Действующие лица: дед, внук, внучка, ведущий.
Оборудование: оформление сцены (берёзы, цветочная поляна, пень, макет карты Алтайского края); костюмы.
Подготовка: концертные номера вокального и хореографического ансамблей, театральной студии.
На сцену выходят дети с дедушкой, оживлённо разговаривают, громко звучит музыка в стиле “металлик”.
Дед:
Дениска, сделай музыку потише! Да нет, ещё тише! И пусть она будет… Ну, задумчивой что ли…
Внук:
Дедуль, это же металлик, последний писк моды.
Дед:
Да я не спорю, внучок, мода - дело хорошее. А в мою молодость другие песни пели, все про землю… поле да хлеб…
Внучка:
И мы говорим эти слова так часто, мы к ним так привыкли, что даже не задумываемся над ними.
Дед:
А в один прекрасный день стоит задуматься… И тогда… Эти простые слова раскрывают тебе свой изначальный смысл.
Внук:
Какой?
Дед:
Родина – вот глубина этих слов! (музыкальный фон) Наша родина - это наша страна, наш край… наше село…
Внук:
Вот теперь-то я понял…
Уходят со сцены.
Ведущий:
Есть ли на свете такой уголок,
Где бы я ни был, - не знаю.
Только, пожалуй, найти я не мог
Лучше Алтайского края.Горы Алтайские гордо стоят
Степи собой защищая,
И над тайгой золотою горят
Зори родного Алтая.
Волны пшеницы, как моря прибой,
Плещут от края до края…
Ясных озёр здесь простор голубой –
Будто бы небо Алтая. (К. Далёкий, “Славься, край Алтайский!”)
Русский народный танец “Русский хоровод”
Выходят дед, внучка и внук и разговаривают, сидя на пенёчке.
Внучка:
Небо над головой, дорога впереди, земля под ногами… Хорошо!
Дед:
А что, внучатки, вы знаете про Алтай?
О далёком прошлом Алтайской земли?
О следах старинных дорог?
О событиях прежних лет?
Внук:
Дедунь, а мы в школе про Алтай проходили.
Внучка:
Люди здесь жили ещё в древнекаменном веке, более 40 тысяч лет назад.
Внук:
Стоянки и захоронения первобытных людей были найдены в долине реки Оби.
Внучка:
И на берегу нашего озера Иткуль!
Внук:
Около Бийска, в горном Алтае…
Внучка:
А около 3 тысяч лет назад на территории Алтайского края поселились предки нынешних Алтайцев.
Внук:
Главным их занятием было скотоводство. В лесных районах, где нельзя было разводить много скота, жили другие племена, которые занимались охотой, рыболовством, земледелием.
Внучка:
Издавна люди добывали в Алтайских горах серебро, медь, золото и железо.
Внук:
Алёнка, смотри! Лось побежал…
Уходят со сцены
Ведущий:
(Музыкальный фон)
И сейчас на его степных просторах от горизонта до горизонта волнуются золотые разливы хлебов. Его горы таят в себе богатства почти всей системы Менделеева, его дремучая тайга высоко взметнулась зелёными кронами ввысь и глубоко вошла в землю могучими корнями кедров- великанов.
Вокальная группа исполняет “На Алтае песня родилась”
Ведущий:
И хочется узнать о многом:
Как крепла Родина моя,
И русские нашли дорогу
Сюда, в далёкие края. (Марк Юдалевич)
Чтец:
Что такое Алтай?
Вы спросите об этом геолога.
И геолог расскажет,
Геолог расскажет про золото.
С давних, давних времён,
С незапамятных пор
Это - край золотых,
Край невиданной щедрости гор
Что такое Алтай?
Вы спросите о том зверолова.
Вы услышите: “Золото” -
То же услышите слово.
Это белки, лисицы,
Горностаи и соболя.
Это мягкое золото,
То, что таёжная дарит земля.
Но спросите о том же
Рубцовской степи чабана.
“Это – золото, - скажет он, -
Край золотого руна”.
Хлебороба спросите,
Комбайнёра и тракториста.
“Это – золото, - скажут, -
Золото во поле чистом”. (Марк Юдалевич)
Вокальная группа исполняет “Любимый мой Алтай”
Ведущий:
Богат и обширен Алтайский край. Недаром слово “Алтай” переводится на русский язык как “Золотые горы”. Но главное богатство Алтая – люди, труженики фабрик и заводов, полей и ферм, науки, культуры и искусства.
Чтец:
Немало было на Алтае
Таких людей, чьи имена,
Века забвения не зная,
На все остались времена.
В стихах не перечислить всех их,
Свой край прославивших сынов:
Здесь жил великий теплотехник
Иван Иванов Ползунов
Фролов – механик знаменитый
Что много книг перелистал,
Десятки совершил открытий
И даже генералом стал.
Припомнить можно для примера
Пусть и за давностию лет,
Порошина, Чулкова, Бэра,
Оставивших глубокий след…
Неумолимо время мчится,
И новых дел пришёл черёд,
Но тем, что сделано, гордится
И держит в памяти народ. (Марк Юдалевич.)
Вокальный номер “Земля надежды и любви”
Дед:
Да… Богата наша Родина людьми талантливыми, мужественными и героическими.
Внучка:
А я читала, что в Великую Отечественную войну из добровольцев Алтая была сформирована целая бригада. Она сражалась на самых трудных участках фронта, и фашисты боялись её как огня.
