Пояснительная записка
Курс “Экология и человек” рассчитан на 34 часов в 11 классе средней школы. Этот курс предназначен, во-первых – для восполнения пробелов в биологии по теме экология, во-вторых – для обращения внимания, учащихся старших классов, на гармоничное отношение между человеком и окружающей его средой.
Экология – это наука о связях живых организмов с окружающей средой. Эти связи образуют единую и очень сложную систему, которую мы называем жизнью на Земле. Человечество – тоже часть этой жизни, и надо сказать, не маловажное. Оно возникло как результат развития живой природы, связано с нею всеми корнями, существует за её счет. Все его современное благополучие и дальнейшая судьба зависят от общей системы жизни на нашей планете.
Современное человечество, вооруженное техникой и использующее огромное количество энергии, представляет очень мощную силу, воздействующую на природу Земли. Если эти воздействия не учитывают природных законов и разрушают установившиеся за миллионы лет связи, возникают катастрофические последствия. Люди уже достаточно столкнулись с целым рядом природных катастроф, вызванных их деятельностью, и теперь наблюдается тенденция роста неустойчивости природы и катаклизмов.
Цель курса: Формирование у учащихся экологически грамотного хозяйствования, знаний об экологических тонкостях взаимоотношений в природе, методов исследований функционирования и устойчивости живой природы.
Задачи курса
- Углубить и расширить знания учащихся о взаимоотношениях живых организмов, и воздействий на них человека – своей хозяйственной деятельностью.
- Познакомить учащихся с методами исследований функционирования и устойчивости живой природы.
- Показать значимость знаний экологически грамотного хозяйствования для сохранения Природы Земли будущему поколению.
Основные требования к знаниям и умениям
Учащиеся должны знать:
- основные механизмы функционирования и устойчивости природы;
- современные представления о целостности человеческого общества и природы Земли;
- особенности различных правил и приемов рационального природопользования, охраны природы и окружающей человека среды.
Учащиеся должны уметь:
- свободно ориентироваться в различных сферах экологии;
- разбираться в особенностях экологических методов хозяйствования, правил и приемов рационального природопользования;
- использовать полученные знания и методы исследований в будущей жизни.
Содержание курса
Общее количество часов – 34 ч.
Человечество в экосистеме Земли (7ч)
Человек – биосоциальный вид. История развития пищевых, информационных и экологических связей человечества. Исследования развития человеческого общества с древнейших времен до наших дней. Предвидение будущего человечества. Орудийная деятельность. Независимость, или эмансипация, от среды. Экологический кризис. Природоохранное движение. Экологическое образование.
Экологическая демография (4ч)
Демографические показатели человечества. Социально-экологические и социально-географические особенности демографии человека. Демографические перспективы человечества. ВОЗ. ООН. ФАО. ЮНЕСКО.
Основы экологии (6ч)
Законы организации экологических систем. Типы взаимодействия популяций, их характеристика. Использование экологических знаний в хозяйственной деятельности человека. Рациональное природопользование и охрана биосферы. Устойчивость организма и экосистемы. Мутагенные вещества. Клеточная и генная инженерия. Клонирование. Лесовозобновление.
Человек и биосфера (16 ч)
Прошлое и будущее биосферы. Вода – основа жизни в биосфере. Радиоактивность. Химическое, биологическое загрязнения и здоровье человека. Шумовое загрязнение и его последствия. Ландшафт – фактор здоровья. Питание и физическое состояние человека. Экологические проблемы в биосфере. Влияние сельского хозяйства и промышленности на окружающую среду. Акклиматизация и реакклиматизация. Почва – биокосная система. Химмическая и биологическая очистка воды. Биофильтры и аэротенки. Питание и здоровье человека. Рациональное природопользование.
