Тип: комбинированный урок.
Вид: урок-путешествие (нетрадиционный урок).
Учебник Юдовской А.Я. «Новая история» 8-й кл.
Цель:
Образовательная: знать особенности индустриального общества, его проблемы и ценности.
Развивающая: уметь объяснить причины роста городов, массовых миграций и усложнение классовой структуры общества; развитие логического мышления.
Воспитательная: воспитать уважительное отношение к прошлому, доброжелательное отношение к людям.
Оборудование: карта, иллюстрации, костюмы, видеофильм, слайды.
Ключевые понятия: эмиграция, аристократия, буржуазия.
Структура урока:
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
- Фронтальный опрос
- Кроссворд (индив. слаб.)
3. Подготовка учащихся к восприятию учебного материала.
4. Этап усвоения новых знаний.
- Работа с учебником.
- Работа со словарем.
- Беседа с пассажирами.
- Работа с документами.
- Работа с картой (индивидуально).
- Инсценировка: беседа семьи аристократа.
- Дополнительное чтение.
- Просмотр фильма или слайдов, заполнение таблицы.
- Инсценировка: диалог с девушками и женщинами старой (XIX в.) Англии.
- Беседа с детьми.
- Рассказ учителя.
- Инсценировка: беседа с рабочим.
5. Этап первичной проверки знаний.
6. Этап закрепления новых знаний.
7. Домашнее задание.
8. Итог урока.
9. Этап рефлексии.
Ход урока
1. Организационный момент.
Объявление темы, вводное слово учителя:
– Нас ждет на этом уроке путешествие в прошлое в эпоху ΧΙΧ века.
2. Проверка домашнего задания.
- Фронтальный опрос
- Кроссворд (индив. слаб.)
– Давайте вспомним, какие изобретения и открытия подарил нам ΧΙΧ век?
Репродуктивный характер опроса. (Дети называют пароходы, автомобили, аэростаты, планеры, радио, телефон, лампочку, новое оружие: револьвер Кольт и пулемет Максим). За ответы дети получают шиллинги – маленькие бумажные монетки.
3. Подготовка учащихся к восприятию учебного материала.
– Я думаю, мы должны посетить период – начало ΧΙΧ века. Этот период немецкий ученый назвал временем, когда «земля выбрасывала своих детей». Почему он так охарактеризовал это время?
4. Этап усвоения новых знаний. Работа с учебником.
Ответ вы найдете в учебнике §3 на с. 22.
(Дети отвечают о том, что в это время происходят миграции и эмиграции населения).
Работа со словарем.
Миграции – перемещение внутри страны. Почему?
Эмиграции – перемещение за границу.
– Появление какого транспорта способствовало этому? (железнодорожного, морского).
– А мы садимся на машину времени и летим в XIX век.
Смотрите, плывет пароход с пассажирами.
Беседа с пассажирами:
– Откуда вы, пассажиры? Из каких стран?
– Из Англии, Германии, Скандинавских островов, из Восточной и Южной Европы.
– А куда вы едите?
– В Латинскую Америку, Канаду, Австралию, Южную Африку, но большинство в США.
– Желаем вам удачи в ваших начинаниях!
Работа с документами:
– Ребята нам в руки попал старый документ того времени «Как развивалась цивилизация в Америке». Как вы думаете, почему люди эмигрировали в Америку? §3 с. 28.
– Из какой страны ехало большинство людей?
Работа с картой (индивидуально):
– Мы перенесемся в Англию. Давайте найдем на карте эту страну. Сейчас мы побываем в семье одного аристократа, он привык встречать гостей, удивлять их светским приемом, показывать им богатый дом с мебелью в стиле «ампир», художественную коллекцию, богатую библиотеку и приглашением на охоту.
Инсценировка: беседа семьи аристократа.
Отец: Наш сын просит в письме родительское благословение на брак.
Мать: Он недавно закончил учебу в Оксфорде, у него есть возможность стать членом парламента, ведь таких как он 4/5 парламента. Мы отпрыски древнего рода, а кто она, эта девушка?
Отец: Она дочь богатого буржуа. Сейчас много этих богатых выскочек.
Мать: А что, вот наш сосед, тоже земельный аристократ, женился на дочери буржуа и сейчас он банкир.
Отец: Отец этой девушки говорит, что он «человек, который всем обязан самому себе» - новый буржуа, разбогател благодаря своим стараниям. Сессиль Родс его фамилия.
– Ребята, Сессиля Родса называли отцом Британской империи. Давайте узнаем почему?
Дополнительное чтение с. 31.
– Давайте, ребята, выйдем на улицы Лондона. Что мы там видим?
Просмотр фильма или слайдов:
- Омнибусы – трамвай, запряженный лошадьми (по-русски – конка).
- Мальчишки продают газеты.
