Цели урока:
- Повторить и закрепить навыки выполнения действий над десятичными дробями;
- Способствовать развитию мышления, речи, внимания, памяти;
- Повышение интереса к изучению математики;
- Воспитывать чувство дружбы, взаимопомощи.
Оборудование: презентация с текстом и заданиями. Приложение.
Ход урока
1. Организационный момент: (слайд 2, 3, 4) Мы проведем сегодня урок-сказку об Иване-царевиче и Елене Прекрасной. Сказки бывают с хорошим концом и не очень и от нас с вами сегодня зависит, какое окончание будет у этой сказки. Сможете ли вы помочь Ивану-царевичу освободить Елену Прекрасную?
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был Иван-царевич. И было у него три сестры: Анна, Мария и Ольга. Отец и мать у них давно умерли. Выросли сестры и отдал их Иван-царевич замуж за царей Медного, Серебряного и Медного царства. Целый год жил без любимых сестер, очень соскучился и решил их навестить. По дороге встретил Елену Прекрасную, полюбили они друг друга, и вместе отправились в гости к сестрам Ивана-царевича. Но злой Кощей Бессмертный похитил Елену Прекрасную. Взял Иван-царевич своих верных воинов и поехал выручать из плена свою любимую. Ехали они, ехали и увидели что дорога расходится на три дороги, а на перекрестке стоит огромный камень, а на камне задачи. Задумался Иван-царевич, какую дорогу выбрать. Прочитал надпись на камне: к Елене Прекрасной ведет только одна дорога. А найти правильный путь поможет математическая эстафета. Какой ответ получите, ту дорогу и выбирайте. Однако помните, времени терять нельзя. И главное, чтоб лишнего шума не было, иначе Кощей Бессмертный ещё дальше спрячет Елену Прекрасную, если узнает, что вы идете ей на помощь.
2. Устные упражнения: (круговые примеры) (слайд 5)
3. Решение задач (слайд 6, 7). Долго ехали они по лесу, пока не привела их дорога к избушке Бабы-Яги. Давно враждовала она с Кощеем Бессмертным, поэтому и согласилась помочь Ивану-Царевичу, но только в том случае, если его воины решат задачи, написанные на стенах её избушки:
1)Хорошо известно, что летаю я в ступе. Скорость у неё 10,4 км/ч. Иногда лечу по ветру и кажется, что быстрее лечу. А как против ветра, то медленнее. Вот я и думаю, сколько же я пролетаю за 1,5 часа по ветру и против него, если скорость ветра 1,2 км/ч?2)Хочу свою избушку обнести высоким забором, чтобы не бояться больше Кощея. Общая площадь избушки 61,6 кв. м. Ширина – 5,6 м. Какой длины забор мне нужен?
4. Решение уравнений (слайд 8, 9.) Справились ребята с задачами Бабы-яги, помогли Ивану-царевичу. А Баба-яга рассказала ему о силе корней уравнения: “Коль нужно тебе какой запор отпереть или закрыть накрепко, произнеси вслух корни уравнений: мигом все исполнится ”.
Подслушал этот разговор Филин и рассказал обо всем Кощею. Тот подстерег Ивана-царевича и его воинов, схватил их и бросил в глубокое подземелье, закрыл их на два огромных замка, а ключи бросил в огромный сундук. Сидит дружина Ивана-царевича в темнице и думают воины о том, как выбраться на волю. Стали смотреть по сторонам и видят. Что на стенах темницы два уравнения написаны. Вспомнили они совет Бабы-яги, стали быстрее уравнения решать.
Вот какие уравнения увидел Иван-царевич со своей дружиной:
1) х • 2,02 = 204,02;
2) 51 : х = 8,5.
Назвал Иван-царевич волшебные числа, которые были корнями уравнений - двери подземелья открылись. И вот стоят воины перед воротами Кощеева дворца, на которых написано уравнение
0,2 • х + 0,8 = 10,6.
Решили воины и это уравнение, открыли ворота, победили они Кощея и освободили Елену Прекрасную.
5. Историческая минутка: (слайд 10.) Низко в пояс поклонилась Елена Прекрасная всем воинам и Ивану-царевичу. В благодарность за спасение рассказала она им историю десятичных дробей.
Впервые ввел десятичные дроби в 10 веке арабский математик ал – Уклидиси. В Европе с ними познакомились в конце 16 века. В 1585 году десятичные дроби использовал инженер Стевин. Англичанин Джон Непер в 1617 году ввел знак запятой для отделения целой части числа от дробной.
6. Решение задач (в зависимости от уровня подготовки класса) (слайд 11, 12, 13.)
А ещё Елена Прекрасная дала воинам интересные задания.
1) Похитил меня Кощей Бессмертный. От радости он устроил пир. Пригласил Соловья-разбойника и пятиголового Змея Горыныча. Во время пира они выпили сорокаведерную бочку кваса. Кощей выпил восемь ведер, Соловей-разбойник шесть ведер, а остальное досталось Змею Горынычу. Сколько ведер кваса выпила каждая голова Змея Горыныча?
2) Во время пира Змей Горыныч рассказал, как он однажды поспорил с Бабой-ягой на бочку кваса. Баба-яга утверждала, что Змей не пролетит 1000 км без дозаправки, а Горыныч утверждал, что пролетит. Пролетев 4 ч со скоростью 244,4 км/ч, Змей Горыныч совершил вынужденную посадку. Интересно, кто же из них выиграл бочку кваса. Змей Горыныч утверждал, что он выиграл у Бабы-яги. Вот и помогите мне разобраться: соврал Змей Горыныч или нет?
3) Во время пира Кощей Бессмертный хвастался:
- Для дорогих гостей заготовил я 5 тонн мяса. Для каждой головы пятиголового Змея Горыныча приготовил по 0,7 тонн. А остальное мясо – нам с Соловьём-разбойником поровну. Сколько же тонн мяса было приготовлено в отдельности для Змея, Кощея и Соловья-разбойника.
7. Подведение итогов урока: (слайд 14) Со смехом и шутками были решены задачи. В тот же день сыграли свадьбу. И поехал Иван-царевич с Еленой Прекрасной навестить своих сестёр. Вернулись домой, стали жить в любви и согласии.
Благодаря вашим стараниям у нас получилась сказка с добрым, веселым концом. Мы повторили и закрепили навыки работы с десятичными дробями, решая примеры, задачи и уравнения. И ещё раз убедились, что математика – интересная наука.