Урок русского языка во 2-м классе по теме "Родственные слова. Корень слова"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • формирование понятия корень, умения подбирать однокоренные слова;
  • развитие орфографической зоркости, речи, пополнение словарного запаса;
  • воспитание любви к родному языку.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация слайдов (Приложение), учебник «Русский язык. 2 класс» (автор Т. Г. Рамзаева), словарь.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Мы пришли сюда учиться, не лениться, а трудиться.
Работаем старательно, слушаем внимательно.

– Ребята, сейчас у нас урок родного языка. Мы продолжаем изучать тайны русского языка. И как всегда, каждый из вас на уроке будет исследователем.

2. Актуализация опорных знаний

 (Слайд 1)

– Начнём наш урок с того, что отправимся с зайчиком в гости. Зайчик прыгнул из домика с буквой К в домик с буквой О. Как вы думаете, куда дальше прыгнет он, если он всегда прыгает наискось через дорожку. (Из домика буквы О зайчик прыгнул в домик буквы Р, дальше - в домик буквы Е, затем в домик буквы Н и в домик буквы Ь.)

– А сейчас скажите, на какие семьи можно разделить все буквы игрового поля? (Семья гласных – Ю, О, И, Е, Я; согласных – К, Н, Р; семья букв, которые  не обозначают звука – Ь.)

– Дайте характеристику гласных? Какая гласная лишняя? Почему?

(Дети отвечают на вопросы.)

– Какая лишняя среди согласных? Почему?

(Ответы детей.)

-  Пробежитесь глазками по всему пути зайчика и скажите, какое слово получилось? (Получилось слово «КОРЕНЬ».)

– Слово «КОРЕНЬ» – многозначное. На уроках окружающего мира вы уже встречались с понятием «корень». Что же это такое?

(Ученики дают свои ответы или  с помощью «Толкового словаря» В.Даля находят толкование слова «КОРЕНЬ».)

(Слайд 2)

– Давайте сформулируем тему нашего урока и определим, чему мы должны сегодня научиться.

(Что такое корень слова? Научиться находить корень слова.)

(Слайд 3)

– Правильно, тема нашего урока – родственные слова, корень слова.

3. Чистописание

(Слайд 4)

– Обратите внимание на слово «КОРЕНЬ». Если вы выслушаете меня внимательно, то скажете, какую букву мы будем писать на чистописании. Итак, эта буква обозначает согласный, глухой, парный звук. (Это буква К.)

– Правильно, это буква К. Определите порядок следования букв в данной цепочке.

Кки Кке Ккё Ккю …

(Справа от заглавной буквы К находятся строчные буквы к и гласные, которые указывают на  мягкость согласного.)

4. Словарно-орфографическая работа

(Слайд 5)

– Посмотрите, что необычного сегодня у нас в классе (словарные слова расклеены по всему классу). Соберите их и распределите по семьям.

(Дети собирают слова и распределяют по группам в соответствии с темой.)

– Скажите, ребята, как называются эти слова, и какие семьи они образовали.

(Ответы детей.)

– Как вы думаете, какое задание я хочу вам предложить? Запишите их по системе СУО (слог, ударение, орфограмма).

5. Изучение нового материала

(Слайд 6)

– Вы знаете, раз уж мы сегодня на уроке ведём разговор о семьях слов, то я приглашаю вас побывать ещё в одной семье, даже в двух. Итак, жил-был тигр. У него был маленький сынок … (тигрёнок). А у тигрёнка была мама …. (тигрица). Знакомьтесь – тигрёнок, вот он какой! Вот мы и получили две семьи: в одной живут звери, а в другой – слова, которые их называют. Какие это слова?
– В семье зверей больше никого нет, а в семье слов есть: раздаётся рык … (какой? чей?) тигриный. Например, есть акула, которая такая же полосатая, поэтому её называют тигровая акула, и есть камень, который за свой цвет тоже называют тигровый.

