Творческая научно-исследовательская работа по теме "Использование методики "Рисунок с формой" для развития творчества учащихся"

Разделы: Школьная психологическая служба


“Всякое более глубокое проникновение в действительность требует более свободного отношения сознания к элементам этой действительности, отхода от видимой внешней стороны действительности…”. (Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. М., 1991) Так о воображении говорил видный русский учёный, занимающийся вопросами психологии Выготский Л.С.

Воображение, фантазия – это одна из наиболее важных способностей человека. Благодаря ей, совершены научные открытия, созданы прекрасные произведения искусства. Без неё дети не услышали бы сказок и не смогли играть во многие игры. Прогресс бы остановился. Это лишний раз подчёркивает то, что воображение и фантазия являются высшей способностью человека и эта способность нуждается в особой защите и постоянном развитии. А развивается она наиболее интенсивно от 5 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству и науке. Поэтому, я считаю свою работу актуальной и важной.

Целью данной творческой работы является диагностика психической функции воображения у детей школьного возраста и её развитие через активизацию фантазии с использованием авторской методики, которая прошла апробацию в течение ряда лет на базе гимназии №2 г. Прохладного Кабардино-Балкарской республики и средней школы №6 г. Усинска республики Коми.

В ходе изучения влияния методики, которую я назвала “Рисунок с формой”, на развитие творческого воображения учащихся разного возраста, мною была выдвинута гипотеза о наличии развивающего эффекта при работе с детьми по данной методике и поставлены следующие задачи:

  1. Исследование динамики проявления в работах детей одного из существенных показателей креативности – разработанности и детализации идей.
  2. Изучение показателей беглости (скорости), как проявления креативности.
  3. Диагностика продуктивности работы детей при использовании разного количества форм в рисунке.
  4. Статистическая оценка полученных данных, их количественный и качественный анализ.
  5. Несколько слов хочется сказать об истории создания данной методики.

В ходе уроков психологического развития с детьми начальной школы я предложила ребятам нарисовать рисунок, используя цветную форму в виде фасолины. Это был один из вариантов тестов Поля Торренса по диагностике творческого мышления детей, который позволяет оценить творческие способности личности не всегда проявляющиеся в интеллектуальных тестах. (Торренс П. Краткий тест творческого мышления (фигурная форма) М., 1995.)

Дети справились с заданием, а я поработала с результатами. Когда в следующий раз я пришла на очередной урок, первый вопрос, который они задали, был таким: “А вы сегодня принесли нам форму для рисования?” Я ответила, что сегодня принесла им много новых интересных заданий, но для себя отметила, что работа детей сильно заинтересовала. Об этом же говорили мои наблюдения в ходе предыдущего урока. Поэтому я подумала: “А почему бы и нет? Почему это не может быть другая форма, имеющая иной цвет и конфигурацию, почему бы не использовать не только одну, а даже несколько форм?” И благодаря ребятам, натолкнувшим меня на эти мысли, я поэкспериментировала и в моём арсенале появилась новая методика.

Сегодня я могу сказать, что данной методикой могут, на мой взгляд, пользоваться не только психологи, но и учителя, родители, развивая воображение, фантазию своих ребят. И что немаловажно – детям это занятие доставляет видимое удовольствие и результат виден невооружённым взглядом.

Для работы каждый ребёнок должен иметь альбомный лист или его половину, карандаши, фломастеры, клей. Психолог заготавливает заранее цветную форму (или несколько в зависимости от стадии работы).

Перед занятием даётся инструкция: “Ребята, я думаю, что задание, которое я вам предложу, доставит вам истинное удовольствие. Оно даст возможность проявить вашу выдумку, фантазию и воображение.

Сейчас вы все получите одинаковые формы из цветной бумаги. Внимательно посмотрите на них, поворачивая по разному. Подумайте, что они вам напоминают (какой то предмет или его часть), на что они похожи, какой рисунок вы смогли бы нарисовать с использованием этой формы?” (Здесь на первом занятии я предлагаю ребятам представить себе, что они от меня получили самую простую форму – круг. Я его делаю из цветной бумаги примерно 10 см в диаметре. Далее обычно следуют предложения детей о том, что можно было бы изобразить, используя круг. Все эти предложения отображаются на доске, т.е. форма приклеивается к доске клеевым карандашом и разные предложения детей прорисовываются с использованием мела. Это позволяет ребятам понять технологию работы.) Постарайтесь придумать что-то своё, оригинальное, чего на ваш взгляд никто другой придумать не сможет. Рисовать можно как на форме, так и вокруг неё. Если возникнут вопросы, поднимите руку, я подойду и дам вам необходимые объяснения”.

