Вряд ли кто не согласится с тем, что в настоящее время в нашей стране сохраняется кризисная ситуация в духовно-нравственной сфере.
Разрушая традиционные для России духовно-нравственные ценности и идеалы, предпринимая попытки заменить старые ценности новыми, мы лишь усиливаем негативные явления в социальной сфере. Нужно признать также и то, что современная система воспитания в наших школах дает очень серьезные сбои. Я глубоко убежден, что стабильное и устойчивое развитие России возможно только при возрождении культурной традиции, базовых нравственных ценностей, на которых строилось наше государство, создавалась великая русская культура.
Рисунок1. Учащиеся МОУ Воротынская СОШ на экскурсии в с. Быковка. Май 2006 г.
В моей педагогической практике уже давно используются работы академика Д. С. Лихачева, в которых автор ведет разговор о Родине, патриотизме, о величайших духовных ценностях русского народа, о красоте окружающего мира простым, доступным для понимания подростков языком. Его размышления и служат содержательной канвой программы “Край родной, навек любимый!” по духовно-нравственному воспитанию, разработанной мною как классным руководителем и рассчитанной на период обучения учащихся в 8 – 9 классах.
Д. С. Лихачёв утверждает, что человек должен жить в сфере добра, которая создаётся им самим. Добро соединяет, объединяет, роднит. Добро долго живёт в памяти, оно связано с традициями родной культуры, с культурой человечества вообще. Изучение гуманитарных ценностей умножает, укрепляет, повышает нравственность отдельного человека и всего общества. Дело всех нас – хранить и приумножать историко-культурные традиции своего народа.
Естественно, что для этого нужны особые механизмы, технологии, т.е. определенная система. А для функционирования системы нужны соответствующие условия, которые бы благоприятствовали активной жизнедеятельности, гражданскому самоопределению и самореализации учащихся, а главное развитию у них потребностей в интеллектуальном, культурном и нравственном саморазвитии.
У Д. С. Лихачева есть интересная идея о соединение духовно-нравственного воспитания с изучением истории и культуры родного края. На классных часах учащиеся 8 – 9 классов знакомятся с работами Д.С. Лихачева, размышляют о судьбе России, о своем к ней отношении. В этом нам помогает присутствующий на классных часах с согласия родителей и учащихся настоятель нашего Воротынского храма отец Андрей Самсонов, который ведет с подростками заинтересованный разговор о нравственной чистоте и добротворчестве, о патриотизме и гражданственности.
Рисунок 2. На занятии кружка “Истоки”
Работа в школьном музее и занятия в кружке “Истоки” дают возможность учащимся познакомиться с основами музееведения и экскурсионного дела. Компьютерная техника позволяет проводить заочные виртуальные экскурсии по родному краю. Учащиеся выступают на них в роли гидов и знакомят не только одноклассников, но и учащихся других классов с памятниками природы, истории и культуры Воротынского района.
Традиционны в нашей школе походы и экскурсии по родному краю. Ежегодно мы отправляемся в Быковку – село, являющееся родовым гнездом нижегородской ветви дворянского рода “железных королей”, видных общественных деятелей России Демидовых.
Два года Воротынская средняя школа шефствует над селом Быковка. Сегодня это небольшой населенный пункт, где нет ни школы, ни сельскохозяйственного предприятия. А еще в 1960-1970-х гг. здесь работал Дом культуры, директором которого был Заслуженный деятель культуры П.И. Филиппов, театр, которым он руководил, носил звание народного академического, его знали далеко за пределами села и района. Была в селе восьмилетняя школа, отделение совхоза.
Рисунок 3. План села Быковка.
Здесь на сравнительно небольшой территории сохранилось несколько памятников природы и историко-культурного наследия XIX века: усадебный парк, две церкви – Рождественская и Знаменская, каменная церковная ограда здание земской управы, подпорная стенка, некрополь Демидовых.