– Слова, как звери и люди, живут  семьями.  Прочитайте всю семью слов, где главное слово тигр. А почему оно главное?

(Слово тигр живёт во всех словах этой семьи. С помощью этого слова  можно объяснить все слова в семье. Например, тигрёнок – маленький тигр, тигрица – тигр женского рода, тигриный – звук, который издаёт тигр, тигровая акула – полосатая как тигр, тигровый камень – цвет камня похож на окрас тигра.)

– У слова есть главная часть, которую мы будем называть КОРЕНЬ и есть родня – слова с таким же корнем. Слова-родственники – это слова с одинаковым корнем, то есть однокоренные.
Родственные (однокоренные) – это слова, которые можно объяснить с помощью одного и того же слова. Часть этого слова живёт во всех словах-родственниках. Поэтому у родственных слов есть общая часть и общее значение. Так как же назовём слово ТИГР?

(Корень слова.)

– Графически  выделять корень будем особым значком – «дугой» (учитель показывает).
Выделяйте знак аккуратно. Начинать и заканчивать его надо между буквами слова. Попробуйте сделать вывод о том, что такое корень.

(Ответы детей.)

– Проверьте свои выводы, прочитав правило в учебнике на с. 155.

6. Физкультминутка

7. Выделение общего способа применения понятия

– А сейчас скажите, можно ли назвать сахар и конфету родственными словами? Конфета ведь тоже сладкая.

(В ходе беседы дети ищут способы решения данной проблемы.)

– Какой же способ решения мы выберем?

(Чтобы узнать являются ли слова родственными надо посмотреть:

  1. Есть ли в словах общая часть?
  2. Есть ли общее значение, то есть можно ли объяснить слова с помощью одного и того же слова?)

8. Первичное закрепление нового материала

(Слайды 7–8)

Давайте закрепим наши новые знания. Соберём семьи родственных слов, убрав лишние. Как узнать родственные слова?

(Дети повторяют способ действия и выполняют упражнение 1.)

Упражнение 1

Прочитайте. Напишите, устранив в каждом ряду лишнее слово. Ответ обоснуйте.

  • Нос, носильщик, носик, носатый.
  • Час, часок, часть, часовщик.
  • Гусь, гусята, гусеница, гусыня.
  • Циркуль, цирк, цирковой, циркач.

– Предлагаю вам поработать в парах. Пообщайтесь, поделитесь своими мыслями с соседом по парте и выполните упражнение 2.

(Слайд 9)

(Дети выполняют упражнение 2.)

Упражнение 2

Прочитайте. Сгруппируйте и напишите предложения по темам. Подчеркните общую часть родственных слов.

                         Б (а, о) бры – трудолюбивые  ж (ы, и) вотные.
                        Звёздное небо очен (–, ь) красивое.
                        Все знают б (а, о) бровые домики и плотины.
                       Звёзды находятся д (о, а) леко от нас.

9. Работа по развитию речи

На доске написаны вопросы. Составьте и запишите ответы, подобрав не менее двух родственных слов. В однокоренных словах поставьте ударение. Выделите корень.

На доске:

    • Кто рыбачит на реке с тонкой удочкой в руке?
    • Кто хлопочет с поварёшкой, варит вкусный суп с картошкой?
    • Кто пасёт овец и коз там, где луг травой зарос?

10. Итог урока

– Вот и подошло к концу наше путешествие к тайнам родного языка.  На уроке нам пришлось заниматься всеми видами речевой деятельности. Мы говорили, читали, писали, слушали, а это значит, что каждый из нас стал хоть чуточку, но лучше знать родной язык. Подведите итог - продолжите предложение.

(Слайд 10)

11. Домашнее задание

(Дети выбирают одно из предложенных заданий.)

  1. Подобрать однокоренные слова с корнем «корм» или «гриб» – на выбор.
  2. Упражнение 293.
  3. К пяти словарным словам подобрать  однокоренные слова, выделить корень.