Классный час "Наши друзья"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • помочь детям понять разницу между просто знакомым человеком и настоящим другом, раскрыть ценность понятия слова “дружба”;
  • помочь детям понять и почувствовать важность такого проявления человеческих отношений, как забота о других людях, о братьях наших меньших;
  • воспитывать дружеское отношение не только к людям, но и к природе, ко всему живому.

Оборудование:

  • тематическая газета “Наши друзья”,
  • выставка сочинений “Кого можно назвать другом?”,
  • выставка рисунков, выставка книг по данной тематике,
  • компьютер,
  • мультфильм “Крошка Енот”,
  • запись песни “Если с другом вышел в путь” В.Шаинского,
  • кроссворд.

Учитель: - Сегодня мы поговорим о дружбе. Но сначала давайте разберемся, что такое дружба, кого можно назвать другом и можно ли просто знакомого человека назвать другом.

Ученик: Друг - это человек, которому веришь, который не бросит в трудную минуту, поможет, подскажет, выручит. Он добрый, надежный, преданный.

Учитель: - В “Школьном толковом словаре русского языка” М.С.Лапатухина записано так:

Друг - это тот, кто связан с кем-либо дружбой, защитник кого-нибудь или чего- нибудь.

Дружба - отношения между кем-либо, основанные на взаимной привязанности, духовной близости, общности интересов.

Учитель: Иметь настоящего друга - большое счастье. От нас зависит, какие у нас друзья. Если ты хороший, отзывчивый человек, то возле тебя будут такие же люди. Чтобы вы это лучше поняли, я предлагаю вам посмотреть презентацию “Кого можно назвать другом? ”

(Просмотр презентации на компьютере)

Учитель: - Ребята, я знаю, что многие из вас любят читать. Обратите внимание на эту выставку. Здесь собраны книги о школьной дружбе, о военной дружбе. Мне кажется, что вам захочется познакомиться с героями этих произведений. У нас на мероприятии присутствует библиотекарь, давайте предоставим ей слово.

(Выступление библиотекаря)

Учитель: А на этой выставке находятся сочинения, в которых вы пишите о своих друзьях. Давайте послушаем некоторые из них.

(Дети читают сочинения.)

Учитель: - Ребята, послушайте стихотворение А.Л.Барто “Друг”.

Друг напомнил мне вчера,
Сколько сделал мне добра:
Карандаш мне дал однажды
(Я в тот день забыл пенал),
В стенгазете, чуть не в каждой,
Обо мне напоминал.
Я упал и весь промок,
Он мне высохнуть помог.
Он для милого дружка
Не жалел и пирожка -
Откусить мне дал когда-то,
А теперь поставил в счет.
Не влечет, меня, ребята,
Больше к другу. Не влечет.

Учитель: - Какой смысл в этом стихотворении имеет слово “друг”?

Ученик: - Товарищ, который помогает другому человеку, но не от души, а за вознаграждение.

Учитель: - Можно ли мальчиков назвать друзьями?

- Сравните начало и конец стихотворения. Как меняется отношение поэтессы к такому “другу”?

Учитель: - Есть такая пословица: “Скажи мне, кто твой друг и я скажу, кто ты”. Наши друзья - это наши зеркала, а зеркало, как известно, обладает свойством отражать все. А разве только человек может быть другом?

Ученик: - Еще можно дружить с животными.

Учитель: - Сейчас мы прочитаем рассказ Г.Скребицкого “Митины друзья”.

Однажды в декабрьскую стужу лосиха с лосенком ночевали в густом осиннике. Начало светать. Порозовело нёбо, а лес, засыпанный снегом, стоял весь белый, затихший. Мелкий блестящий иней оседал на ветви, на спины лосей. Лоси дремали.

Вдруг где-то совсем близко послышался хруст снега. Лосиха насторожилась. Что-то серое мелькнуло среди заснеженных деревьев. Один миг - и лоси уже мчались прочь, ломая ледяную кору наста, увязая по колено в глубоком снегу. Следом за ними гнались волки. Они были легче лосей и скакали по насту, не проваливаясь. С каждой секундой звери приближались все ближе и ближе.

Лосиха изранила ноги об острые льдинки. Она уже не могла бежать. Лосенок держался возле матери.

Еще немного - и серые разбойники нагонят, разорвут обоих. Впереди - поляна, плетень возле лесной сторожки. Широко раскрытые ворота. На миг лоси остановились: куда деваться? Но сзади, совсем рядом, послышался хруст снега-волки настигали.

