Консультация для родителей "Особенности подготовки к школе мальчиков и девочек"

Разделы: Работа с родителями, Школьная психологическая служба


Многолетний опыт работы педагогов – психологов нашего Центра доказывает, что в современном обществе семья, нередко, оказывается один на один с проблемой выбора целей и средств воспитания и не всегда может справиться с этой задачей. Часто, реальную помощь в этих вопросах родители получают от психологов. Диапазон вопросов, которые задают родители, очень широк и разнообразен: от психологических особенностей возраста до профессионального самоопределения их детей.

Мы рассматриваем работу с родителями как один из важнейших аспектов психологической службы, направленной на сохранение психологического здоровья детей. Целью, которой является создание единой воспитательной системы вокруг ребенка. Очевидно, что без отлаженной, разнообразной и систематической работы эффективность этой системы ничтожно мала.

Выделяют две формы взаимодействия с родителями: индивидуальную и групповую. Остановимся на групповой.

Определили задачи работы с родителями:

  1. Согласование ценностных основ воспитания ребенка, проблемных и ресурсных областей в его развитии.
  2. Согласование поведенческих воздействий в отношении ребенка педагога и родителей.

Вся работа по групповой консультации родителей опирается на принципы:

  1. Обеспечение эмоциональной безопасности при воздействии с психологом.
  2. Умение психолога быть открытым, избегать негативного переноса в отношении родителей.
  3. Мотивация родителей к взаимодействию с психологом.

Одним из методов групповой работы являются тематические консультации. В беседах с родителями, при обсуждении результатов диагностики детей, на консультациях в адаптационный период и т.д., в том числе и через анкетирование, определяем наиболее волнующие родителей темы. После определения круга запросов, мы предлагаем родителям проранжировать 10 совместно выявленных тем по степени их важности для себя. В итоге у нас формируется цикл дальнейших консультаций, в которых заинтересованы родители. Так, проводя эту работу с родителями старших дошкольников, определились следующие темы:

  1. “Чему и как мы учим до школы.”,
  2. “Особенности подготовки к школе мальчиков и девочек.”,
  3. “Влияние темперамента ребенка не его успешность в школе ” и пр.

Консультация “Особенности подготовки к школе мальчиков и девочек. ” получила наибольшее количество эмоциональных и заинтересованных отзывов у родителей.

Готовясь к консультации, мы изучили и проанализировали обширный материал по теме, искали форму и способ его подачи кратко и интересно. Стремились использовать все модальности восприятия информации: аудиальную, визуальную, кинестетическую. Для этого было хорошо продумано использование всего пространства зала, где проводили консультацию.

Различная информация была размещена на модулях разной конфигурации, цвета и величины, стены зала оформлены плакатами, рисунками и фотографиями, соответствующими теме. Это позволило родителям свободно перемещаться по залу, читать и рассматривать рисунки и фотографии своих детей. Все это способствовало освоению пространства зала, лучшей адаптации в малознакомой группе и общению родителей.

Выставку развивающих игр, пособий, литературы и игрушек разместили на столиках между стульями родителей так, чтобы их хорошо было видно со всех мест. Все эти материалы использовалось в процессе консультации.

Для большей доступности теоретического материала мы подготовили опорные схемы (Приложение 2), которые в коротких фразах содержали основные мысли. Схемы разместили на центральной стене так, чтобы со своих мест родителям было легче воспринимать информацию зрительно. Записи в схемах сделали в традиционных цветах: девочки – красным, мальчики – синим цветом.

Тематическая консультация состояла из следующих частей:

Вводная часть. Преставление ведущих, приветственное слово, диагностика, др.

Основная часть. Теоретическая информация, практическое применение полученных знаний, пр.

Заключительная часть. Подведение итогов, обратная связь, вопросы – ответы, диагностика.

