Разработка плана действий и его запись

Разделы: Информатика


Цель:

  • закрепить представление учащихся о способах обработки информации, в процессе выполнения практической работы формировать умение записывать план действий, ввести понятие алгоритма, провести связь между информатикой и другими предметами;
  • развивать логическое мышление учащихся, умение работать с прикладными программами;
  • воспитывать информационную культуру, а также внимательность и аккуратность при выполнении практической работы на ПК.

Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, ПК, карточки-задания

Тип урока: закрепление знаний.

Место урока: второй урок по данной теме.

План урока

Название этапа урока Время
1. Оргмомент, приветствие, постановка целей 1 мин.
2. Актуализация знаний. 4 мин.
3. Проверка выполнения домашнего задания 4 мин.
4. Устный опрос 2 мин.
5. Повторение ПТБ 2 мин.
6. Постановка проблемы 3 мин.
7. Практическая работа на ПК 10 мин.
8. Валеологическая пауза 1 мин.
9. Рефлексия 5 мин.
10. Подведение итогов 6 мин.
11. Домашнее задание 2 мин.

Ход урока

  1. Оргмомент, приветствие, постановка целей

Здравствуйте, ребята. На прошлом уроке мы познакомились с разработкой плана действий и формами его записи. Сегодня мы закрепим наши знания и умения при выполнении практического задания по этой теме.

  1. Актуализация знаний.

На доске записан план перехода улицы на пешеходном переходе, но выполняемые действия записаны в произвольном порядке. 1 ученик у доски должен правильно пронумеровать действия.

  • Если нет едущих машин, то дойти до разделительной линии проезжей части.
  • Посмотреть направо.
  • Если нет едущих машин, то закончить переход.
  • Подойти к пешеходному переходу.
  • Посмотреть налево.
  1. Проверка выполнения домашнего задания

На дом вам было задано: пар. 1.14 и задание в РТ № 41 на с. 75. Прочитайте, что у вас получилось. А теперь поменяйтесь тетрадями, возьмите карандаши и проверьте друг у друга выполнение домашнего задания. Исправьте ошибки друг друга и сдайте мне тетради на проверку.

  1. Устный опрос

Вы знаете, что компьютер – это техническое устройство, с помощью которого можно создавать, обрабатывать, преобразовывать и сохранять информацию.

  • - Для чего нужно разрабатывать план действий? (для более точного и правильного его исполнения).
  • - Какие способы записи плана действий вы знаете? (словесный, графический, табличный, символьный (математический язык)).
  • - С помощью какой компьютерной программы можно находить значение математического выражения? (Калькулятор).
  • - Где находится эта программа? (Пуск-Программы-Стандартные).
  • - С помощью какого офисного приложения можно создавать тексты и красиво их оформлять? (С помощью текстового процессора).
  • - Как его запустить? (Пуск-Программы-Стандартные-WordPad).
  1. Повторение ПТБ

Так как во время урока вы будете выполнять практическую работу на компьютере, давайте повторим правила техники безопасности и поведения в кабинете. Задайте друг другу вопросы.

  • - Что строго запрещается делать в кабинете информатики?
  • - Когда не рекомендуется работать за компьютером?
  • - Каковы правила поведения в компьютерном классе?
  1. Постановка проблемы

Переходим непосредственно к выполнению заданий сегодняшнего урока.

На прошлых уроках мы составляли план действий для решения заданий, касающихся различных школьных предметов. Сегодня во время практической работы вы снова должны будете составить план действий и описать его. Учащимся 1-го варианта предлагается найти значение математического выражения и составить план его решения, а учащимся 2-го варианта предлагается напечатать текст, вставить пропущенные буквы и разработать план выполнения задания. (Приложение 1, Приложение 2)

По окончании этой практической работы вы должны представить созданный вами файл и описание плана действий. На выполнение этой работы отводится не более 15 минут.

Каждый будет сидеть за своим компьютером по одному. Для тех, кому пока не хватило места, выполните теоретическую часть задания, а по мере освобождения места за компьютером, выполните ее практическую часть. Если возникают какие-то вопросы при выполнении работы, поднимайте руку.

На каждой карточке находятся 3 варианта задания: уровня А, В и С. Уровень А подразумевает самый примитивный уровень для тех, кто оценивает свои возможности на 3, уровень В – средний, на 4; уровень С – самый сложный, на 5. Вы знаете свои возможности, поэтому выполняемое задание выбираете самостоятельно. На листах описываете план действий. Созданный файл оставляете открытым для проверки, лист с описанием плана действий сдаете учителю. Те, кто закончит выполнение работы раньше и захочет получить еще оценку, предлагается дополнительное задание в РТ (тетради на печатной основе).

