Цели урока:
- формирование понятия корень, умения подбирать однокоренные слова;
- развитие орфографической зоркости, речи, пополнение словарного запаса;
- воспитание любви к родному языку.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация слайдов (Приложение), учебник «Русский язык. 2 класс» (автор Т. Г. Рамзаева), словарь.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Мы пришли сюда учиться, не лениться, а трудиться.
Работаем старательно, слушаем внимательно.
– Ребята, сейчас у нас урок родного языка. Мы продолжаем изучать тайны русского языка. И как всегда, каждый из вас на уроке будет исследователем.
2. Актуализация опорных знаний
(Слайд 1)
– Начнём наш урок с того, что отправимся с зайчиком в гости. Зайчик прыгнул из домика с буквой К в домик с буквой О. Как вы думаете, куда дальше прыгнет он, если он всегда прыгает наискось через дорожку. (Из домика буквы О зайчик прыгнул в домик буквы Р, дальше - в домик буквы Е, затем в домик буквы Н и в домик буквы Ь.)
– А сейчас скажите, на какие семьи можно разделить все буквы игрового поля? (Семья гласных – Ю, О, И, Е, Я; согласных – К, Н, Р; семья букв, которые не обозначают звука – Ь.)
– Дайте характеристику гласных? Какая гласная лишняя? Почему?
(Дети отвечают на вопросы.)
– Какая лишняя среди согласных? Почему?
(Ответы детей.)
- Пробежитесь глазками по всему пути зайчика и скажите, какое слово получилось? (Получилось слово «КОРЕНЬ».)
– Слово «КОРЕНЬ» – многозначное. На уроках окружающего мира вы уже встречались с понятием «корень». Что же это такое?
(Ученики дают свои ответы или с помощью «Толкового словаря» В.Даля находят толкование слова «КОРЕНЬ».)
(Слайд 2)
– Давайте сформулируем тему нашего урока и определим, чему мы должны сегодня научиться.
(Что такое корень слова? Научиться находить корень слова.)
(Слайд 3)
– Правильно, тема нашего урока – родственные слова, корень слова.
3. Чистописание
(Слайд 4)
– Обратите внимание на слово «КОРЕНЬ». Если вы выслушаете меня внимательно, то скажете, какую букву мы будем писать на чистописании. Итак, эта буква обозначает согласный, глухой, парный звук. (Это буква К.)
– Правильно, это буква К. Определите порядок следования букв в данной цепочке.
Кки Кке Ккё Ккю …
(Справа от заглавной буквы К находятся строчные буквы к и гласные, которые указывают на мягкость согласного.)
4. Словарно-орфографическая работа
(Слайд 5)
– Посмотрите, что необычного сегодня у нас в классе (словарные слова расклеены по всему классу). Соберите их и распределите по семьям.
(Дети собирают слова и распределяют по группам в соответствии с темой.)
– Скажите, ребята, как называются эти слова, и какие семьи они образовали.
(Ответы детей.)
– Как вы думаете, какое задание я хочу вам предложить? Запишите их по системе СУО (слог, ударение, орфограмма).
5. Изучение нового материала
(Слайд 6)
– Вы знаете, раз уж мы сегодня на уроке ведём
разговор о семьях слов, то я приглашаю вас
побывать ещё в одной семье, даже в двух. Итак,
жил-был тигр. У него был маленький
сынок … (тигрёнок). А у тигрёнка
была мама …. (тигрица). Знакомьтесь
– тигрёнок, вот он какой! Вот мы и получили две
семьи: в одной живут звери, а в другой – слова,
которые их называют. Какие это слова?
– В семье зверей больше никого нет, а в семье слов
есть: раздаётся рык … (какой? чей?) тигриный.
Например, есть акула, которая такая же полосатая,
поэтому её называют тигровая акула,
и есть камень, который за свой цвет тоже называют тигровый.
– Слова, как звери и люди, живут семьями. Прочитайте всю семью слов, где главное слово тигр. А почему оно главное?
(Слово тигр живёт во всех словах этой семьи. С помощью этого слова можно объяснить все слова в семье. Например, тигрёнок – маленький тигр, тигрица – тигр женского рода, тигриный – звук, который издаёт тигр, тигровая акула – полосатая как тигр, тигровый камень – цвет камня похож на окрас тигра.)
– У слова есть главная часть, которую мы будем
называть КОРЕНЬ и есть родня – слова с таким же
корнем. Слова-родственники – это слова с
одинаковым корнем, то есть однокоренные.
Родственные (однокоренные) – это слова, которые
можно объяснить с помощью одного и того же слова.
Часть этого слова живёт во всех
словах-родственниках. Поэтому у родственных слов
есть общая часть и общее значение. Так как же
назовём слово ТИГР?
(Корень слова.)
– Графически выделять корень будем особым
значком – «дугой» (учитель показывает).
Выделяйте знак аккуратно. Начинать и заканчивать
его надо между буквами слова. Попробуйте сделать
вывод о том, что такое корень.
(Ответы детей.)
– Проверьте свои выводы, прочитав правило в учебнике на с. 155.
6. Физкультминутка
7. Выделение общего способа применения понятия
– А сейчас скажите, можно ли назвать сахар и конфету родственными словами? Конфета ведь тоже сладкая.
(В ходе беседы дети ищут способы решения данной проблемы.)
– Какой же способ решения мы выберем?
(Чтобы узнать являются ли слова родственными надо посмотреть:
- Есть ли в словах общая часть?
- Есть ли общее значение, то есть можно ли объяснить слова с помощью одного и того же слова?)
8. Первичное закрепление нового материала
(Слайды 7–8)
– Давайте закрепим наши новые знания. Соберём семьи родственных слов, убрав лишние. Как узнать родственные слова?
(Дети повторяют способ действия и выполняют упражнение 1.)
Упражнение 1 Прочитайте. Напишите, устранив в каждом ряду лишнее слово. Ответ обоснуйте.
|
– Предлагаю вам поработать в парах. Пообщайтесь, поделитесь своими мыслями с соседом по парте и выполните упражнение 2.
(Слайд 9)
(Дети выполняют упражнение 2.)
Упражнение 2 Прочитайте. Сгруппируйте и напишите предложения по темам. Подчеркните общую часть родственных слов.
Б (а, о) бры – трудолюбивые ж (ы, и) вотные. |
9. Работа по развитию речи
– На доске написаны вопросы. Составьте и запишите ответы, подобрав не менее двух родственных слов. В однокоренных словах поставьте ударение. Выделите корень.
На доске:
|
10. Итог урока
– Вот и подошло к концу наше путешествие к тайнам родного языка. На уроке нам пришлось заниматься всеми видами речевой деятельности. Мы говорили, читали, писали, слушали, а это значит, что каждый из нас стал хоть чуточку, но лучше знать родной язык. Подведите итог - продолжите предложение.
(Слайд 10)
11. Домашнее задание
(Дети выбирают одно из предложенных заданий.)
- Подобрать однокоренные слова с корнем «корм» или «гриб» – на выбор.
- Упражнение 293.
- К пяти словарным словам подобрать однокоренные слова, выделить корень.