Начав консультацию с экспресс-теста “Как думают мужчины и женщины?”, родители в живой и непринужденной форме включились в действие, появился личный интерес, проекция на своих детей, были сняты психологические зажимы и барьеры. Результаты показали, как в зависимости от пола, возраста и индивидуальных особенностей, сформировались преобладающие подструктуры мышления у каждого из присутствующих. В этой части занятия результаты диагностики вызвали у родителей больше вопросов, чем ответов, что способствовало активизации творческого потенциала.

Освещая основной материал, ведущие постарались показать, как женские и мужские способы “думанья” влияют на стереотипы воспитания детей. Стереотипное восприятие родителями мальчиков и девочек формирует также стереотипные ожидания, т.е., стереотипное воспитание. Интенсивное овладение поло-ролевыми стереотипами и поло-типизированным поведением приходится на период детства. Дошкольник, осваивая игровую деятельность, впитывает в себя гендерные (поло-ролевые) стереотипы как мышления, так и поведения. Это связано с тем, что практически все игрушки делятся на игрушки “для мальчиков” (машинки, конструкторы, строители, модели и т.п.) и “для девочек” (куклы и все для них: кукольные одежда, посуда, мебель и т. д.). Основные различия игрушек состоят в том, что у мальчиков они формируют зрительно-пространственную память и мышление, а у девочек - умение вести домашнее хозяйство, а не развивают память и мышление. Отличия наблюдаются и в общении с детьми. Родители девочек склонны описывать их как нежных, милых и зависимых созданий, а родители мальчиков - как сильных, требовательных и подвижных.

На формирование преобладающего способа мышления ребенка оказывают влияние и многие другие факторы (Приложение 2).

Каждый теоретический тезис подтверждался практическим примером: игрушки, книги, примеры из жизни, практические задания.

Для подачи этой информации, мы использовали прием, который назвали “Солнечный зайчик” (возможно, он имеет и другое название). Смысл его заключается в том, что, опираясь на схему и весь подготовленный материал, два ведущих сообщают информацию поочередно, каждый в своей индивидуальной манере, перемещаются по залу к наглядности, в зависимости от содержания материала.

Таким образом и создается эффект “солнечного зайчика”. Этот прием поддерживает высокий эмоционально - положительный тонус, работоспособность и интерес у родителей на протяжении всего времени. Чередование теоретической и практической информации способствует глубокому осмыслению услышанного и увиденного и переводит его в плоскость практического применения. Эвристический метод ведения консультации дал возможность родителям самим комментировать содержание схем и делать выводы. Для многих родителей (особенно для мам) это стало настоящим открытием.

Закончили консультацию тем, с чего начали следующую: анкетирование родителей “Темперамент вашего ребенка”. Тем самым замотивировали родителей на будущую тематическую консультацию.

До конца встречи активность и интерес родителей не снижался. Более того, родители высказали пожелание познакомить с этой информацией и учителей начальных классов.

В продолжение этой консультации, в уголки “Будущий школьник” поместили краткую итоговую информацию (Приложение 3).

Список используемой литературы:

  1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. М.: 1994.
  2. Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога: Учебно-методическое пособие. – М.: 2006.
  3. Грецов А.Г. “Практическая психология для подростков и родителей”, издательский дом “Питер”.: 2006 год.
  4. Ежова Н.Н. Рабочая “книга практического психолога, Ростов-на-Дону, 2005.
  5. Каменская В.Г., Зверева С.В. К школьной жизни готов. СПб. 2004.
  6. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – М. 1996.
  7. Сергеева И.А. (в соавторстве с В.Г. Каменской) Изучение особенностей интеллектуального развития мальчиков и девочек 6-7 лет с разным профилем, Санкт-Петербург, 2000.
  8. Хухлаева О.В. Работа психолога с родителями: концепция и технология / учебно-методическое пособие. М.: 2006.
  9. Шевердина Н.А., Сушинскас Л.Л.. Тестирование будущих первоклассников / Серия “Психологический практикум”. Ростов н /Д, 2004.
  10. Ж.ж. “Обруч” 2002-2003 гг., “Дошкольное воспитание” 2003-2004 гг., “Ребенок в детском саду” 2004 г.