Внук:
Нам рассказывали, что среди героев – панфиловцев, защищавших, Москву трудной зимой 1941 года были и наши земляки – политрук Василий Клочков, рядовые Пётр Емцов, Абрам Крючков, Геннадий Митин, Николай Трофимов, Иван Шадрин.
Дед:
Из нашего села ушло на фронт более шестисот человек, и каждый второй не вернулся.
Внук:
Дед, а дед, расскажи, как жили в военные годы?
Дед:
Да как жили… Всяко бывало…
Судьба моя, ты на ладони,
Тебя не скроешь никуда,
А перед взором луг и кони,
Босые детские года.Вновь в душу горечью пахнуло,
Та горечь – память прошлых лет,
Когда война нас всех разула
И было нечего надеть.И мы, мечтая на полатях
О самом сладком на земле,
Кроили поровну на брата
Все беды, жившие в семье.Я помню – дед, прибив подкову,
Сказал: “На счастие она!”
Мы ждали все тогда в Плешкове,
Когда же кончится война.Я вспомнил Уткуль-полустанок:
Платформы. Танк. На нём звезда.
Не спится мне, и плачет мама,
В ночи встречая поезда.Мы ждали: вот вернётся батя,
Откроет дверь, а мы к нему.
Полати, милые полати,
Вы тоже помните войну?!Мой дед-кузнец, прибив подкову,
Сказал: “На счастие она…”
Я это всё припомнил снова
В тот час, как кончилась война. (Виктор Ащеулов “Из детства”).
Дед:
Да…Годы военные тяжёлые были, но Родину мы сберегли.
Внучка:
Дед, а что значит Родина?
Дед:
У каждого человека бывает большая и малая Родина. Большая – это страна, малая – это земля, на которой ты живёшь, дом, в котором ты родился. Речка, журчащая в ночной тиши, дерево, растущее под окном – всё это святые места, зовущие и тянущие к себе в течение всей жизни.
Внук:
Дед, а для меня такой Родиной является моё село Плешково. В этом году ему исполняется 230 лет. Это одно из старейших сёл Зонального района.
Внучка:
Дедунь, и я люблю нашу речку и озеро, луга, которые освящаются золотыми лучами солнца, загадочное пение птиц и треск сорок.
Дед:
Знаете, внучата, люблю смотреть на горизонт при заходе солнца - для меня и моей семьи это самое дорогое. Мы любим нашу природу, Мы любим наш весёлый и задорный народ, Плешковские песни и пляски.
Хореографическая композиция “Кадриль”
Внучка:
И у меня за Родину душа болит, вот забочусь о Родине как могу: деревья не ломаю, цветы не рву, зверей не обижаю.
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Внук:
Эту истину знаю от роду
И её никогда не таю:
Кто не любит родную природу,
Тот не любит Отчизну свою (В. Берестов, М. Романова)
Театральная миниатюра “Сказ про то, как Иванушка сказку спасал”
Внучка:
Я каждое утро с солнышком разговариваю, о луне песни пою, и что-то наполняет меня, наполняет, и я понимаю, что это и есть моя любовь к Родине, где я живу, к школе, где я учусь.
Вокальный номер “Школьная любовь”
Дед:
О! Смотрите, внучата, парочка идёт. А парень - вылитый я в молодости.
Ох, и бойкие мы в нашу молодость были: и плясали, и песни пели, и за девчатами бегали! Ох, молодость!
Хореографическая композиция “Назойливый ухажёр”
Дед:
Ну, девчонка, ну огонь! А знаете, бабушка ваша, Марфа Поликарповна, молодая была – ладная, да статная, побегал за ней, покружила меня красавица. Потом созналась, что меня тоже сразу приметила и ромашка стала её первой подружкой.
Вокальный номер “Ромашка”
Ведущий:
Над деревней частушки льются,
Озорство, и радость, и грусть:
“Я взовьюся выше гуся,
На просторы оглянусь.
Туча по небу плывёт
Чёрной, чёрной ватою,
Оттого и жизнь идёт
Такая волноватая!” (М. Юдалевич)
Частушки
Внучка:
На Родине моей ожили тополя,
И на ветру знакомый листьев шорох.
Внук:
На Родине моей щедрейшая земля,
Все в позолоте хлебные просторы.
Дед:
Когда мне станет вдруг не по себе
И одиноко в городской квартире
Моё Плешково явится ко мне,
Найдя меня – песчинку в этом мире.
И я спешу за памятью порой,
И словно вижу, как родные кроны
Приветствуя, кивают головой,
Зовут забыться в их тени зелёной.
Вокальный номер “Птицы”
Ведущий:
Ты, высокое небо, далёкое,
Беспредельный простор голубой!
Ты, зелёное поле широкое!
Только к вам я стремлюся душой! (И. Бунин)
Вокальный номер “Поклон Алтаю”
Участники концерта:
Расцветай, хорошей наш край.
Чтобы стал золотым запасом
Наш Алтайский большой каравай.Чтобы прочь уходили тревоги,
Чтобы ярче светила звезда,Чтоб лежали в степи дороги
И бежали по ним поезда.Чтобы зрела в поэте тема,
Поднималась словам ценаЧтоб перу поддалась поэма,
Как труду поддалась целина.Чтобы шла от лугов испарина,
Чтоб пшеница росла густой,Чтобы стала орбита Гагарина
Первой звёздною бороздойЯ брожу по степи до рассвета,
Точно лампа, слепит луна,
И лежит под ногами планета,
Словно поднятая целина. (Отрывок из поэмы о целине, Евгений Скворешнев)