Современная парадигма образования ориентирует школу на реализацию личностно-ориентированного обучения. В центр школьного образования поставлено развитие и воспитание человека культуры, способного на собственную образовательную траекторию, соотнося ее с национальными и общечеловеческими ценностями. Одним из приоритетных принципов построения личностно-ориентированного начального образования является вариативность первого звена школы.
Вариативность – новый принцип образования в РФ, который возник в период коренных общественных изменений в России в начале 90-х гг. прошлого столетия. Вариативность отражает принципы государственной политики в области образования, которые представлены в статье Закона РФ “Об образовании”: адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников; свобода и плюрализм в образовании; демократический характер образования.
Как справедливо отмечает Н.Ф. Виноградова: “Педагогическая общественность с оптимизмом приняла вариативность как принцип российской системы образования. Учитель получил свободу выбора, возможность проявлять инициативу и творчество. Но в реализации принципа вариативности не все оказалось простым и ясным. Главная трудность в том, что “массовый” учитель не готов к вариативному выбору, затрудняется в оценке предлагаемых педагогическим рынком программ, учебников, дидактических материалов. Этому еще предстоит учиться российскому учителю”.
Каждая модель начального образования построена на единых психолого-педагогических концептуальных основах. Содержание предметов в этих моделях выстраивается в единой логике, которой соответствует методический аппарат всех учебников. К целостным моделям относятся: модель “Начальная школа 21 века” (научный руководитель профессор Н.Ф. Виноградова), “Школа 2100” (научный руководитель академик А.А. Леонтьев и Л.Г. Петерсон), “Гармония” (научный руководитель профессор Н.Б. Истомина), система Л.В. Занкова и система Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова.
Наша начальная школа работает в двух системах обучения:
- в системе развивающего обучения Л.В. Занкова;
- в традиционной системе обучения реализуем следующие УМК: “Школа 2100”, “Начальная школа 21 века”, “Гармония”, “Школа России”.
Следует отметить, что во всех УМК на данный момент сохранено единство и целостность.
Для оценки эффективности реализации заявленных учебно-методических комплексов в начальной школе осуществляется системный мониторинг, задачами которого являются:
- разработка технологий и методик сбора информации,
- сбор информации,
- создание информационного банка,
- обобщение, классификация и анализ информации,
- выявление тенденций развития,
- создание прогнозов, аналитических, справочных материалов, докладов,
- выделение наиболее типичных признаков успеха,
- выявление сферы распространения передового педагогического опыта.
Для плодотворной работы по УМК вариативного начального образования учителями нашего МО созданы временные творческие группы, руководителями которых являются наиболее опытные инициативные и творческие коллеги. По каждому реализуемому в школе УМК созданы эстетично оформленные папки, в которых собран весь информационно-аналитический материал.
Далее представлены материалы, которые помогают осуществлять разноаспектное отслеживание результативности реализации вариативного начального образования.
Реализация вариативного начального образования
УМК | 2003/2004 | 2004/2005 | 2005/2006 | 2006/2007 | ||||
Кол-во классов | Кол-во учащихся | Кол-во классов | Кол-во учащихся | Кол-во классов | Кол-во учащихся | Кол-во классов | Кол-во учащихся | |
Школа 2100 | ||||||||
Начальная школа 21 века | ||||||||
Гармония | ||||||||
Школа России | ||||||||
РО Л.В.Занкова |
Сводная таблица качества обучения по программам вариативного начального образования.
Программа/год | 2003/2004 | 2004/2005 | 2005/2006 | 2006/2007 |
Школа 2100 | ||||
Начальная школа 21 века | ||||
Гармония | ||||
Школа России | ||||
РО Л.В.Занкова |
Рейтинговая таблица по итогам 2006/07 учебного года:
место | УМК |
1 | Начальная школа 21 века (86%) |
2 | Школа 2100 (85%) |
3 | Гармония (84%) |
4 | Школа России (68%) |
Рейтинговая таблица качества знаний по УМК “Школа 2100”:
Место | класс | % качества | ФИО учителя |
1 | |||
2 | |||
3 |
Такие рейтинговые таблицы составляются по каждому УМК.
Также мы ведем отслеживание результативности обучения по каждому предмету в рамках вариативных УМК по годам обучения и по четвертям в течение учебного года, что позволяет выявить западающие темы, причины спада, затруднений педагогов и простроить соответствующую методическую работу.
Сводная таблица качества обученности по предметам
2003\2004 | 2004/2005 | 2005/2006 | 2006/2007 | ||||||||
Школа 2100 | Школа России | Школа 2100 | Школа России | Школа 2100 | Начальная школа 21 века | Школа России | Школа 2100 | Начальная школа 21 века | Школа России | Гармония | |
Рус.яз. | |||||||||||
Рус.литер. | |||||||||||
Матем. | |||||||||||
Естествоз. |
Сводная таблица качества знаний по УМК Школа 2100
Учебный предмет | 2004/2005 | 2005/2006 | 2006/2007 | 2007/2008 |
Рус.яз. | ||||
Рус.литер. | ||||
Матем. | ||||
Естествоз. |
Такие сводные таблицы заполняются по всем УМК, реализуемым в начальной школе.
С целью отслеживания результативности работы педагогов МО учителей начальных классов составляется сводная таблица качества обучения по каждому учителю.
Сводная таблица качества обучения педагогами начальной школы по вариативным УМК
УМК | ФИО учителя | 2005/2006 | 2006/2007 | 2007/2008 |
Школа 2100 | ||||
Начальная школа 21 века | ||||
Гармония | ||||
РО Занкова | ||||
Школа России |
Сводная таблица качества обучения педагогами начальной школы по вариативным УМК.
УМК | ФИО учителя | 2005/2006 | 2006/2007 | 2007/2008 | 2008/2009 | 2009/2010 |
Школа 2100 | - | |||||
Начальная школа 21 века | ||||||
Гармония | ||||||
Школа России | ||||||
РО Занкова |
Оснащение методическими рекомендациями, разъясняющими учителю концептуальные идеи УМК, позволяет рассматривать все системы обучения как средство повышения уровня профессиональной компетентности учителя и формирование у него нового педагогического сознания, адекватного современным тенденциям развития начального образования. Это одна из положительных тенденций в использовании разных методических систем в учебном процессе начальной школы.
В течение всего учебного года руководители творческих групп, созданных с учетом вариативных УМК, реализуемых в начальной школе, анализируют прохождение учебного материала и заполняют таблицы, записывая дидактические единицы по основным учебным предметам, вызывающим затруднения при изучении:
Русский язык | Математика | |||||||
1ч | 2ч | 3ч | 4ч | 1ч | 2ч | 3ч | 4ч | |
1 класс | ||||||||
2класс | ||||||||
3класс | ||||||||
4класс
|
На основании собранного и проанализированного материала выстраивается работа временной творческой группы в частности и методического объединения учителей начальных классов в общем.
Таким образом, у заместителя директора по начальному образованию имеется общая достоверная картина реализации вариативных УМК, что позволяет повышать эффективность функционирования образовательной системы за счет повышения качества принимаемых для этой системы решений.