Тема урока "Атеизм и религия (мировоззренческая дискуссия о вере и неверии)"

Разделы: История и обществознание


Пусть рвутся связи, меркнет свет,
Но подрастают в семьях дети…
Есть в мире Бог иль Бога нет,
А им придётся жить на свете.
Наум Коржавин

Люди делятся на праведников,
которые считают себя грешниками,
и грешников, которые считают себя праведниками.
Блез Паскаль

Настоящий урок следует отнести к учебной дисциплине «обществознание». Его тема является  составной частью вопроса «Религия как феномен культуры» раздела «Духовная жизнь общества». Примерные подвопросы рассматриваемой темы: сущность религии и религиозное сознание, религиозный культ и религиозные организации, религия и мораль, религия в современном мире, свобода совести и вероисповеданий.
Урок был проведён в Парабельской средней общеобразовательной школе имени Н. А. Образцова Парабельского района Томской области накануне торжественного открытия в райцентре храма в честь Преображения Господня.

Оформление школьной доски

На центральной части школьной доски записана тема урока «Атеизм и религия (мировоззренческая дискуссия о вере и неверии)». И здесь же цитата из Конституции Российской Федерации: «Статья 28: Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними», плакаты с цитатами: «Религия – явление общественное»; «Ты налево, я направо – так назначено судьбой (из песни)»; «Что правильно? Вера в Бога или неверие в Него?».На правой части доски плакаты с текстом: «Имеет ли церковь монополию на мораль?»; «Государство должно быть светским и ни одна религия не должна иметь особых прав»; «За атеистическим мировоззрением будущее, хотя бы и отдалённое. Человечество неминуемо повзрослеет, именно в планетарном масштабе. Пока же атеизм – удел одиночек». На левой стороне доски плакаты с текстом: «Без религии не может существовать никакое общество»; «Никаких преимуществ у атеизма перед религиями нет, поскольку это тоже разновидность религии, он так же  построен на вере в отсутствии Бога»; «У атеизма нет никаких перспектив! 70 лет воинствующего атеизма наглядно доказали всю несостоятельность атеизма».

Вступительное слово учителя

Добрый день, уважаемые одиннадцатиклассники. Продолжаем рассмотрение темы «Религия как феномен культуры». Сегодня мы поговорим об атеизме и вере как двух полюсах. Вопрос непростой и вечный.
Современное состояние религиозного сознания в обществе характеризуется рядом тенденций. Безусловно, идёт неуклонное относительное уменьшение числа верующих в мире. Особенно показателен в этом отношении ХХ век, который можно назвать веком атеизации. В то же время следует подчеркнуть активность буддизма и ислама, которые преодолели свои исторические географические границы и получили распространение во всём мире, в том числе и среди христианских народов. Сегодня приверженцев христианства в мире около 2 млрд человек (34% населения мира), ислама 1,2 млрд (20%), буддизма 0,5 млрд, иудаизма 5,8 млн человек. Особо популярны на всех континентах нетрадиционные верования и культы. Эти обстоятельства создают и другую особенность религиозного сознания современных обществ – его конфессиональную пестроту. Многие говорят, что место священника – в церкви, а место учителя – в школе. Но можно привести такой идеальный пример сосуществования светской культуры и церковной.   Это история следующая. 60 – е годы ХХ века. Уполномоченный совета по делам религии, то есть такой чекист в штатском, вызывает к себе в кабинет батюшку и говорит: «Значит так, вы должны произнести в храме проповедь на тему «Гагарин в космос летал – Бога не видал». Иначе регистрации лишу, в Тьмутаракань сошлю и т.д.». Ну батюшке что делать? Семья, дети и т.д. «Ну ладно,- говорит,- хорошо, скажу». Выходит в нужный день на амвон и говорит: «Братья и сёстры, вы знаете, говорят, что Гагарин в космос летал – Бога не видал. А Бог Гагарина видел и благословил его».
Представляю вам интересного гостя – иерея Александра (в миру – Фрейдмана Александра Сергеевича), которого через несколько минут я буду интервьюрировать.
Отец Александр, сегодня я выступаю вашим оппонентом, и, несмотря на это, надеюсь, что мы сработаемся. [1]. И хотя я вынужден задавать вопросы, отражающие атеистическое мировоззрение, но хочу признаться: я не атеист, а агностик (атеисты не верят в Бога, агностики сомневаются). Кстати, у агностиков должны хорошо получаться интервью со священниками, потому что они любопытны и всё время задают этот величественный из всех вопросов: «Почему?». Атеисты для этого подходят меньше, потому что они уверены в своей правоте относительно того, что Бога нет. У агностика же основной принцип – «я не знаю».

