Урок русского языка в 4-м классе. Тема: "Как узнавать буквы в безударных окончаниях имен существительных и прилагательных"

Разделы: Начальная школа


Цель: закрепление изученного, применение знаний, отрабатывается способ действия для решения орфографических задач в безударных окончаниях имен прилагательных.

Сегодня у нас будет не совсем обычный урок, мы приглашены в гости. А куда, мы узнаем только после того, как выполним небольшое задание.

Ну и конечно, не забывайте, что как в любом деле необходимо помнить о взаимопомощи.

Г - Нечто новое, недавно полученное известие. (Новости)

А - Группа работников, стоящая во главе печатного издания. (Редакция)

З - Извещение о чем-нибудь, напечатанное в газете, журнале или вывешенное на всеобщее обозрение.

(объявление)

Е - Состояние атмосферы в данном месте, в данное время. (погода)

Т - Рисунок, поясняющий произведение: рассказ, стихотворение и т.п. (иллюстрация)

А - Сочинение небольшого размера в сборнике, журнале или газете. (статья)

Что такое газета? (периодическое издание ежедневное или еженедельное посвященное текущим событиям)

А теперь давайте знакомиться: главный редактор газеты “Письменная речь” Пишичитай рад сегодня видеть вас не только гостями своей газеты, но предлагает вам попробовать свои силы в качестве сотрудников его газеты и поработать над новым выпуском. Мы заглянем в отдел писем, отдел дизайна, поработаем в отделе объявлений, проведем небольшое журналистское расследование, и в конце рабочего дня главный редактор ждет нас на заседании редакционного совета, чтобы подвести итоги работы.

Тема выпуска, над которой работает газета: “Безударные гласные в падежных окончаниях”. А так как мы с вами ни один урок посвятили этой теме и сегодня наша цель закрепить и обобщить полученные знания я думаю, что мы можем с успехом посотрудничать с Пишичитаем. Так же?

Отдел писем

Для начала побываем в отделе писем, в адрес редакции любой газеты всегда поступает много писем и ответить каждому респонденту невозможно, поэтому задача сотрудников отдела писем разобрать, обобщить всю корреспонденцию по темам.

Распределить предложенные словосочетания на группы.

Какие группы у вас получились? Почему?

На высоком дереве, к яркому костру, к опушке рощи, фильм о дружбе, в зимнем парке, поваляться на травке, на богатырском коне, без газировки, по зыбкому мостику.

Отдел объявлений

А теперь заглянем в отдел объявлений. Мы с вами знакомы с этим жанром.

- Что такое объявление? К какому типу текста относится?

(деловой тест, в котором кратко сообщается ЧТО? ГДЕ?

КОГДА? произошло, дополняется просьбой или сообщением,

но без лишних деталей)

Люди постоянно что-то теряют, ищут и обращаются за помощью в газету. Газета Пишичитая не исключение.

Текст объявления, с которым мы будем работать, найдем в учебнике на стр. 101 упражнение 245

(Вставляем пропущенные буквы, подбираем проверочные слова.)

- Какие орфографические задачи будем решать?

- Как будем действовать? (Повторяем памятки С. и П, пошагово. Алгоритм)

Из второго абзаца выписываем словосочетания (сущ + прилаг) определяем склонение, падеж и род имен существительных.

- Какую работу выполняют вопросы прилагательных, почему в задании учебника акцентируется на этом наше внимание? (проверяем по вопросам безударные окончания)

Отдел рекламы

- А теперь заглянем в отдел рекламы. Вы наверно заметили, что обычно успешно реализуется тот, товар, который широко рекламируется. Ваша задача подготовить рекламу памятке “Как проверять буквы безударных окончаний”

Работа устная. (в группах составляют 1-2 предложения)

Например, Пользуйтесь памяткой для проверки безударных падежных окончаний и вы избежите не нужных ошибок!

Отдел дизайна

- На всех наших уроках мы постоянно говорим с вами о том, что прилагательное полностью подчиняется имени существительному.

- А может ли существительное обойтись без помощи имени прилагательного?

Давайте заглянем в отдел дизайна.

- Представьте себе асфальтированную дорогу и летнюю лесную поляну.

- Нарисуйте мысленно одну и другую картинку. Что вы увидели? Какая  картинка получается ярче?

Асфальтированная дорога ( серое однообразие)

Лесная полянка - (каких только нет там форм, размеров и окрасок: стройные, высокие, яркие, буйные, пестрые и т.д. и т.п.)

- Что бы мы не делали, где бы мы не были, мы постоянно стремимся не только назвать предмет, но и оценить его, определяя его качественную сторону.

- Возможна ли жизнь существительных без прилагательных?

- Давайте по заданию Пишичитая проведем небольшое Журналистское расследование.

Журналистское расследование всегда связано с риском вот и Пишичитай долго думал справитесь ли вы с его заданием, ведь оно довольно сложное, но все-таки он решил рискнуть и дать вам такое поручение: выясните может ли существительное самостоятельно передать полноту мысли без прилагательных?.

Помните, однажды на уроке мы говорили о том, что словарный запас А.С. Пушкина составлял более 20 тысяч слов, чем может похвастаться ни каждый человек.

Восхищаясь стихами Пушкина, великий критик В. Белинский писал…..

А вот по вине наборщика газеты мы, к сожалению, прочитать текст оригинала не можем, так как он растерял прилагательные. Давайте попробуем восстановить текст сами.

(Учащимся предлагается текст, в котором прилагательные пропущены)

И что же это за стих!... все богатство, вся сила русского языка явилась в нем в УДИВИТЕЛЬНОЙ полноте; он НЕЖНЫЙ, МЯГКИЙ, как ропот волны, ТЯГУЧИЙ и ГУСТОЙ, как смола, ЯРКИЙ, как молния, ПРОЗРАЧНЫЙ и ЧИСТЫЙ, как кристалл, ДУШИСТЫЙ, как весна, КРЕПКИЙ и МОГУЧИЙ, как удар меча в руке богатыря. В нем НЕВЫРАЗИМАЯ прелесть и грация, в нем ОСЛЕПИТЕЛЬНЫЙ блеск, в нем все богатство мелодии и гармонии языка …”

В. Белинский

Редакционный совет

Вывод по теме.

Итак, мы закончили работу над темой, как считают члены редакционного совета

Можем ли мы теперь уверенно действовать в выборе букв в безударных ? сущ. и прилагательных и почему?

Д.З. Упр. 244, стр. 101.