Далее фиксируется время выполнения задания детьми.

В конце занятия все работы ребят рассматриваются. Таким образом, ребята знакомятся с разнообразными замыслами своих одноклассников, что также способствует обогащению их творческого воображения, ведь с одной и той же формой выполняются разные работы.

Регулярность проведения таких занятий – один-два раза в неделю. Их можно проводить со всем классом одновременно. Они динамичны, занимательны, сопровождаются положительными эмоциональными переживаниями детей.

Чем старше дети, тем более сложные задания им можно давать. В первом классе я предлагаю детям на занятиях только одну форму (Рисунок 1). Во втором классе в первой половине года подобные задания повторяются, а затем усложняются. Дети делают рисунок с использованием двух разных форм (Рисунок 2), которые отличаются по цвету. При этом рисунок с двумя формами должен быть тематическим (на одну тему). Поначалу такое усложнение требует чуть больше времени на реализацию замысла и больших творческих усилий, но к концу года дети легко и быстро справляются с этим заданием. В третьем классе дети работают вначале года с одной формой (2-3 занятия), затем с двумя и тремя (Рисунок 3). В среднем и старшем звене также используется технология работы, при которой в начале года дети рисуют несколько работ с одной формой, затем с двумя, с тремя и можно провести 1-2 занятия с использованием четырёх форм. (Приложение 1). Особо одарённым детям уже в первом классе можно давать больше одной формы.

В моём исследовании принимали участие дети шести классов: первого, второго, третьего, пятого, девятого и одиннадцатого. Общее количество учащихся составило 140 человек.

Исследовательская работа проводилась в течение пяти месяцев (с сентября 2007 г по январь 2008 г.).

В каждом классе было проведено по 10 занятий. При этом в первом классе все десять занятий посвящены работе с одной формой, во втором – пять занятий с одной и пять с двумя формами. В третьем, пятом, девятом и одиннадцатом классах три занятия дети работали с одной формой, следующие три с двумя, оставшиеся три с тремя и одно занятие – с четырьмя формами. (Приложение 2).

На каждом занятии фиксировалось время выполнения задания. В конце рассматривались все работы. А затем проводилась обработка результатов по таким показателям креативности, как разработанность, детализация и беглость (скорость). (Приложение 3). Разработанность и детализация оценивалась баллом за каждую значимую деталь рисунка (подсчёт баллов производился согласно краткому тесту творческого мышления П. Торренса, в частности, его фигурной форме), скорость – временем, необходимым для работы.

Кроме этого отслеживалась динамика развития творческих способностей детей каждого класса и в целом всех классов по вышеуказанным показателям, а также показателям креативности, проявленным при работе с одной, двумя, тремя и четырьмя формами.

В результате проведённой работы мною были сделаны следующие выводы:

- Показатели творческости, как по разработанности рисунков, так и по динамике их выполнения (скорости) имеют стойкие тенденции по увеличению у разных возрастных групп учащихся, что свидетельствует о наличии развивающего эффекта при использовании методики “Рисунок с формой” (Приложение 4).

- Самые высокие показатели продуктивности работ, как одного из проявлений креативности, продемонстрировали первоклассники, которые работали только с одной формой (3,17 балла). Далее показатели по классам можно расположить следующим образом: второклассники, работающие вначале с одной, затем с двумя формами (2,64 балла); девятиклассники, которые работали со всеми формами (2,17 балла); одиннадцатиклассники (2,09 балла); пятиклассники (1,98 балла); третьеклассники (1,95 балла).

- Самая высокая продуктивность при работе с разным количеством форм выглядит следующим образом:

*работа с двумя формами – 2,31 балла

*работа с тремя формами – 2,27 балла

*работа с одной формой – 2,13 балла

*работа с четырьмя формами – 1,75 баллов

В результате анализа полученных данных я пришла к следующим выводам:

  1. Гипотеза о наличии развивающего эффекта при использовании методики “Рисунок с формой” на развитие творческости учащихся подтвердилась.
  2. Наибольшим развивающим эффектом обладают занятия, где используется 2,3 и 1 форма.
  3. Самый большой эффект в развитии показателей творческости даёт данная работа с первоклассниками и второклассниками. В третьем и пятом классах продуктивность работы несколько понижается, а затем в девятом и одиннадцатом нарастает.

