Задачи по формированию и оценке надпредметных умений и универсальных компетенций учащихся основной школы

Разделы: Иностранные языки


В разделе Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, посвященном созданию условий для повышения качества общего образования, говорится о “целостной системе универсальных знаний, умений, навыков, т. е. ключевых компетенциях, определяющих современное качество образования”.

Важнейшим фактором роста качества школьного образования в Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006–2010 годы названо повышение функциональной грамотности выпускников общеобразовательной школы. Составляющими элементами функциональной грамотности являются:

  • грамотность чтения;
  • математическая грамотность;
  • естественнонаучная грамотность.

Основная школа рассматривается в качестве базового образовательного пространства формирования ключевых компетенций учащихся, поэтому кафедра иностранного языка лицея “Ганзейская ладья” начала, прежде всего с создания первичного банка задач по формированию и оценке надпредметных умений и компетенций.

В лицее создан первичный банк задач по формированию и оценке надпредметных умений и компетенций (по аналогии с международными исследованиями PISA, TIMSS, PIRLS)

При составлении задач авторы руководствуются следующим принципом: учебный материал (тексты, таблицы, диаграммы) рассматривается, прежде всего как повод для формирования общеучебных умений и навыков, таких, как умение выделять проблему, ставить задачу, намечать план ее решения, анализировать полученные ответы; умение понимать и чувствовать текст, излагать свои мысли в письменной форме.

На основе анализа материалов PISA были выделены общие типы задач. Критерием выделения стали цели чтения и соответствующие им действия читателя (в данном случае — учащегося).

Аналитические (конструирующие) задачи. Основа задачи — некое информационное поле (набор фактов, более или менее упорядоченный), которое задано в виде текста. Существенным является неполное, неисчерпывающее описание/представление ситуации, мозаичность, фрагментарность с наличием информационных лакун и/или с информационной избыточностью (“шумом”).

Специфика вопросов к текстам заключается в том, что они задают определенный ракурс для рассмотрения представленных фактов, требуют их сопоставления, отбора, интерпретации, обнаружения недостающих элементов для восстановления полной информационной картины — т. е. переструктурирования заданного информационного поля.

Таким образом, задачи этого типа требуют определенной стратегии чтения: сначала беглое знакомство со всей представленной в текстах информацией (в процессе этого знакомства происходит определение общей тематики, информационной ценности каждого фрагмента, специфики содержащейся в нем информации и т. п.), затем уже прицельное, возможно, неоднократное возвращение к текстам, анализ содержащейся в них информации с определенной целью.

Основные умения, требующиеся для решения подобных задач, извлекать из текста сопоставимую информацию, критически оценивать представленную информацию, отбирать необходимую информацию для выдвижения гипотезы, формулировать доказательства, соединять разрозненные факты в единую информационную картину.

Информационные задачи. Задачи этого типа направлены на поиск точной информации в тексте. Запрос на определенную информацию возникает в конкретной ситуации: нужно узнать, как установить компьютерную программу, когда высаживать данный сорт растения, когда и с какого вокзала отправляется поезд, какими последствиями грозит нарушение правила и т. п.

Для такого типа задач характерна поисковая стратегия чтения. Поиск точной информации может быть частью и аналитической, и интерпретационной задачи. Главные умения, требующиеся при решении подобных задач, — формулировать зanpoc на информацию, ориентироваться в структуре (устройстве) разного рода текстов. Задачи этого типа в основном строятся на материале деловых текстов (инструкция, памятка, объявление, договор и т. п.).

Интерпретационные задачи. Для задач этого типа понятие информационного “шума” не актуально. Все, что есть в тексте, является значимым для реконструкции замысла автора, смыслового плана текста. Как правило, здесь используются художественные тексты.

Подобные задачи направлены на удержание и соотнесение двух планов текста: фактологического (событийного) и смыслового (символического), ибо именно смысловой план делает текст художественным. Этим объясняется внимание к, казалось бы, незначимым деталям текста (с точки зрения описываемых событий).

Позиционные задачи. Задачи этого типа предполагают определение позиции автора, реконструкцию аргументов, на которые он опирается, и определение собственной позиции, ее аргументацию, Текст содержит материал для реконструкции позиции автора. Возможны случаи, когда она сознательно завуалирована (“зашумлена”). Одним из важных умений, требующихся для решения подобных задач, является умение отделять фактологическую составляющую текста от интерпретационной.

В каждой задаче имеются комментарии к оцениванию результатов в баллах.

Структура и содержание задач позволяют учителю включать их в канву урока и реализовывать те цели, которые он поставил перед собой.