Перечень вопросов, которые учитель задал священнику Александру

1. Отец Александр, прежде чем я задам Вам первый вопрос, напомню старый анекдот: Атеист с иронией говорит верующему: - Почему ваш Бог, когда собирал животных в Ноев Ковчег, не избавился от комаров? Верующий тоже с иронией отвечает:  - А это для того, чтобы они кусали атеистов. [2]. Мы Вас сегодня покусаем, отец Александр. Вы готовы к этому? Как настоятеля храма Преображения Господня, хочу спросить вас вот о чём: завтра в райцентре  состоится освящение нового храма. Какое значение это событие будет иметь, на ваш взгляд, в культурной жизни района?

2. Батюшка, охарактеризуйте состояние религии в нашем районе.

Первый учащийся читает стихотворение Наума Коржавина:

Надоели потери.
Рознь религий – пуста,
В Магомета я верю
И в Исуса Христа.

Больше спорить не буду
И не спорю давно,
Моисея и Будду
Принимая равно.

Всё, что теплится жизнью,
Не застыло навек…
Гордый дух атеизма
Чту – коль в нём человек.
Точных знаний и меры
В наши нет времена.
Чту любую я Веру,
Если Совесть она.

Только чтить не годится
И в кровавой борьбе
Ни костров инквизиций,
Ни ночей МГБ.

И ни хитрой дороги,
Пусть для блага она, -
Там под именем Бога
Правит Суд сатана.

Человек не бумага -
Стёр, и дело с концом.
Даже лгущий для блага -
Станет просто лжецом.

Бог для сердца отрада,
Человечья в нём стать.
Только дьяволов надо
От богов отличать.

Могший верить и биться,
Той науке никак
Человек обучиться
Не сумел за века.

Это в книгах и в хлебе
И в обычной судьбе.
Чёрт не в пекле, не в небе –
Рядом с Богом в тебе.

Верю в Бога любого
И в любую мечту.
В каждом – чту его Бога,
В каждом – чёрта не чту.

Вся планета больная…
Может, это – навек?
Ничего я не знаю.
Знаю:
Я человек.

Второй учащийся  читает другое стихотворение Наума Коржавина:

Перевал. Осталось жить немного.
За вершиной к смерти круче склон.
И впервые жаль, что нету Бога:
Пустота. Нет смысла. Клонит в сон. 

Только всё ж я двигаться обязан –
Долг велит, гнетёт и в полусне.
И плетусь, как раб, тем долгом связан,
Словно жизнь моя нужна не мне.

Разве рабством связан я с другими?
Разве мне не жаль, что в пропасть – дни?
Господи! Откройся! Помоги мне!
Жизнь, себя, свободу мне верни…

3. В творчестве поэта, чьи стихи сейчас были прочитаны, в разные периоды жизни показано разное отношение к религии. Людям свойственно сомневаться, менять свои убеждения. И в связи с этим у меня такой вопрос. В православной церкви, на мой взгляд, наплевательское отношение к Библии и существует тенденция к замене её трудами «святых отцов» - это церковная традиция. Народ просвещать невыгодно, пусть уж лучше верует – с такими проще. Вопросов лишних не задают, не критикуют, а если и думают, то от сих и до сих. И как итог: подавляющее большинство христиан не знают даже самые фундаментальные, основные моменты Библии. Вы согласны с этим?

4. Когда я смотрю новости о визитах патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго по стране, то понимаю, что к нему невозможно подойти простому смертному. Летает он в своём самолёте, передвигается на персональном «Мерседесе» с многочисленной охраной. Именуют его почему – то «Ваше Святейшество». В последнее время, отец Александр, вас стало труднее найти, с Вами не так легко договориться о встрече. Вы всё больше прислоняетесь к власть предержащим. Не боитесь, Ваше преподобие,  превратиться в такого «чиновника от религии», когда власть чиновников поддерживается церковью, а церковь – властью чиновников?

5. Отец Андрей Кураев, священник, профессор Московской Духовной Академии, предложил обратиться к министру науки и образования с требованием выбросить роман «Мастер и Маргарита» из школьной программы. Книга очень сложная. Молодёжь на полном серьёзе считает Воланда воплощением абсолютной истины. Смотрели ли Вы сериал режиссёра Бортко? Какие передачи, фильмы смотрите? Как Вы относитесь к нашему телевидению?

6. Всегда ли нравственны религиозные нормы?

7. В чём смысл христианского требования: «нравственное начало должно стать выше, чем юридическое»?

8. Реализуется ли, на ваш взгляд, свобода совести в современной России?

9. Является ли атеизм неизбежным следствием материализма?