Вопрос о том, можно ли научить человека творчески мыслить и развивать у него способности к творческому мышлению, до сих пор окончательно не решён. Некоторые учёные утверждают, что творческие особенности человека являются врождёнными, и если их нет, то научить его творчеству невозможно. Сторонники иной позиции ссылаются на довольно ранние проявления творческой одарённости у детей, сохранение творческих индивидуальных различий между людьми в примерно одинаковых условиях обучения и воспитания.

Ни те, ни другие учёные пока не в состоянии утвердить свою точку зрения и опровергнуть противоположную. Более гуманна и перспективна из двух рассмотренных всё же позиция тех, кто верит в возможность совершенствования творческого интеллекта у детей. Автор данной работы на практике убедилась, что даже у ребят с невысокой креативностью в процессе систематической работы её показатели увеличиваются. И в связи с этим важно организовать правильно ситуацию, активизирующую творческий процесс, воображение ребёнка. При этом надо учитывать, что в структуре творческого мыслительного процесса очень важную роль играет мотивация – желание решить проблему. Увлечённость, желание решить творческую задачу, интерес к ней, т.е. мотивация – один из важнейших факторов продуктивности мышления. В структуре творческого мышления не менее важен и анализ проблемы, т.е. выделение “что дано”, “что требуется найти”, какие есть недостающие или избыточные данные и т.д. После этого следует поиск решения. Поиск принципиально нового решения отличает процесс творческого мышления. После поиска идёт процесс реализации решения. Так выглядит творческий процесс в мышлении взрослого и ребёнка. Именно так он проявляется в работе с использованием методики “Рисунок с формой”. Мой опыт обучения детей и данная исследовательская работа демонстрирует рост показателей креативности мышления, а наблюдения указывают на появление и усиление таких качеств личности, как независимость, открытость новому опыту, чувствительность к новизне, высокая потребность в творчестве. Просто важно создавать условия, стимулирующие развитие творческого мышления детей и результат не заставит себя ждать.

Чтобы воображение в ходе работы было сопряжено с творческой деятельностью детей, необходимо создание творческой атмосферы - непринуждённой, психологически комфортной доброжелательной обстановки, способствующей творческому самовыражению каждого ребёнка. Это и корректная оценка творческого продукта детей. Создавая перечисленные условия, мы не только способствуем развитию воображения, но и вносим существенный вклад в формирование самостоятельной творческой личности. Эта работа создаёт великолепную возможность влиять на развитие ребёнка, постепенно направляя его фантазию в русло творчества, не забывая, что творческое воображение является необходимым компонентом и основой для всех видов творческой деятельности.

Методика “Рисунок с формой” может иметь продолжение в качестве разнообразных вариантов работы, в том числе и тех, которые использовал автор. Это связано, как с выбором цвета форм, так и с их конфигурацией. В ходе поисков использовались такие варианты работы, которые позволяли детям самим выбрать цвет формы и конфигурацию в соответствии с замыслом. Это усложняет занятие организационно, но и здесь есть выход – проведение их по подгруппам, с небольшим количеством детей. Такая форма работы вносит разнообразие в выбор детей, что увеличивает простор для поиска оригинальных и интересных решений.

Необходимо отметить, что есть определённый элемент субъективности в предложении конфигурации форм. И в данном случае можно привлечь детей к созданию разнообразных образцов, которые могут быть использованы на протяжении многих занятий.

Главное – предложенная методика работает. Она вызывает у детей массу положительных эмоций. Интерес к такой необычной творческой работе ребята сохраняют на всём протяжении обучения. Содержание рисунка, его разработанность, удачное использование предложенной формы или форм в сюжете, дают возможность судить об уровне творческого потенциала ребёнка, оригинальности его идей и продвижении в своём индивидуальном творческом развитии.

Кроме того, психологи рисунки детей могут использовать, как диагностические, ведь по сути своей это проективные рисунки, содержащие очень много информации о личности ребёнка. Важно и то, что методика может быть применена для развития творческих способностей учеников разного возраста. К ней одинаково заинтересованно относятся и первоклассники и одиннадцатиклассники. Нельзя не отметить и психотерапевтический эффект данной методики, так как психологи заметят в рисунках проявления тревожности, агрессивности и других негативных эмоций, от которых ребёнок избавляется в процессе прорисовывания.

Автор искренне надеется, что специалисты-психологи и учителя используют его опыт в своей профессиональной деятельности, а также порекомендуют его родителям для развития творческих способностей детей.