Заключение (1 ч)
Защита рефератов на выбранную тему. Подведение общего итога прохождения курса.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | Основные понятия | Форма проведения |
1 | Человек – биосоциальный вид | Экологическое сходство. Экологические отличия. Биосоциальный вид. | Беседа |
2 | Развитие пищевых и информационных связей. | Информационные связи. Экологическая емкость среды. Социально-экологические связи. | Лекция |
3 | Использование орудий и энергии | Орудийная деятельность. Адаптации. | Семинар |
4 | История развития экологических связей человечества. Древние гоминиды | Гоминиды, или пралюди: австралопитеки. Древнейшие люди. Древние люди. Современные люди. Независимость, или эмансипация, от среды. Орудия труда и охоты. Элементы социальной организации. Социальные связи. | Семинар |
5 | История развития экологических связей человечества. Человек разумный | Членораздельная речь. Абстрактное, или понятийное, мышление. Альтруизм. Фиксирование информации. Социально-экологическая революция. | Семинар |
6 | История развития экологических связей человечества. Современность | Промышленная революция. Урбанизация. | Семинар-практикум |
7 | История развития экологических связей человечества. Будущее | Информационная революция. Экологический кризис. Природоохранное движение. Экологическое образование. | Семинар-практикум |
8 | Социально-экологические особенности демографии человечества | Демография. Эпидемии. СПИД. Социально-экологическая емкость среды. | Лекция |
9 | Рост численности человечества | Экспонента и S-образная кривая роста численности. Фаза замедленного роста. Фаза ускоренного роста. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). | Лекция |
10 | Социально-географические особенности демографии человечества | Южный и северный регионы. Прирост населения. ООН (организация объединенных наций). Организация ООН по проблемам продовольствия и сельского хозяйства (ФАО). ЮНЕСКО. | Семинар |
11 | Демографические перспективы | Миграция, их виды. Планирование семьи. Депопуляция. Демографический переход. Устойчивое развитие человечества и природы. | Семинар-практикум |
12 | Организм – единое целое | Обмен веществ. Гомеостаз. Приспособленность. Устойчивость организма и экосистемы. Анабиоз. | Беседа |
13 | Взаимодействие популяций | Хищничество. Симбиоз. Нейтрализм. Конкуренция. Квартирантство. Нахлебничество. Мутуализм. Паразитизм. | Семинар |
14 | Использование экологических знаний в хозяйственной деятельности человека. | Мутагенез. Мутагенные вещества. Клеточная и генная инженерия. Клонирование. Лесовозобновление. Биологические методы борьбы с вредителями лесов, растительности. | Лекция |
15 | Строение и состав биосферы | Структурные компоненты и слои атмосферы, литосферы и гидросферы. Пояса Аллена. Ионизация. Зоо- и фито-планктон. Зоо- и фито-бентос. Космополиты. Биокос. | Семинар-практикум |
16 | Рациональное использование природных богатств и охрана биосферы. | Прямое и косвенное воздействие человека. Антропогенные ландшафты. Экологическая экспертиза и прогноз. | Семинар |
17 | Охрана природных памятников и природных комплексов | Природные памятники. Заповедники и заказники. Акклиматизация и реакклиматизация. Национальные парки. Обсерватории. | Семинар-практикум |
18 | Биосфера и её эволюция | Озоновый экран. Живое вещество. Органогенные породы. Биокосные тела. | Лекция |
19 | Современная биосфера | Круговорот азота. Круговорот углерода. Круговорот фосфора. Цикл кислорода. | Семинар |
20 | Атмосфера – наружный слой биосферы | Геомагнитизм. Космическое излучение. Видимый свет. Тепловые инфракрасные лучи. УФ и радиоизлучения. Коротковолновые рентгеновские излучения. | Семинар |
21 | Почва – биокосная система | Структура почвы. Эрозия: естественная, искусственная, ускоренная, ветровая, водная. Лесомелиорация. | Коллективная работа |
22 | Вода – основа жизни в биосфере | Питьевая и морская вода. Дефицит пресной воды. Водоносность рек. Химмическая и биологическая очистка воды. Биофильтры и аэротенки. | Групповая работа |
23 | Радиоактивность в биосфере | Естественный радиационный фон. Зона повышенной радиации. Лучевая болезнь. Лейкемия. | Лекция |
24 | Экологические проблемы в биосфере | Политика. Экономика. Динамическое равновесие. Кризис. Деградация. Возобновимые и невозобновимые природные ресурсы. Альтернативная энергетика. | Семинар-практикум |
25 | Химическое загрязнение и здоровье человека | Кислотность. Химпрепараты. ПДК. ПДС. | Лекция |
26 | Биологическое загрязнение и здоровье человека | Биологические отходы. Продукты окисления. Биологические методы борьбы. | Лекция |
27 | Шумовое воздействие на человека | Звук. Шум. Шумовое загрязнение. Децибел. Допустимый шум. | Лекция |
28 | Физические факторы природы и физическое состояние человека | Радиоактивное излучение. Световое, тепловое, шумовое, электромагнитное и другие виды физических воздействий | Семинар |
29 | Питание и здоровье человека | Рациональное питание. Раздельное питание. Сбалансированное питание. Витамины. Калорийность. Режим. | Групповая работа |
30 | Ландшафт – фактор здоровья | Ландшафт - топофильный и топофобный. Эстетическая выразительность ландшафта. Оздоровительный эффект ландшафта. | Коллективная работа |
31 | Рациональное природопользование | Вторичное сырье. Рекультивация земель. Лесомелиорация. Лесовозобновление. Красная книга. Экологическая экспертиза и прогноз. | Семинар |
32 | Экскурсия | Исследование состояния окружающей среды в зоне проживания. | Коллективно-групповая работа |
33 | Работа над рефератами | Анализ. Наблюдение. Статистика. Математический подсчет. Сравнительный анализ. | Индивидуальная работа |
34 | Конференция “Биосфера и Я” | Защита рефератов |
Контроль знаний
- проведение тестов;
- индивидуальные, самостоятельные работы;
- выполнение проектных работ;
- защита проектов;
- составление рефератов и сообщений;
- защита рефератов;
- фото- и видео-презентации;
- выполнение проектных презентаций.