- по математике

Расставить порядок действий в математическом выражении, с помощью приложения Калькулятор вычислить его значение.

Задания:

  • Уровень А: описать словесно план нахождения значения выражения.
    1024:(325-197)+198
  • Уровень В: Разработать план нахождения значения данного выражения символьным и словесным способом
    324-792:(91-73) 25
  • Уровень С: Разработать план нахождения значения выражения символьным, словесным и графическим способом.
    (8536-7512):128+2998

 - по русскому языку:

  • Уровень А: На Рабочем Столе компьютера откройте файл под именем “Уровень А”, прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы в корнях слов и опишите план нахождения проверочного слова. Слова, в которых пропущены буквы, после внесения изменений, выделите жирным курсивом. Файл сохраните в своей папке, окно оставьте открытым.
    Три гордые пальмы высоко р..сли. Эти места удивляют богатой р..стительностью.
  • Уровень В: На Рабочем Столе компьютера откройте файл под именем “Уровень В”, прочитайте текст, вставьте буквы в окончания существительных. Слова, в которых были пропущены буквы, выделите жирным курсивом. Опишите план действий по нахождению проверочного слова и сами проверочные слова. Файл сохраните в своей папке, окно оставьте открытым.
     Птица близко сидит на берез.. . Знания в юност.. – мудрость в старост.. . Ночью мы ехали по оживлённой магистрал.. .
  • Уровень С: На Рабочем Столе компьютера откройте файл под именем “Уровень С”, прочитайте текст, вставьте буквы в окончания глаголов, опишите свои действия, слова, в которых пропущены буквы, выделите жирным курсивом, а сами эти буквы – другим цветом. Файл сохраните в своей папке, окно оставьте открытым.
    Утки чу..т опасность и пряч..тся в камышах. В тайге стро..тся новые города. Скоро заколыш..тся хлеба.
  1. Практическая работа на ПК. Выполнение этапов работы фиксируется учителем в Карте оценивания (Приложение 3). Консультанты помогают учителю. Проверка заданий производится с помощью Ключей (Приложение 4, Приложение 5).
  2. Валеологическая пауза выполнение 3 упражнения для снятия усталости с глаз. Проводится учеником.
  3. Подведение итогов. Итак, вы выполняли практические задания на компьютере и описывали свои действия. Так вот, строгая последовательность определенных действий называется алгоритмом. Это слово не русское, оно пришло к нам из древности.

Слово “алгоритм” происходит от имени великого среднеазиатского ученого 8-9 вв. Аль-Хорезми, который родился в городе Хива в Хорезме (Хорезм - историческая область на территории современного Узбекистана). Название операции "аль-джебр", состоящей в перенесении членов из одной стороны уравнения в другую с изменением знака, впоследствии стало название раздела математики (алгебра). Имя аль-Хорезми (латинизированное — Algorithmi) вошло в математику как обозначение арифметики с помощью индийских чисел, а затем как общее название всякой системы вычислений, выполняемых по строго определённым правилам

Из его работ до нас дошли только две - алгебраическая (от названия этой книги родилось слово алгебра) и арифметическая. Тогда алгоритмом называлось десятичное счисление и искусство счета в этой системе. Первые строки арифметической книги были переведены так: “Сказал Алгоритми. Воздадим должную хвалу Богу, нашему вождю и защитнику”. Так имя Аль-Хорезми перешло в Алгоритми, откуда и появилось слово алгоритм.

На экран проецируется изображения ученого, его памятник в Хиве, его книга.

Памятник Аль-Хорзми в Хиве (Узбекистан).

Арифметический трактат Аль-Хорезми (787–850 г.г.).

  • - Что же называется алгоритмом?
  • - С какими предметами были связаны задания построения алгоритма?
  • - С какими предметами можно еще связать информатику и почему?
  1. Рефлексия.

Обратите внимание на карточки у вас на столе. В них вы должны оценить свои достижения на этом уроке. Определите свою оценку за урок

Отметка (собственное мнение):

  • а) Я много узнал нового
  • б) На уроке было интересно
  • в) На уроке было скучно

не получалось _______________________________________________

не понял (а) _________________________________________________

трудно потому что ___________________________________________

  1. Домашнее задание

Пар. 1.14, учащиеся 1 варианта придумывают задания по русскому языку для учащихся 2 варианта, а учащиеся 2 варианта – по математике для своего соседа по парте.