Большинство задач апробированы на уроках, и надо отметить, что лицеисты с большим интересом восприняли такую форму работы. По отзывам учеников, при выполнении заданий они учатся работать самостоятельно, вдумчиво, чувствуют себя исследователями и участниками важного дела, ведь учителя посвящают их как равных в планы экспериментальной деятельности. “Такие уроки необычны и полезны, время пролетает незаметно!” — отмечают лицеисты.

Решение задач показало, каким образом на практике можно ликвидировать пробелы, связанные с формированием функциональной грамотности школьников.

Опыт, представленный кафедрой иностранного языка НОУ Калининградский экономический лицей “Ганзейская ладья”, безусловно, будет полезен педагогическому сообществу и может быть рекомендован для внедрения другим общеобразовательным учреждениям.

 Задача “Путешествие Нэнси”.

Общая характеристика задачи:

  • Предмет: английский язык.
  • 7-й класс.

Данная задача ориентирована на преодоление дефицитов, таких как:

  • получение информации из оригинального английского текста;
  • овладение разными способами чтения (просмотрового, поискового, выборочного);
  • раскрытие значений слов по контексту или с опорой на интернационализмы.

Источники: Practical English / Автор: Tim Harris [1].

Рекомендации учителю:

  • Задача может быть использована на уроках английского языка в 7-м  классе в первой четверти.
  • Время работы с задачей -1 урок.
  • Уровень сложности: средний.

Last summer Nancy Paine flew around the world. She started in New York and made her first stop in Rio de Janeiro. Rio is a wonderful city and Nancy made some good friends there. They taught her a few words of Portuguese and she learned the samba.

 

After a week in Rio, Nancy continued her journey. She flew over some very high mountains called the Andes and landed in Lima, Peru. She walked around the capital and took photographs of the beautiful old churches. Nancy left Peru on a fine, sunny day. She traveled across the Pacific Ocean to the island of Tahiti.

It was a very long trip, more than two thousand miles. But the weather was good, and she didn't have any problems. Nancy loved the people of Tahiti, and she had a good time there. She sailed a small boat and swam in the ocean every day. The sun was always hot and the beaches were beautiful. Everything was perfect.

After two weeks Nancy got back in her plane and left for Japan. She stayed in Tokyo for a couple of days, in a small hotel near the center of the city. She found a very nice teahouse across the street from her hotel. Nancy enjoyed the lovely gardens there. She also admired the traditional clothes of the Japanese women.

Nancy's next stop was Moscow, Russia. She had some rough weather on the way. But Nancy is an expert pilot, and she arrived at her destination without any serious trouble. In Moscow she bought a fur coat and saw some folk dancers.

The last stop on Nancy's journey was Paris, the "City of Light." She visited some friends in the Latin Quarter, and they took her to a fine restaurant near the river Seine. Nancy ate frog legs and drank some delicious white wine. Her friends asked a lot of questions about her travels, and she told them everything. It was quite a journey.

  • Задание 1

Подчеркни главную мысль.

  • Задание 2
  1. Прочитай еще раз текст и найди английские эквиваленты следующим русским предложениям и отметь в тексте соответствующими цифрами.
  2. Они научили ее нескольким словам на португальском языке и она научилась танцевать самбу.
  3. Она перелетела через высокие горы, которые называются Анды, и приземлилась в Лиме, Перу.
  4. Все было великолепно.
  5. Она также восхищалась традиционной одеждой японок.
  6. Но, Нэнси опытный летчик, и она прибыла в место назначения без серьезных проблем.
  • Задание 3

Выбери из данных ниже вариантов правильные ответы, поставь рядом с номером высказывания + или -

  1. Nancy started in New York.
  2. She made her first stop in Lima, Peru.
  3. Nancy took photographs of the old churches in Peru.
  4. Nance did not have a good time in Tahiti.
  5. Nancy bought a fur coat in Moscow.
  6. Nancy danced in Moscow.
  7. Nancy met some friends in Paris.

 Рекомендации к оцениванию

  • Задание 1

Деятельность: Аналитический выбор информации.

Правильный ответ-1 балл

Всего-1 балл

  • Задание 2

Деятельность: выявление и сопоставление информации.

Правильный ответ- 1 балл

Всего-5 баллов

  • Задание 3

Деятельность: поиск и отбор информации.

Правильный ответ-1 балл.

Всего – 7 баллов

Список литературы:

  1. Tim Harris. Practical English 1, Second Edition // Thomson and Heinle, USA, 2006.
  2. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы //Вестник образования.2005. № 22.
  3. Коротков Э.М. Управление качеством образования. М., 2006.
  4. Новые требования к содержанию и методике обучения в российской школе в контексте результатов международного исследования PISA -2000 / А. Г. Каспржак, К. Г. Митрофанов, К.Н. Поливанова и др. М., 2005.
  5. Новый взгляд на грамотность. По результатам международного исследования PISA - 2000. М., 2004.