Темы проектов и рефератов
- Общие законы природы;
- Приспособленность – относительная, почему?;
- Основные среды обитании;
- Основные жизненные формы;
- Особенности взаимоотношений между популяциями;
- Законы пищевых отношений;
- Популяционные волны, их значение в природе;
- Вода – основа жизни в биосфере;
- Демографические колебания живых организмов в биогеоценозах;
- Законы организации экосистем и наши анализы;
- Устойчивость биоценозов;
- Почва – биокосная система;
- Законы биологической продуктивности и человеческий аспект;
- Радиоактивность и человечество;
- Физические факторы природы и физическое состояние человека;
- Рациональное природопользование;
- Шумовое воздействие на человека.
Ожидаемый результат
Учащиеся должны:
- свободно владеть навыками организации экосистем;
- различать особенности факторов различных мест обитания, регионов;
- уметь давать характеристики особенностям физиологических процессов и приспособленности живых организмов;
- уметь использовать полученные знания и методы исследований в
- объяснении биологических закономерностей Природы;
- усвоить основные механизмы функционирования и устойчивости природы;
- иметь представления о целостности человеческого общества и природы Земли;
- ориентироваться в особенностях различных правил и приемов рационального природопользования, охраны природы и окружающей человека среды.
- уметь использовать полученные знания и методы исследований в будущей жизни.
Литература для учителей
- Экология: Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник, А.П. Сидорин. – М.: Дрофа, 1995.
- Экология: Т.А. Козлова, Т.С. Сухова, В.И. Сивоглазов / Книга для учителя. – М.: “Школа-Пресс”, 1996.
- Основы экологии: Н.М. Чернова, В.М. Галушин, В.М. Константинов. – М.: “Просвещение”, 1997.
- Экология: Школьный справочник / Сост. А.П.Ошмарин, В.И.Ошмарина. – Ярославль: “Академия развития”, 1998.
- Замыкающийся круг: Б. Коммонер. Л.: Гидрометеоиздат,1974.
- Экология для учащихся: Факультативный курс. А.А. Плешаков. – М.: Просвещение, 1995.
- Экологические очерки о природе и человеке. Б. Гржимек. – М.: Прогресс, 1988.
- Знать и беречь природу: Пособие для учителей. А.В. Миронов.– Казань: Тат.кн.изд., 1984.
- Охрана природы: Факультативный курс. Пособие для учащихся / А.В. Михеев, К.В. Пашканг, Н.Н. Радзевич, А.П. Соловьева; Под редакцией К.В. Пашканга. – М.: Просвещение, 1983.
Литература для учащихся
- Основы экологии: Н.М. ернова, В.М. Галушин, В.М. Константинов. – М.: “Просвещение”, 1997.
- Экология: Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник, А.П. Сидорин. – М.: Дрофа, 1995.
- Экология: Школьный справочник / Сост. А.П.Ошмарин, В.И.Ошмарина. – Ярославль: “Академия развития”, 1998.
- Экология России: Б.М.Миркин, Л.Г.Наумова / Учебник из Федерального компонента для 9-11-х классов общеобразовательной школы. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: АО МДС, 1996.
- Основы экологии. Р.М.Дажо. – М.: Прогресс, 1975.
- Книга для чтения по охране природы: А.Н.Захлебный / Для учащихся 9-11 кл. сред.шк. – М.:Просвещение, 1986.