Школьники с учителями ведут работы по благоустройству парка и территории у храма. Уже проведена санитарная очистка парка, расчищены аллеи. Наша работа благотворным образом сказалась и на действиях местных властей: по нашей инициативе с помощью районной администрации восстановлена часовня над родником “Сытный ключ”, на средства благотворителей установлен памятный крест над могилами Демидовых.
Рисунок 4. Восстановленные часовня и купальня. Январь 2008 г.
Быковка хороша в любое время года, но особенно она манит к себе весной. Почему именно весной? Там в мае цветет сирень! Настоящее море сирени! Быковку по праву можно считать сиреневой столицей нашего края. Дети с желанием едут, как они говорят, “на сирень”, не для того чтобы наломать букеты лиловых цветов, а чтобы надышаться удивительным воздухом. В своих сочинениях о Быковке пятиклассники писали: “Я привез огромный букет сирени в своей душе и буду долго его перебирать в поисках пятилепескового “счастья”, “Я сегодня побывала в сиреневой сказке”, “Я обязательно привезу сюда своих родителей, а когда вырасту, и своих детей. Они должны насладиться цветом и запахом демидовской сирени”.
Рисунок 5. Рождественская церковь с. Быковка. Май 2007 г.
После участия в областном конкурсе “Юный экскурсовод”, который был посвящен храмам нашей области, родилось предложение о проведении экскурсий самими учащимися. На основе текста, подготовленного к конкурсу, была разработана экскурсия “Демидовская сирень”. В мае 2007 года мои восьмиклассники самостоятельно провели первые экскурсии по Быковке для учителей истории и географии, учащихся нашей Воротынской школы. 30 мая для многочисленных гостей состоялась официальная презентация школьного детского экскурсионного бюро “Родной край”.
В октябре 2007 года школьное экскурсионное бюро распоряжением главы администрации Воротынского района получило статус районного. Вместе с нами работают еще четыре школы: Семьянская, Васильсурская, Покров-Майданская и Бер-Майданская.
В наших планах – новые экскурсии по родному краю:
- “Воротынец: его прошлое, настоящее, будущее”;
- “Уездный город Васильсурск” с посещение краеведческого музея и Казанской церкви 18 века;
- “Мир дворянской усадьбы” с посещение дворянской усадьбы Демидовых в село Покров-Майдан;
- “К Святому источнику” в с. Семьяны;
- “Дорога к храму” с посещением памятника архитектуры федерального значения Петропавловской церкви в с. Шокино.
Реальным итогом нашей работы станет выпуск календаря “Святыни Земли Воротынской”, посвященного памятникам историко-культурного наследия, расположенным на территории Воротынского района. В настоящее время идет сбор материалов, а в марте на традиционной районной краеведческой конференции учащиеся представят страницы будущего издания.
Рисунок 6.
Юные гиды с директором Воротынской школы В.Д. Шиндиной и А.М. Дюжаковым.Май 2007 г.
ДЭБ является участником Интернет–проекта “Золотое кольцо Нижегородского края” на сайте Летописи.ру. Здесь нами разработан проект “Серебряное колечко Земли Воротынской”.
Дети с огромным желанием участвуют в работе детского экскурсионного бюро, потому что видят ее реальные результаты. Они видят, как их слову внимают и одноклассники, и люди облаченные властью, и корреспонденты районной и областных газет, и бабушки из Воротынца, пожелавшие совершить экскурсию в Быковку летом. Они слышат слова благодарности от взрослых людей и осознают на практике истинность слов Д. С. Лихачева о том, что “каждый может делать что-то доброе и оставить по себе добрую память. Хранить память о других – это оставлять добрую память о себе”. Для них это не просто игра, это чрезвычайно полезное дело, в ходе которого идет формирование высоких гражданских, морально-нравственных, психологических качеств, формирование привычек поведения и действий, воспитание социальной активности, уважительного отношения к духовным ценностям и традициям, моральным устоям и нравственным ориентирам нашего народа. А не это ли и является составными частями того, что мы называем духовно-нравственным воспитанием.