Одной из составляющих школьного курса математики является функциональная линия. Особенно много времени на ее изучение отводится в старших классах, так как часть заданий ЕГЭ связана с исследованием свойств функций. Основы функционального материала учащиеся получают в 7-9 классах. Работая по учебникам “МГУ-школе” авторов С.М.Никольского, М.К. Потапова, Н.Н. Решетникова, А.В. Шевкина, следует заметить, что полноценный научный фундамент формируется у учащихся в 7 классе с изучения темы “Действительные числа”, которая составляет теоретическую основу дальнейшего изложения содержания курса алгебры, приводит к пониманию того, что всем точкам координатной оси соответствуют числа и, наоборот, каждому числу соответствует точка координатной оси. В 8 классе они овладевают основными понятиями связанными с функциями, учатся применять их к простейшим функциям: у = х, у = х2, у =, строить графики любой линейной и квадратичной функций.
Важным элементом изучения данной темы являются ТСО, которые позволяют достичь наглядности: экранные средства или таблицы. Все эти средства, безусловно нужны и полезны, без них мы уже не представляем современный урок математики. Но использовать их надо разумно, не вытесняя ими традиционного рисования на классной доске. Мало показывать готовые изображения в учебнике или на экране, школьники должны видеть и сам процесс их построения. Этому предшествует значительная подготовка по математике, наблюдая за тем с чего учитель начинает выполнять чертеж в какой последовательности и как проводит линии, когда и как использует чертежные инструменты, учащиеся получают важнейшие сведения об искусстве изображения функций. Чтобы выработать необходимые умения, учащиеся и сами должны рисовать прежде всего в тетрадях.
На первых занятиях по данной теме я учу учащихся строить графики функций по точкам, затем ввожу понятие функции и рассматриваю такие важные свойства как возрастание, убывание, четность, нечетность, область определения и область значений. Степень овладения умениями проверяется в ходе индивидуальных самостоятельных работ, элементов тестирования и др.
Карточка №1 1. Функция задана формулой . Найдите значение у, если: 1)х=-1; 2)х=0; 3)х=2 у=___ у=___ у=___ 2. Функция задана таблицей:
Постройте ее график. |
Карточка №2 1.Каково взаимное расположение графиков функций: у=-7х, у=-7х+4, у=-7х+8? Подчеркните верный из предложенных ответов. Ответы: а)пересекаются; б) параллельные прямые. 2.Найдите значение k, если известно, что график функции у=kx-4 проходит через точку С(4;-8). |
Карточка №3 1. В одной ситеме координат построй -те графики функций: у=2х+1; у=х2. Найти область определения и область значений каждой функции, указать точку пересечения графиков функций. |
В последнее время во многих классах появился компьютер. Учитель, располагающий компьютером, имеет уникальную возможность сделать процесс обучения наглядным и динамичным. Использование информационных технологий на своих уроках способствует повышению интереса к предмету, активизирует мыслительную деятельность, глубинное запоминание материала, развивает положительную мотивацию учения.
Электронные учебные пособия обогащают учебный процесс, делают его менее утомительным, незаменимым помощником на разных этапах обучения.
С помощью компьютерного диска “ Функции и графики” я наглядно показываю траекторию движения тел в пространстве, в которых учащиеся узнают графики функций, изучаемых на уроках. С помощью модуля представления графиков и чертежей я с учащимися изображаю кривые на координатной плоскости: задаю соответствующую формулу, цвет линии и ее толщину. Для работы с программой не требуется специальной подготовки, но первоначальные сведения мои учащиеся получают на уроках при работе с учебником. Что дает использование таких программ? Учащиеся могут осуществить самоконтроль при построении графиков на бумаге, повторить определение функции, проследить преобразования графиков в декартовой системе координат. Освоив данный курс, я предлагаю учащимся применить полученные знания для решения отдельных уравнений и систем уравнений графическим способом, выяснить количество решений системы уравнений. Данное пособие можно применять не только при изучении функций, в нем содержится большое количество задач, справочный материал, биографии ученых- математиков. Работая с данной программой заметила, что учащиеся в этом возрасте воспринимают данный материал как игру, что способствует развитию воображения, затрагивается эмоциональная сфера, через нее создаются условия познания окружающей действительности. В процессе преодоления трудностей, учащиеся довольно быстро приобретают и используют новые умения, навыки и понятия.
Программ УМК “Алгебра 7-9”, “Функции и графики” и др. существенно обогащают учебный процесс, делают его более продуктивным и менее утомительным.
Графический способ решения систем двух уравнений первой степени с двумя неизвестными.
Цели:
- Рассмотреть решение систем уравнений графическим способом
- Воспитание у учащихся культуры графики
- Расширить кругозор учащихся
Оборудование: компьютер, переносные доски, карточки
Ход урока
1. Организационный момент. Звучит музыка.
Учитель сообщает тему, цель урока.
2. Домашнее задание. П9.1 №822(з),839(г), 844(а) учебник С.М.Никольский “Алгебра-8”
3. Теоретический опрос
р | а | д | и | у | с | |||||||
г | и | п | е | р | б | о | л | а | ||||
с | е | к | у | щ | а | я | ||||||
ц | е | н | т | р | ||||||||
е | д | и | н | и | ц | а | ||||||
п | р | я | м | а | я | |||||||
к | а | р | а | н | д | а | ш |
1. Величина, необходимая при нахождении длины окружности
2. График функции у=k/x
3. Прямая, имеющая с окружностью две общие точки
4. Точка, от которой равноудалены все точки окружности
5. Значение tg 450
6. График линейной функции
7. Инструмент необходимый на уроках геометрии и алгебры.
- Сегодняшний урок посвящен системам.
- Какие системы вы знаете?
Отвечают учащиеся.
Система координат - конструкция, позволяющая задать положение точки на прямой, плоскости, в пространстве, набором чисел.
Система счисления - способ обозначения и наименования натуральных чисел
Солнечная система - солнце и обращающиеся вокруг него большие планеты и спутники, множество малых планет, кометы и метеориты.
Речная система - река с ее притоками, совокупность рек данного речного бассейна.
Периодическая система элементов Менделеева, кровеносная система.
Система уравнений- два или несколько уравнений с несколькими переменными.
Учитель.
- система-определенный порядок в расположении и связи действий.
- в словаре ОЖЕГОВА система-нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей.
4. Устный счет.
А) Установи соответствие.
У=ах2+вх+с | квадратичная |
У=кх+в | линейная |
У=к/х | обратная пропорциональность |
У=кх | прямая пропорциональность |
Решить за минуту | х+у=? | |
х и у? |
Установи соответствие у=2 | у=х2+2 | у=2х+2 | у=-2х+2 |
5. Проверка домашнего задания
Ученик выполняет на доске №838
6.Применение знаний и умений.
Вопросы: Что значит решить систему уравнений?
Этапы решения уравнений графическим способом
1) 2 учащихся показывают решение на доске, а 2 других выполняют задание в тетрадях №822(ж), № 822(и)
2) остальные учащиеся работают по карточкам(разноуровневым) и проверяют задание с помощью компьютера.
Итог урока. Рефлексия.
Варианты самостоятельных работ (приложение)