10. Отец Александр, расскажу ещё одну шутку. Пришёл наркоман в церковь и сел в первом ряду. Подходят к нему и говорят: - Знаете, это места для пастырей и служителей церкви, пересядьте на другое место, пожалуйста. Пересел он на второй ряд. Подходят снова и говорят: - Пересядьте, пожалуйста  – это места для наших спонсоров. Наркоман пересел в середину зала. Подходят опять к нему и говорят: - Это места для очень почётных и самых первых членов нашей церкви, пересядьте - ка вы лучше на последний ряд, там все, такие как вы, собираются. Пересел он туда, а там шум, гам. Не выдержал: вышел, сел на крыльцо и плачет. Вдруг видит видение – Иисус идёт, останавливается и спрашивает: - Чего ты плачешь? Наркоман отвечает: - В церковь меня не пускают…  Иисус говорит: - Не плачь, меня туда уже 10 лет не пускают… Говорят, что в современной церкви места для Бога не остаётся. Религиозные организации всё больше выполняют нерелигиозные функции. Сейчас уже и самолёты крестят, и в ГАИ читают проповедь. Сплошная коммерция!

11. Многие полагают, что Русская Православная Церковь пытается сделать православие государственной религией и старается успешно занять нишу идеологического отдела ЦК КПСС. Ваш комментарий.

12. В Интернете я встретил следующее суждение пользователя, скрывшегося под псевдонимом Аскольд. Он выступил от лица верующих: «Атеисты – дегенераты и вырожденцы, лица с гнилой жидовской кровью в жилах. Какой смысл вашей жалкой жизни? Ведь человека отличает от животного мира именно то, что только человек способен осознать Бога. Животным это не дано. Перед смертью атеист превращается в дрожащую протоплазму». Дальше цитировать не буду. Отец Александр, Вы разделяете подобное мнение?

13. Были ли в Вашей жизни ситуации или обстоятельства, когда вы были готовы изменить свою точку зрения или, может быть, сомневались в правильности ваших взглядов и в вашей вере?

14. Где граница между религиозными и нерелигиозными хорошими людьми?

Перечень вопросов, которые учащиеся задали священнику Александру

15. В чём сущность религии?

16. Ваше отношение к Интернету?

17. В какой мировой религии, по-вашему, больше культа?

18. Имеете ли вы сотовый телефон?

19. Ваше отношение к астрологии, к Нострадамусу?

20. Меня интересует вопрос об отношении церкви к однополым бракам. Складывается впечатление (может быть ошибочное?), что прошли времена, когда у христиан было общее мнение по этому вопросу. Даже кажется, что сегодня эта проблема разделяет и сами христианские церкви. Большинство учёных называют сексуальную ориентацию врождённым качеством человека. Они утверждают, что ориентация результатом самого выбора не является. Почему Русская Православная Церковь так нападает на гомосексуалистов? Может быть, цель нападок – сиюминутная: реклама и собственный пиар. Среди геев немало верующих, немало тех, кто стремится к вере, и зачем от них отворачиваться?

21. Ваше отношение к карикатурной войне?

22. Ваше отношение к институту капелланов (армейских и тюремных священников)?

23. Как Вы думаете, почему в российском обществе столько противников введения в школе преподавания основ православной культуры?

24. Как бы это точнее сказать, у нас у каждого есть свои страсти… И они нам кажутся «сладким раем». Это как в песне Гарика Сукачёва: «Мы в аду, мой ангел, мы в аду, хоть мы называем его сладким раем». Но постная жизнь многих из нас не прельщает. И попадёшь потом в ад. 

И тут же потащат к котлу.
И бросят – навек, не на срок –
В бурлящий крутой кипяток.

И как быть, нам грешным, отказаться от удовольствий, не выпивать, не курить?

Нет, лучше пока подожду,
Не буду спешить за черту.
Ко всем, не нарушившим черт,
Господь, говорят, милосерд…

Что Вы можете посоветовать нам, молодым гедонистам? Ведь спектр удовольствий для атеистов значительно шире, чем для религиозного человека?

25. Многим очень нравится книга Дэна Брауна и одноимённый фильм «Код да Винчи», снятый по этому бестселлеру десятилетия.  В нём, в частности, утверждается, что Мария Магдалина (которую Церковь считает падшей женщиной) была женой Иисуса Христа. И у неё был от него ребёнок Иосиф. Ваше отношение к этой версии?

26. Задаёте ли Вы себе такие, например, вопросы: Зачем я живу? Почему я родился сейчас, а не пятьсот лет назад? В чём смысл моего существования?

