей изобразительного искусства они с удовольствием совершают экскурсии, чтобы зарисовать достопримечательности с натуры. Увлекательно для школьников и знакомство с миром музыки, воспроизводящие образы природы.

Для преподавателей естественно – математических предметов наиболее эффективным комплексным подходом к воспитанию оказывается путь от обучения основам наук к организации непосредственного взаимодействия школьников с природой в познании и труде, а затем к установлению связей между природой и искусством, общественными и личными отношениями воспитанников с окружающей средой. Таким образом, влияния различных путей, которые используют учителя разных специальностей, воспитывая отношение школьников к природе могут стать равноценными при соблюдении определенных педагогических условий: объединение познания, труда и охраны среды в систему; взаимное дополнение эстетической, трудовой и природоохранительной деятельности или их взаимопроникновение в ходе воспитания отношений к природе; дифференцированный подход к построению систем практических дел, связанных с каждым учебным предметом и возрастной группой школьников; усиление внимания педагогов к формированию связей и внутренних зависимостей друг от друга разных дел, направлений деятельности, традиционных и новых форм взаимодействия с природной средой.

Пример педагогов активно влияет на сознание и поведение учащихся, на их отношение к природе и друг к другу. Формами педагогического руководства индивидуальной деятельности могут стать систематические консультации по домашнему труду (уход за садом, цветами, животными, рыбками, птицами), выставки находок и поделок из природных материалов. Уместны рекомендации режима игр и отдыха среди природы, ознакомление учащихся с правилами промысловой деятельности и ухода за природой, законодательство. На беседы можно приглашать художников, поэтов, писателей, рыболовов охотников, лесничих, юристов и т.д.    Достижение высокого уровня развития отношений к природе и друг к другу помогает удовлетворению интересов школьников. Оно своеобразно завершает процесс преобразования предметных и взаимных связей учащихся в воспитательные отношения. Обретая воспитательные функции, ответственное отношение к природе, забота школьников о сбережении ее красоты, внимание друг к другу поднимаются на высокую ступень. Это создает наилучшие условия для решения задач всестороннего гармоничного развития личности в процессе взаимодействия с природной средой.

Для осуществления стоящих перед нашей страной задач по превращению каждого ее уголка в цветущий край необходимо своевременно формировать экологическую культуру, эстетические отношения к природе, развивать любовь к ней и нести ответственность за ее состояние.

Список литературы:

  1. Экологическое образование и воспитание. Метод. Рекомендации. – Улан – Удэ, 1990. – 29с.
  2. Дерябо С.Д., Ясвин В.П.. Экологическая педагогика и психология. – Ростов-на-Дону.: Феникс, 1996.