- Велосипеды с мужчинами и женщинами.
- Фотограф предлагает сфотографировать (1839 г.).
- Почтальоны разносят письма с марками.
- Люди модно одеты:
- У мужчин костюмы-тройки из шерсти.
- У женщин шляпки со страусовыми перьями, платья с корсетом и расширенной юбкой.
- Метро с 1863 г.
- Граммофон в богатом доме.
Заполнение таблицы:
Изобретатель |
Изобретение |
Год |
Инсценировка: диалог с девушками и женщинами старой XIX в. Англии.
– А сейчас мы заглянем в рабочие кварталы. Видите идет стайка девушек в шляпках со страусовыми перьями. Откуда вы, девушки? Расскажите о себе, почему вы такие уставшие?
– Мы идем с работы, кто-то работает из нас на швейной фабрике, кто-то прислугой, а кому повезло – телефонисткой, машинисткой или секретаршей.
– С какого возраста вы работаете, и как вам платят?
– Мы работаем с 13 лет, получаем 5-6 шиллингов в неделю, это конечно меньше, чем мужчины получают.
– Ну а если замуж выйдем, то будем домом заниматься и детьми, ведь порядочный английский рабочий не пускает свою жену на работу.
– И что же женщины в Англии совсем не работают?
– Почему, работают вдовы, жены пьяниц и преступников, должен же кто-то семью кормить!
– Борется ли кто-нибудь за женские права у вас в Англии?
– Да, конечно. Все знают Эммелину Панкхорст, она организовала женский социально политический союз. Они добились приёма женщин в университеты, права распоряжаться своей собственностью и право сохранять себе детей в случае развода. Вот какие они молодчины!
– До свидания девушки, желаем вам счастья и удачи!
Беседа с детьми: Смотрите, идет группа ребят, они бледные, сутулятся. Давайте спросим, как им живется в Англии?
– Ребята откуда вы идете?
1-й: Мы идем с работы, работаем на шахте.
2-й: Я с 8 лет работаю на дне шахтового колодца, загружаю уголь в тележки, запряженные в пони.
3-й: А я открываю и закрываю двери в подземные галереи.
4-й: Сейчас стали на работу брать с 11 лет, закон такой вышел (с 1893 г.) и работаем мы теперь не целый день, а только 6-5 часов. Всё равно устаем.
– А школу вы не посещаете?
5-й: Посещаем 3 раза в неделю, мы обязаны её посещать. Только от усталости мы часто спим на уроках.
– До свидания, дети! Здоровья вам и сил!
Рассказ учителя: Уже вечер магазины в богатых кварталах закрываются. Сегодня суббота, рабочие получают расчет за неделю. Жизнь в бедных кварталах еще кипит. Лавки ярко освещены. Возле кабаков – концерты. Мясники кричат на всю улицу о достоинствах своего товара. К ним подходят худые, заморенные женщины в черных соломенных шляпках с корзиночками в руках. Они дешево скупают кости на суп, обрезки мяса, требуху. В бедных семьях мясо едят 1 раз в неделю. Они экономят на еде, чтобы купить одежду, обувь. В семье высококвалифицированного рабочего живется лучше, а вот такая семья, идет нам навстречу.
Инсценировка: беседа с рабочим.
– Скажите, довольны ли вы своим заработком?
Рабочий: Нам на жизнь хватает. Вот думаем, как сын вырастит, выучим его, будет служащим. Среднему классу живется легче.
– Кого вы называете средним классом?
Рабочий: Да это служащие, инженеры, врачи, учителя, офицеры, изобретатели и юристы. Юристам хорошо платят, они везде нужны, они и банкиров консультируют, предпринимателей, завещания оформляют, кодексы законов пишут.
– До свидания! Пусть ваш сын выучится на юриста! А у вас хватит сил и средств его выучить!
5. Этап первичной проверки знаний:
– Ребята что вам понравилось из увиденного, а что нет?
Мы возвращаемся.
6. Этап закрепления новых знаний.
– Как развитие индустриального общества повлияло на структуру населения?
Составление лестницы сословий: работаем самостоятельно.
– Составим лестницу сословий (один ученик работает у доски, его работу проверяем все).
7. Домашнее задание:
8. Итог урока: миграции, эмиграции, разделение общества на сословия.
Какие демографические изменения происходили в период разложения традиционного общества и развития индустриального общества?
Выставление оценок:
- активное участие (в инсценировках).
- точная информация (карта, ответы на вопросы).
- правильность ответа (на вопросы).
- употребление терминов (на вопросы).
- правильность составления лестницы сословий (самостоятельная работа).
9. Этап рефлексии.
(Каким цветом вы выразите своё отношение к уроку (чёрным, синим, красным)).
Оцените своё участие на уроке, вы были на вершине горы, середине или внизу, у подножия?
Оценивание.