27. Вся совокупность знаний (геология, археология, астрономия, биология) говорит о том, что религиозные учения – миф. Ну не было дедушки на небесах, который пять тысяч лет назад сказал: «Да будет свет!» На всемирный потоп не хватило бы воды на Земле, в ковчег не влезли бы все нынешние животные и т.д. Вы с этим утверждением не согласны ? Разве Вы, как и мы, не знаете о миллионах лет эволюции жизни?

Заключительное слово учителя

Некоторое время назад 10 российских учёных, среди которых нобелевские лауреаты  Виталий Гинзбург и Жорес Алфёров, академики Российской Академии Наук, обратились к Президенту России с протестом против действий Русской Православной Церкви, которая, по их мнению, наращивает своё влияние и проникает во все сферы общественной жизни, чем мешает развитию науки. «Верить или не верить в Бога – дело совести и убеждения отдельного человека. Мы не ставим своей целью борьбу с религией, но мы не можем оставаться равнодушными, когда принимаются попытки подвергнуть сомнению научные знания или подменить их верой». Особое место в наших рассуждениях сегодня должно занимать теоретическое осмысление свободы совести и практической реализации этого права. Понятие свободы совести, сконцентрировавшее в себе идеи гуманизма, толерантности, требования мировоззренческого выбора, имеет длительную историю формирования и развития. В основе этого понятия лежит выбор личностью своего отношения к религии и атеизму с учётом взаимосвязи демократических прав и свобод, функционирующих в данном обществе, и реальным правом личности самой определять своё отношение к вероисповеданию. Именно в этом и заключается специфика понятия свободы совести: в способности личности выразить своё отношение к религиозному (идеалистическому) и атеистическому (материалистическому) мировоззрению. Понятие «свобода совести» включает в себя свободу вероисповедания и свободу атеизма. Таким образом, задача современных обществ, особенно тех, кто избрал курс на демократическое развитие, является обеспечение в обществе таких условий для духовной жизни, когда люди могут выбрать между религиозным и атеистическим мировоззрением и имеют возможность проявлять свои убеждения.
Дорогие друзья! Спасибо за вопросы, исполнение стихов. Спасибо Вам большое, отец Александр, за обстоятельные ответы и до новой встречи. Нечасто мы говорим о глубинных вопросах религии и этики. И не следует свою веру воспринимать как некую привилегию, почему - то нам данную, и делить мир на своих и чужих. А вообще, если школьники сегодня спорят о Боге, то это значит, что у нас есть будущее. Я хотел бы, знаете, на чём закончить? На весёлой ноте. Учительница доказывает детям, что Бога нет. -Бога нет, вы понимаете это или нет? -Да, конечно, понимаем! -Ну, слава Богу.

Почему мы не привели ответов отца Александра на заданные ему вопросы?

Он «работал», можно сказать, «в прямом эфире». Поэтому без согласия с ним мы не можем представить его ответы на суд читателя. Может быть, что - то ему бы захотелось изменить, что - то ему сегодня показалось бы в его ответах неприемлемым. В принципе, как и все люди, священники с годами меняются (в своих взглядах и восприятии). Хотя, думается, что основные их  взгляды переоценке и переделке в этой связи не подлежат. У них остаётся своя первоначальная связь с «вечностью», то есть с миром вечных ценностей.

Рефлексия

Школьники получили домашнее задание – написать отзывы о проведённом уроке.

Примечания

[1] Конечно, сейчас модно говорить о нашем политкорректном времени. Насколько корректно интервьюрировать священника, задавая ему при этом «неудобные вопросы»? Но позвольте узнать, где грань между утверждением и паранойей? Хочется процитировать небезызвестного Ларри Кинга: «Давайте не будем бояться обидеть кого – нибудь настолько, чтобы не потерять способность отличать уважение от паранойи». (Ларри Кинг. Как разговаривать с кем угодно, когда угодно и где угодно». - М. 2006. С.94).
[2] Юмор в разговоре очень важен. Никогда нельзя быть слишком серьёзным слишком долго. Стиль ведущего диалог с отцом Александром был выбран такой: напористый, любознательный, местами агрессивный, а иногда спокойный. Надо было найти с собеседником общий язык, а главное – внимательно его слушать. Ведущий, задавая свои вопросы, намеренно утрировал. Потому что любая гиперболизация чётче определяет суть позиции.

Литература

Кинг Л. Как разговаривать с кем угодно, когда угодно и где угодно». - М. 2006. - 213 с.
Коржавин Н.М. Стихи и поэмы. - М. 2004. - 528 с.
Обществознание. Пособие для школьников и абитуриентов.  / Под ред. М. И. Абдулаева. – М. 2004. – 568 с.