1. Введение
Важнейшим условием формирования коллектива выступает организация совместной деятельности. Особый вклад принадлежит А.С. Макаренко, разработавшему основы методики сплочения и воспитания детского коллектива, к которым он отнес: постановку общественно значимой и увлекательной для детей перспективы, включение детей в совместную деятельность, развитие самоуправления и традиции, закрепляющие коллективные достижения. А.С. Макаренко полагал, что решающее значение в движении коллектива имеет предъявление требования. По его мнению, коллектив должен пройти путь от требования педагога через требование актива к требованию всех членов коллектива, выраженному в общественном мнении. В этой формуле представлены этапы развития коллектива.
2. Этапы развития коллектива
I Этап:
Организационную функцию классный руководитель берет на себя:
- предъявляет требования
- задает правила и нормы взаимоотношений
- призывает к интересу детей в совместной деятельности
II Этап:
Выбранный актив берет на себя часть организаторских функций.
Классный руководитель помогает освоить управленческие навыки распределить обязанности в совместной деятельности, наладить отношения.
III Этап:
Достигается гармоничное сочетание подчинения и руководства всех членов коллектива. И взрослые, и дети – сотрудники в общем деле. Появляется реальная защищенность личности в коллективе, создаются условия для самореализации личности.
3. Самоуправление в коллективе
С развитием коллектива совершенствуется и самоуправление. Поиск и разработка оптимальной модели самоуправления в классе всегда является делом трудным, особенно в начальной школе. Это может, связано и с возрастными психологическими особенностями младших школьников, и с отсутствием опыта у родителей по взаимодействию со школой.
Всякий раз, мы учителя, испытываем затруднения, когда вновь берём 1 класс и пытаемся вместе со своими воспитанниками и их родителями найти наиболее эффективные способы организации и управления жизнедеятельностью классного сообщества. И тут возникают вопросы:
Какой вариант структуры самоуправления целесообразно избрать в данном классе?
Как лучше распределить поручения в этом коллективе учащихся?
Каким образом необходимо взаимодействовать с лидерами класса в сложившейся ситуации?
Предлагаю вам для ознакомления систему самоуправления в 4 классе.
4. Механизм построения и функционирования системы самоуправления в классе
Детский коллектив - это маленькая страна, в которой необходимо построить жизнь так, чтобы каждый чувствовал необходимость и потребность другого.
В 3-м классе ознакомившись с профессиями, дети сами придумали название сообщество класса “корпорация”.
Начали обсуждать слово “корпорация”, кто-то даже принес толковый словарь. И вот, наш ответ: “корпорация” - объединение, общество. Все вместе составили рабочую структуру “корпорации”. Тут детям предлагалась игровая ситуация : “кем ты хочешь быть в корпорации?” Для того чтобы ребятам было проще сделать этот выбор, список работников корпорации было наглядно представлено. Прошли выборы и ребятам удалось легко сделать выбор.
Рабочая структура работников корпорации “ Ш – РОСТ – 4 “д” “
Генеральный директор корпорации |
Фирма Альфа |
Фирма Бэта |
Фирма Гамма |
Директор | Директор | Директор |
Каждая фирма имеет своих специалистов:
Менеджер |
Банкир |
Юрист |
Журналист |
Библиотекарь |
Специалист по спорту |
Специалист по культуре |
Хозяйственный персонал |
Медицинский персонал |
Функциональные обязанности
- Генеральный директор – координирует и контролирует работы фирм.
- Директор фирмы – организует и контролирует работу фирмы, создаёт условие для эффективной работы подчиненных.
- Менеджер – несет ответственность за качество выполнения учебной деятельности и проверяет дневники.
- Банкир – несёт ответственность за финансовое состояние фирмы.
- Журналист – отвечает за своевременное издание и выпуск газеты.
- Библиотекарь – собирает и хранит книги, журналы, газеты и выдает их читателям.
- Специалист по спорту – проводит утреннюю зарядку, руководит и организует спортивные мероприятия.
- Специалист по культуре – организует культурно-массовые игры, праздники.
- Хозяйственный персонал – несет ответственность за чистоту и порядок в классе, ухаживают за цветами.
- Медицинский персонал – отвечает за здоровье работников, уход за ними.
“Ш – РОСТ – 4д” (школа Рост), целью которой является обучение творческой деятельности, развитие индивидуальных, познавательных способностей каждого ученика, помощь в самопознании , самоопределении, самореализации. Особенности функционирования нашей системы:
- Система самоуправления нашего класса – максимально открытая система.