Тогда лосиха, собрав остаток сил, бросилась за ней. Сын лесника Митя разгребал во дворе снег. Он еле отскочил в сторону: лоси чуть не сбили его с ног.

“Лоси!.. Что с ними, откуда они?..” Митя бросился к воротам и невольно отшатнулся - у самых ворот волки.

Дрожь пробежала по спине мальчика, но он тут же замахнулся лопатой и закричал:

- Вот я вас!.. Звери отшатнулись прочь. - Ату, ату!- кричал им вдогонку Митя, выскакивая за ворота. Отогнав волков. Мальчик вернулся во двор. Видит, лосиха с лосенком забились в дальний угол, к сараю.

- Ишь как испугались, дрожат все,- ласково сказал Митя. - Ничего не бойтесь. Теперь не тронут.

И Митя, осторожно отойдя от ворот, побежал домой – рассказать, какие к ним во двор гости примчались.

А лоси постояли во дворе, оправились от испуга и ушли обратно в лес. С тех пор они всю зиму так и держались в лесу возле сторожки. Утром по дороге в школу Митя часто издали видел лосей на лесной опушке. Заметив мальчика, они не бросались бежать, а только внимательно следили за ним, насторожив уши.

Митя весело кивал им головой, как старым друзьям, и бежал дальше.

Учитель: - Друзьями могут быть не только люди. Человек должен дружить с природой, животными, птицами, охранять их.

Учитель: - Какое место в рассказе показалось вам тревожным? - Что пережил Митя, увидев лосей?

Ученик: - Героев рассказа можно назвать друзьями, потому что мальчик спас животных, как говориться в пословице: “Друзья познаются в беде”.

Учитель: - Ребята, когда мы читаем сказки, мы не перестаем удивляться той мудрости, которую они нам дарят. Ваши одноклассники подготовили для вас инсценировку сказки “Лиса и журавль”.

(Инсценирование сказки “Лиса и журавль”)

Лиса с журавлем подружились. Вот вздумала лиса угостить журавля и пошла звать его к себе в гости:

- Приходи, куманек, приходи, дорогой! Уж я тебя угощу.

Пошел журавль на званый пир. А лиса наварила манной каши и размазала по тарелке. Подала и потчевает:

- Покушай, голубчик-куманек, сама стряпала. Журавль стук-стук носом по тарелке. Стучал, стучал - ничего не попадает! А лисица лижет себе да лижет кашку, так все сама и съела. Кашу съела и говорит: - Не обессудь, куманек. Больше потчевать нечем. Журавль ей отвечает:

- Спасибо, кума, и на этом! Приходи ко мне в гости. На другой день приходит лиса к журавлю, а он приготовил окрошку, наложил в кувшин с узким горлышком. Поставил на стол и говорит: - Кушай, кумушка! Право, больше нечем потчевать. Лиса начала вертеться вокруг кувшина. И так зайдет, и этак, и лизнет его. И понюхает-то - никак достать не может: не лезет голова в кувшин. А журавль клюет себе да клюет, пока все не съел.

- Ну, не обессудь, кума! Больше угощать нечем.

Взяла лису досада. Думала, что наестся на целую неделю, а домой пошла несолоно хлебавши. Как аукнулось, так и откликнулось! С тех пор и дружба у лисы с журавлем врозь.

Учитель: - Чему учит нас эта сказка?

Ученик: - За добро платят добром.

Учитель: - Сейчас мы посмотрим мультфильм “Крошка Енот”.

(Просмотр мультфильма)

Учитель: - А сейчас вам предстоит интересная работа. Нам нужно составить кроссворд. В пословицах о дружбе пропущены слова, они и будут ответами.

1) Нет (друга) ищи, а нашел - береги.

2) Сам погибай, а товарища (выручай).

3) Друзья познаются в (беде).

4) Дружба (крепка) не лестью, а правдой и честью.

5) (Дружба) в делах помощница.

 Учитель:- Ребята, на уроке рисования вы выполнили рисунки о дружбе. Посмотрите, какая получилась интересная выставка. Из ваших работ видно, что не только человек может быть другом. Это приятно, что вы любите природу и животных. В конце нашего мероприятия мы споем песню В.Шаинского “Если с другом вышел в путь”.

(Исполнение песни)