Тема: "Иллюстрация в книге. Знакомство с творчеством художников-иллюстраторов детских книг Ю.А. Васнецова и Е.И. Рачёва"

Разделы: Организация школьной библиотеки, Внеклассная работа


Цель урока: Показать учащимся необходимость иллюстрации в книге.

Задачи:

1. Убедить учащихся в том, что иллюстрация помогает глубже понять содержание самой книги.

2. показать особенности творчества художников-иллюстраторов Ю.Васнецова и Е.И.Рачёва.

3. Развитие творческих способностей учащихся.

4. Научить ребят делать собственные выводы на основе увиденного и прочитанного материала.

Методы:

1. Объяснительно-иллюстративный.

2. Практический.

3. Поисковый.

Оборудование:

1. Книжная выставка:

А) Чуковский К.И. Сказки. – М.:Дет.лит., 1994. – 226 с.

б) Кто, кто в рукавичке живет?: Русские и украинские народные сказки. – М.: Малыш, 1998. - 155 с., ил.

в) Песенки-потешки.- Л.: Дет.лит, 1993. – 80с.,ил.

г) Заинька. – М.: Малыш, 1995. – 10с., ил.

д) Носов Н. Приключения Незнайки и его друзей. – М.: Сов.Россия, 1996. – 172 с., ил.

е) Носов Н. Приключения Незнайки и его друзей. – М.: Дет.лит., 1993. – 158 с., ил.

2. Портреты художников-иллюстраторов – Ю.Васнецова и Е.Рачёва.

3. Тексты русских народных сказок “Заяц-хваста” и “Мышки”.

4. Альбомы для рисования, краски.

Ход урока

Библиотекарь: Ребята! На прошлом уроке мы с вами говорили о структуре книги и познакомились с элементами книги. Какими?

Учащиеся: Обложка, суперобложка, титульный лист, оглавление (содержание).

Библиотекарь: Сегодня более подробно мы остановимся на таком элементе книги, как иллюстрация.

Как вы понимаете слово “иллюстрация”? (Ответы учащихся).

Библиотекарь: В словаре русского языка слово “иллюстрация” определяется как “рисунок в тексте, сопровождающий изложение или поясняющий содержание книги”. Все ребята вашего класса любят читать книги. Кто-то читает книги с иллюстрациями, кто-то на них внимания не обращает, предпочитая само содержание книги.

(Библиотекарь показывает две книги Н.Носова “Приключения Незнайки в его друзей” в разных изданиях – с иллюстрациями и без них).

Библиотекарь: Как вы думаете, нужна ли иллюстрация в книге? Кто выполняет эти иллюстрации? (Ответы учащихся).

Библиотекарь: Тема нашего урока: “Иллюстрация в книге. Знакомство с творчеством художников-иллюстраторов книг Ю.Васнецова и Е.Рачёва”.

Биография Васнецова Юрия Алексеевича (1900-1973 г.г.) – рассказывают учащиеся.

Юрий Алексеевич Васнецов родился в 1900 году в г. Вятка, в семье потомственного священника. Закончил гимназию, где изучал языки – латынь, французский, немецкий, греческий. Семья была большая – 5 детей (2 брата и 3 сестры). Маленький Юра очень любил помогать отцу в церкви, любил церковные праздники, и конечно же, ярмарки, которые постоянно проводились в городе Вятке. Город славился своими умельцами. Руки умельцев делали сундуки, плели кружева, раскрашивали яркими красками глиняные игрушки. Жители города любили все яркое, праздничное, веселое.

Маленький Юра уже с семи лет начал рисовать. Будучи гимназистом, он расписывал стены своей комнаты в народном стиле, разрисовывал ставни и печи, крышки деревянных шкатулок. Особенно любимой взрослыми и детьми была ярмарка игрушек, которая всегда открывалась весной. “Очень я любил всякие игрушки из глины. Свистульки, лошадки, девушки с коромыслом, птички всегда радовали меня своей красотой” - говорил позже Ю.Васнецов.

По окончании гимназии Ю.А.Васнецов поступил учиться на живописное отделение Академии художеств в Петрограде, а затем продолжил свое образование в аспирантуре Академии художеств.

В 30-е года Васнецов переходит работать в Детское государственное издательство и вплотную занимается иллюстрированием детских книг. Одна из лучших книг художника называется “Ерши-малыши”. В 1971 году за оформление сборника народных песенок и потешек “Ладушки” и “Радуга-дуга” художнику была присуждена Государственная премия СССР. Неоднократно работы Васнецова отмечались медалями и почетными дипломами международных конкурсов книги.

Библиотекарь: У меня в руках книга, которую вы все хорошо знаете – “Краденое солнце” К.И.Чуковского. Иллюстрации к этой книге сделаны Васнецовым Ю.А.. Посмотрите внимательно на эту иллюстрацию (с.47). Что вы можете сказать о ней? Кто на ней изображен? Кого напоминает вам медведь – главный герой данной иллюстрации? Посмотрите внимательно на его взгляд и глаза. На что они похожи? (Ответы учащихся).

Библиотекарь: Хочу показать вам еще одну книгу с иллюстрациями Васнецова Ю.А. – “Заинька”. Что вы можете сказать о героях этой книги? (Ответы учащихся). Все звери, нарисованные Васнецовым Ю.А. в этой книге удивительно похожи на мягкие игрушки, с которыми хочется поиграть, прижать к себе, взять с собой в отпуск, положить рядом в постель. А их глаза очень напоминают пуговички. “Пуговичный” взгляд героев Васнецова не отражает их настроения, он кажется как бы застывшим. Звери в иллюстрациях Васнецова очень забавные, добрые и немножко смешные. Их хочется защищать и оберегать.

