Урок-путешествие по учебнику Юдовской А.Я. "Новая история" по теме "Изменения в социальной структуре индустриального общества", 8-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 8


Тип: комбинированный урок.

Вид: урок-путешествие (нетрадиционный урок).
Учебник Юдовской А.Я. «Новая история» 8-й кл.

Цель:

Образовательная: знать особенности индустриального общества, его проблемы и ценности.

Развивающая: уметь объяснить причины роста городов, массовых миграций и усложнение классовой структуры общества; развитие логического мышления.

Воспитательная: воспитать уважительное отношение к прошлому, доброжелательное отношение к людям.

Оборудование: карта, иллюстрации, костюмы, видеофильм, слайды. 

Ключевые понятия: эмиграция, аристократия, буржуазия.

Структура урока:

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

3. Подготовка учащихся к восприятию учебного материала.

4. Этап усвоения новых знаний.

  • Работа с учебником.
  • Работа со словарем.
  • Беседа с пассажирами.
  • Работа с документами.
  • Работа с картой (индивидуально).
  • Инсценировка: беседа семьи аристократа.
  • Дополнительное чтение.
  • Просмотр фильма или слайдов, заполнение таблицы.
  • Инсценировка: диалог с девушками и женщинами старой (XIX в.) Англии.
  • Беседа с детьми.
  • Рассказ учителя.
  • Инсценировка: беседа с рабочим.

5. Этап первичной проверки знаний.

6. Этап закрепления новых знаний.

7. Домашнее задание.

8. Итог урока.

9. Этап рефлексии.

Ход урока

1. Организационный момент.

Объявление темы, вводное слово учителя:

– Нас ждет на этом уроке путешествие в прошлое в эпоху  ΧΙΧ века.

2. Проверка домашнего задания.

 – Давайте вспомним, какие изобретения и открытия подарил нам  ΧΙΧ век?

Репродуктивный характер опроса. (Дети называют пароходы, автомобили, аэростаты, планеры, радио, телефон, лампочку, новое оружие: револьвер Кольт и пулемет Максим). За ответы дети получают шиллинги – маленькие бумажные монетки. 

3. Подготовка учащихся к восприятию учебного материала.

 –  Я думаю, мы должны посетить период – начало ΧΙΧ века. Этот период немецкий ученый назвал временем, когда «земля выбрасывала своих детей». Почему он так охарактеризовал это время?

4. Этап усвоения новых знаний. Работа с учебником.

Ответ вы найдете в учебнике §3 на с. 22.

(Дети отвечают о том, что в это время происходят миграции и эмиграции населения).

Работа со словарем.

Миграции – перемещение внутри страны.   Почему?

Эмиграции – перемещение за границу. 

– Появление какого транспорта способствовало этому? (железнодорожного, морского).

– А мы садимся на машину времени и летим в XIX век.
Смотрите, плывет пароход с пассажирами.

Беседа с пассажирами:

 – Откуда вы, пассажиры? Из каких стран?

  – Из Англии, Германии, Скандинавских островов, из Восточной и Южной Европы.

– А куда вы едите?

– В Латинскую Америку, Канаду, Австралию, Южную Африку, но большинство в США.

– Желаем вам удачи в ваших начинаниях!

Работа с документами:

– Ребята нам в руки попал старый документ того времени «Как развивалась цивилизация в Америке». Как вы думаете, почему люди эмигрировали в Америку? §3 с. 28.

– Из какой страны ехало большинство людей?  

Работа с картой (индивидуально):

– Мы перенесемся в Англию. Давайте найдем на карте эту страну. Сейчас мы побываем в семье одного аристократа, он привык встречать гостей, удивлять их светским приемом, показывать им богатый дом с мебелью в стиле «ампир», художественную коллекцию, богатую библиотеку и приглашением на охоту.

Инсценировка: беседа семьи аристократа.

Отец: Наш сын просит в письме родительское благословение на брак.

Мать: Он недавно закончил учебу в Оксфорде, у него есть возможность стать членом парламента, ведь таких как он 4/5 парламента. Мы отпрыски древнего рода, а кто она, эта девушка?

Отец: Она дочь богатого буржуа. Сейчас много этих богатых выскочек.

Мать: А что, вот наш сосед, тоже земельный аристократ, женился на дочери буржуа и сейчас он банкир.

Отец: Отец этой девушки говорит, что он «человек, который всем обязан самому себе» - новый буржуа, разбогател благодаря своим стараниям. Сессиль Родс его фамилия.

– Ребята, Сессиля Родса называли отцом Британской империи. Давайте узнаем почему?

Дополнительное чтение  с. 31.

– Давайте, ребята, выйдем на улицы Лондона. Что мы там видим? 