- Дети, родители, классный руководитель – сотоварищи.
- Позиция классного руководителя: близкий друг, который всегда помогает и дает необходимые советы.
- Позиция ученика: свобода выбора самопознания, понимание других, умение общаться.
Собрания “Корпорации” по планированию проводятся на первой неделе каждого месяца. Они включают в себя:
- Информацию о событиях в классе за неделю (3-5 мин.)
- Планирование деятельности (5-7 мин.), (работа в группах 4-5 чел.)
- Обсуждение (5 мин.)
- Выбор ответственных (3-5 мин.)
- Распределение времени и места для подготовки (3-5 мин.)
- Рефлексия (3 мн.)
- Тренинг (3-5 мин.)
Структура итогового собрания:
1. Информация о событиях в “Корпорации” за неделю.
2. Анализ деятельности фирмы.
Информация о наиболее интересном и важном.
3. Рефлексия
- Что понравилось, почему?
- Что не понравилось, почему?
- Что нам мешает и как это препятствие устранить?
4. Проекты работы
- Что? Где? С кем?
Самоуправление глазами лидера 4-го класса Черепанова М.
Наша учительница Надежда Егоровна Хаптасова с 1-го класса учит нас быть самостоятельными, творческими личностями. В нашем классе мы распределили обязанности, но не как обычно,например,кто-то учебный сектор,кто-то спортивный сектор, нам нужно было что то новое и интересное. Сперва мы решили создать организацию, которую мы назвали корпорацией. Она состоит из 3-х фирм “Альфа”, “Бета”, “Гамма”. Основоя цель корпорации –ознакомление с разными профессиями.Это поможет нам правильно выбрать профессию,поступить в желаемое учебное заведение,закончить его и работать с большой пользой для блага нашей республики.
Каждая фирма имеет своего директора, менеджера, банкира, медика, юриста, библиотекаря, журналистов, спортивных и хозяйственных специалистов. Директор фирмы руководит и координирует работу специалистов. Ему помогают менеджеры, в обязанности которых входит организация работы внутри фирмы, контролируют за дисциплиной и работой дежурных. Банкиры эффективно распределяют деньги корпорации на организацию праздников, спортивных мероприятий. Библиотекари тесно работают с каждым членом фирмы, следят за новинками. Журналисты каждую среду и по праздникам выпускают газеты фирм. В газетах пишут успехи, результаты фирм, а также обсуждают материалы детской газеты “Кэскил”. Юристы обучают специалистов как правильно вести себя в общественных местах, правила поведения в школе, учат законы “Права детей”. Медики наблюдают за чистотой школьной одежды, за здоровьем специалистов, читают лекции про различные заболевания, пропагандируют ЗОЖ. Менеджеры хозяйственной части отвечают за хорошее состояние классной мебели. В конце каждой четверти Надежда Егоровна, учитывая успехи в учебе и дисциплине, выполнение обязанностей составляет рейтинг корпорации. Лучшие фирмы из фонда корпорации награждаются премиями.
Работа в виде корпорации всем нам очень нравится.
- Какую пользу от неё получаем?
- Каждый ученик получает понятия разных профессий.
- Каждый ученик учится быть самостоятельным.
- Каждый ученик познает самого себя, учится самоанализу и исследовательской работе.
- Каждый ученик учится быть работоспособным
- Коллектив учится стать сплоченным, ответственным.
Статью про нашу корпорацию и её работе напечатали в республиканской газете “Кэскил”, на первой же полосе, которая нас очень обрадовала и которая окрылила нас на дальнейшие успехи в нашей работе – учебе, воспитании, быть достойными, успешными людьми.
5. Заключение
Работая с коллективом, по этой системе я ещё раз убедилась в том, что без самоуправления коллектива, невозможно подлинное развитие личности в нем. Детей объединяло их отношения, которые возникают именно в деятельности, в общении, во взаимодействии и которым необходимы три стороны, три силы, три полюса (дети, родители, учителя), которые образуют поле воспитания. Дети стали более ответственными, организованными, самостоятельными.
Итак, самоуправление в классе возможно, более того оно необходимо, ведь по большому счёту мы сможем воспитать детей своей собственной жизни только в том случае, если в самом начале жизни наши воспитанники почувствуют, поймут, убедятся, что они что-то могут, на что-то способны, что они свободны в организации своего бытия.