Библиотекарь: А теперь обратите внимание на книгу “Кто в рукавичке живет?” (сборник русских и украинских народных сказок). На одной из иллюстраций данной книги также изображен медведь. Но этот медведь совсем не похож на медведя из книги “Краденое солнце”. Не похож потому, что этого медведя нарисовал совсем другой художник – Евгений Иванович Рачёв.

Биография Евгения Ивановича Рачёва (1906-1999 г.г.) – рассказывают учащиеся.

Евгений Иванович Рачёв родился в 1906 году в сибирском городке Томске. Отца он потерял рано, а его мама работала зубным врачом. Так сложились обстоятельства, что из Сибири маленькому Жене пришлось перебраться в Новороссийск, где он впоследствии поступил в мореходную школу. Но по состоянию здоровья от мореходки пришлось отказаться. За время болезни и тяжелой работы в порту юноша начал писать стихи и по-настоящему пристрастился к рисованию.

Закончив художественно-педагогический техникум, Рачёв поехал в Киев, поступил на полиграфический факультет Киевского художественного института. Там же и началась большая работа по иллюстрированию детских книг.

Рачёв вырос в деревне, очень любил животных, видел их близко и испытывал к ним дружеское отношение. И поэтому, когда ему предложили иллюстрировать книги писателя Виталия Бианки, он с удовольствием согласился. С этого момента художник живет и работает в Москве, много рисует с натуры, бывает в зоопарках, заповедниках, музеях. Много работает над книгами для детей.

На протяжении всей своей жизни Рачёв иллюстрировал сказки. Сказки разных народов – польские, венгерские, народов Севера. Особенно много он работал над русскими и украинскими сказками. И с удовольствием сделал иллюстрации к украинской сказке “Рукавичка”.

Евгений Иванович Рачёв – один из самых популярных детских художников-иллюстраторов. Около 20 лет он работал главным художником издательства “Малыш”. Детская книга тогда расцветала. За свою деятельность Рачёв удостоен звания Народный художник РСФСР, Лауреат Государственной премии РСФСР имени Н.Крупской.

Библиотекарь: А теперь давайте поближе рассмотрим иллюстрации Е.И.Рачёва к сказке “Рукавичка” ( в книге “Кто, кто в рукавичке живет?”, с.139). Опишите героя сказки – медведя, изображенного на данной иллюстрации. (Ответы учащихся). Это уже совсем не тот медведь, которого мы видели в иллюстрациях Васнецова. Это “очеловеченный” медведь, уж очень он своим внешним видом напоминает человека.

Библиотекарь: Взгляд героев иллюстраций Рачёва Е.И. очень похож на взгляд человеческий. Мы видим и прищуренный, чуть хитроватый взгляд зайца из русской народной сказки “Колобок”, и довольный, хитрый взгляд лисы в этой же сказке; жалобный, со слезами на глазах взгляд кота из сказки “Кот – серый лоб, козел да баран”, воинственную позу и суровый взгляд лиса в сказке “Как ходил кот с лисом сапоги покупать” и др. Поза, взгляд, движения и одежда героев Рачёва Е.И. – все напоминает нам человеческие отношения. Есть среди его героев и простаки, и добряки, есть и такие, которые в любой момент придут на помощь. А есть – злые, хитрецы, обманщики, льстецы (показывает иллюстрацию к сказке “Как кот ходил с лисом сапоги покупать” - в книге “Кто, кто в рукавичке живет?”, с.92).В отличие от животных, изображенных Васнецовым Ю.А., звери на иллюстрациях Рачёва Е.И. одеты, и их костюм соответствует народным особенностям иллюстрируемой художником сказки. Так, иллюстрируя русскую народную сказку “Лиса и заяц”

Рачёв Е.И. “одевает” зверей в русский костюм, а в украинской народной сказке “Соломенный бычок” мы видим зверей в украинском костюме.

Библиотекарь: А теперь каждому из вас я предлагаю ознакомиться с двумя текстами.

(Класс делится на две группы: первая группа получает текст русской народной сказки “Мышки” (см. приложение 1), вторая группа получает текст русской народной сказки “Заяц-хваста” (см. приложение 2).

Библиотекарь: Внимательно прочитайте предложенный текст. Затем мы с вами попробуем стать художниками-иллюстраторами тех сказок, которые вы только что прочли. Учащиеся 1 группы иллюстрируют сказку “Мышки” в манере художника Ю.А.Васнецова. Учащиеся 2 группы иллюстрируют сказку “Заяц-хваста” в манере художника Е.И.Рачёва.

Учащиеся рисуют.

Затем библиотекарь прикрепляет рисунки учащихся на доску со стороны книг, иллюстрированных Васнецовым (по тексту “Мышки”), и со стороны книг, иллюстрированных Рачёвым (по тексту “Заяц-хваста”). Учащимся предлагается защитить свои иллюстрации (по 3 человека от каждой группы). Выставляются книги “Мышки” и “Заяц-хваста” с иллюстрациями художников Ю.А.Васнецова Е.И.Рачёва (соответственно). Учащиеся имеют возможность сравнить свои рисунки с иллюстрациями художников.

Библиотекарь: Так нужна ли иллюстрация в книге? Зачем? (Ответы учащихся).

Картинная галерея рисунков учащихся и художников-иллюстраторов способствовала тому, что в своих высказываниях ребята отметили различия в творчестве данных художников и сделали вывод о необходимости иллюстрации в книге.