Цель: закрепление изученного, применение знаний, отрабатывается способ действия для решения орфографических задач в безударных окончаниях имен прилагательных.
Сегодня у нас будет не совсем обычный урок, мы приглашены в гости. А куда, мы узнаем только после того, как выполним небольшое задание.
Ну и конечно, не забывайте, что как в любом деле необходимо помнить о взаимопомощи.
Г - Нечто новое, недавно полученное известие. (Новости)
А - Группа работников, стоящая во главе печатного издания. (Редакция)
З - Извещение о чем-нибудь, напечатанное в газете, журнале или вывешенное на всеобщее обозрение.
(объявление)
Е - Состояние атмосферы в данном месте, в данное время. (погода)
Т - Рисунок, поясняющий произведение: рассказ, стихотворение и т.п. (иллюстрация)
А - Сочинение небольшого размера в сборнике, журнале или газете. (статья)
Что такое газета? (периодическое издание ежедневное или еженедельное посвященное текущим событиям)
А теперь давайте знакомиться: главный редактор газеты “Письменная речь” Пишичитай рад сегодня видеть вас не только гостями своей газеты, но предлагает вам попробовать свои силы в качестве сотрудников его газеты и поработать над новым выпуском. Мы заглянем в отдел писем, отдел дизайна, поработаем в отделе объявлений, проведем небольшое журналистское расследование, и в конце рабочего дня главный редактор ждет нас на заседании редакционного совета, чтобы подвести итоги работы.
Тема выпуска, над которой работает газета: “Безударные гласные в падежных окончаниях”. А так как мы с вами ни один урок посвятили этой теме и сегодня наша цель закрепить и обобщить полученные знания я думаю, что мы можем с успехом посотрудничать с Пишичитаем. Так же?
Отдел писем
Для начала побываем в отделе писем, в адрес редакции любой газеты всегда поступает много писем и ответить каждому респонденту невозможно, поэтому задача сотрудников отдела писем разобрать, обобщить всю корреспонденцию по темам.
Распределить предложенные словосочетания на группы.
Какие группы у вас получились? Почему?
На высоком дереве, к яркому костру, к опушке рощи, фильм о дружбе, в зимнем парке, поваляться на травке, на богатырском коне, без газировки, по зыбкому мостику.
Отдел объявлений
А теперь заглянем в отдел объявлений. Мы с вами знакомы с этим жанром.
- Что такое объявление? К какому типу текста относится?
(деловой тест, в котором кратко сообщается ЧТО? ГДЕ?
КОГДА? произошло, дополняется просьбой или сообщением,
но без лишних деталей)
Люди постоянно что-то теряют, ищут и обращаются за помощью в газету. Газета Пишичитая не исключение.
Текст объявления, с которым мы будем работать, найдем в учебнике на стр. 101 упражнение 245
(Вставляем пропущенные буквы, подбираем проверочные слова.)
- Какие орфографические задачи будем решать?
- Как будем действовать? (Повторяем памятки С. и П, пошагово. Алгоритм)
Из второго абзаца выписываем словосочетания (сущ + прилаг) определяем склонение, падеж и род имен существительных.
- Какую работу выполняют вопросы прилагательных, почему в задании учебника акцентируется на этом наше внимание? (проверяем по вопросам безударные окончания)
Отдел рекламы
- А теперь заглянем в отдел рекламы. Вы наверно заметили, что обычно успешно реализуется тот, товар, который широко рекламируется. Ваша задача подготовить рекламу памятке “Как проверять буквы безударных окончаний”
Работа устная. (в группах составляют 1-2 предложения)
Например, Пользуйтесь памяткой для проверки безударных падежных окончаний и вы избежите не нужных ошибок!
Отдел дизайна
- На всех наших уроках мы постоянно говорим с вами о том, что прилагательное полностью подчиняется имени существительному.
- А может ли существительное обойтись без помощи имени прилагательного?
Давайте заглянем в отдел дизайна.
- Представьте себе асфальтированную дорогу и летнюю лесную поляну.
- Нарисуйте мысленно одну и другую картинку. Что вы увидели? Какая картинка получается ярче?
Асфальтированная дорога ( серое однообразие)
Лесная полянка - (каких только нет там форм, размеров и окрасок: стройные, высокие, яркие, буйные, пестрые и т.д. и т.п.)
- Что бы мы не делали, где бы мы не были, мы постоянно стремимся не только назвать предмет, но и оценить его, определяя его качественную сторону.
- Возможна ли жизнь существительных без прилагательных?
- Давайте по заданию Пишичитая проведем небольшое Журналистское расследование.
Журналистское расследование всегда связано с риском вот и Пишичитай долго думал справитесь ли вы с его заданием, ведь оно довольно сложное, но все-таки он решил рискнуть и дать вам такое поручение: выясните может ли существительное самостоятельно передать полноту мысли без прилагательных?.
Помните, однажды на уроке мы говорили о том, что словарный запас А.С. Пушкина составлял более 20 тысяч слов, чем может похвастаться ни каждый человек.
Восхищаясь стихами Пушкина, великий критик В. Белинский писал…..
А вот по вине наборщика газеты мы, к сожалению, прочитать текст оригинала не можем, так как он растерял прилагательные. Давайте попробуем восстановить текст сами.
(Учащимся предлагается текст, в котором прилагательные пропущены)
И что же это за стих!... все богатство, вся сила русского языка явилась в нем в УДИВИТЕЛЬНОЙ полноте; он НЕЖНЫЙ, МЯГКИЙ, как ропот волны, ТЯГУЧИЙ и ГУСТОЙ, как смола, ЯРКИЙ, как молния, ПРОЗРАЧНЫЙ и ЧИСТЫЙ, как кристалл, ДУШИСТЫЙ, как весна, КРЕПКИЙ и МОГУЧИЙ, как удар меча в руке богатыря. В нем НЕВЫРАЗИМАЯ прелесть и грация, в нем ОСЛЕПИТЕЛЬНЫЙ блеск, в нем все богатство мелодии и гармонии языка …”
В. Белинский
Редакционный совет
Вывод по теме.
Итак, мы закончили работу над темой, как считают члены редакционного совета
Можем ли мы теперь уверенно действовать в выборе букв в безударных ? сущ. и прилагательных и почему?
Д.З. Упр. 244, стр. 101.