Просмотр фильма или слайдов:

  1. Омнибусы – трамвай, запряженный лошадьми (по-русски – конка).
  2. Мальчишки продают газеты.
  3. Велосипеды с мужчинами и женщинами.
  4. Фотограф предлагает сфотографировать (1839 г.).
  5. Почтальоны разносят письма с марками.
  6. Люди модно одеты:
    • У мужчин костюмы-тройки из шерсти.
    • У женщин шляпки со страусовыми перьями, платья с корсетом и расширенной юбкой.
  7. Метро с 1863 г.
  8. Граммофон в богатом доме.

Заполнение таблицы:

Изобретатель
Изобретение
Год

Инсценировка: диалог с девушками и женщинами старой XIX в. Англии.

– А сейчас мы заглянем в рабочие кварталы. Видите идет стайка девушек в шляпках со страусовыми перьями. Откуда вы, девушки? Расскажите о себе, почему вы такие уставшие? 

 – Мы идем с работы, кто-то работает из нас на швейной фабрике, кто-то прислугой, а кому повезло – телефонисткой, машинисткой или секретаршей.

– С какого возраста вы работаете, и как вам платят?

 – Мы работаем с 13 лет, получаем 5-6 шиллингов в неделю, это конечно меньше, чем мужчины получают.

– Ну а если замуж выйдем, то будем домом заниматься и детьми, ведь порядочный английский рабочий не пускает свою жену на работу.

– И что же женщины в Англии совсем не работают?

– Почему, работают вдовы, жены пьяниц и преступников, должен же кто-то семью кормить!

– Борется ли кто-нибудь за женские права у вас в Англии?

– Да, конечно. Все знают Эммелину Панкхорст, она организовала женский социально политический союз. Они добились приёма женщин в университеты, права распоряжаться своей собственностью и право сохранять себе детей в случае развода. Вот какие они молодчины!

– До свидания девушки, желаем вам счастья и удачи!

Беседа с детьми: Смотрите, идет группа ребят, они бледные, сутулятся. Давайте спросим, как им живется в Англии?

 – Ребята откуда вы идете?

1-й: Мы идем с работы, работаем на шахте.

2-й: Я с 8 лет работаю на дне шахтового колодца, загружаю уголь в тележки, запряженные в пони.

3-й: А я открываю и закрываю двери в подземные галереи.

4-й: Сейчас стали на работу брать с 11 лет, закон такой вышел (с 1893 г.) и работаем мы теперь не целый день, а только 6-5 часов. Всё равно устаем.

– А школу вы не посещаете?

5-й: Посещаем 3 раза в неделю, мы обязаны её посещать. Только от усталости мы часто спим на уроках.

– До свидания, дети! Здоровья вам и сил!

Рассказ учителя: Уже вечер магазины в богатых кварталах закрываются. Сегодня суббота, рабочие получают расчет за неделю. Жизнь в бедных кварталах еще кипит. Лавки ярко освещены. Возле кабаков – концерты. Мясники кричат на всю улицу о достоинствах своего товара. К ним подходят худые, заморенные женщины в черных соломенных шляпках с корзиночками в руках. Они дешево скупают кости на суп, обрезки мяса, требуху. В бедных семьях мясо едят 1 раз в неделю. Они экономят на еде, чтобы купить одежду, обувь. В семье высококвалифицированного рабочего живется лучше, а вот такая семья, идет нам навстречу.

Инсценировка: беседа с рабочим.

– Скажите, довольны ли вы своим заработком?

Рабочий: Нам на жизнь хватает. Вот думаем, как сын вырастит, выучим его, будет служащим. Среднему классу живется легче.

 – Кого вы называете средним классом?

Рабочий: Да это служащие, инженеры, врачи, учителя, офицеры, изобретатели и юристы. Юристам хорошо платят, они везде нужны, они и банкиров консультируют, предпринимателей, завещания оформляют, кодексы законов пишут.

– До свидания! Пусть ваш сын выучится на юриста! А у вас хватит сил и средств его выучить!

5. Этап первичной проверки знаний:

– Ребята что вам понравилось из увиденного, а что нет?

 Мы возвращаемся.

6. Этап закрепления новых знаний.

– Как развитие индустриального общества повлияло на структуру населения?

Составление лестницы сословий: работаем самостоятельно.

– Составим лестницу сословий (один ученик работает у доски, его работу проверяем все).

7. Домашнее задание:

8. Итог урока: миграции, эмиграции, разделение общества на сословия. 

Какие демографические изменения происходили в период разложения традиционного общества и развития индустриального общества?

Выставление оценок:

  1. активное участие (в инсценировках).
  2. точная информация (карта, ответы на вопросы).
  3. правильность ответа (на вопросы).
  4. употребление терминов (на вопросы).
  5. правильность составления лестницы сословий (самостоятельная работа).

9. Этап рефлексии.

(Каким цветом вы выразите своё отношение к уроку (чёрным, синим, красным)).

Оцените своё участие на уроке, вы были на вершине горы, середине или внизу, у подножия?

Оценивание.