1. О методике «обучение по станциям». Некоторые методические рекомендации для учителей немецкого языка.
«Обучение по станциям» – одна из современных методик, которая применяется в основном при проведении итогового контроля по какой-либо теме. Разработка данной методики принадлежит немецким методистам.
«Обучение по станциям» делает возможным подойти к процессу обучения более дифференцированно, так как при этом каждый ребенок работает по своему индивидуальному плану и в своем индивидуальном темпе. Перед началом работы каждый ученик получает лист с названием станций, которые ему необходимо пройти за определенное время, но при этом лишь он сам вправе решать, на какую станцию отправится сначала, а на какую, возможно, лишь на следующем уроке. Задания, составленные с учетом интересов учащихся, требований программы, имеют различную степень сложности, что также способствует тому, чтобы работа учеников была успешной. При работе с применением данной методики учителю отводится роль наблюдателя. Но он в любой момент может и оказать помощь учащимся. Это дает ему возможность индивидуально поработать с более слабыми учащимися.
Кристиане Рауер и Мануэль Зальценберг в своей книге «Обучение по станциям» выдвинули следующие 13 тезисов, отражающих данную методику:
- Каждый ребенок выбирает свой собственный путь обучения.
- Каждый ребенок работает в своем собственном темпе.
- Каждый ребенок (по крайней мере, частично) сам определяет основные направления своей работы.
- Каждый ребенок изучает и стратегии своего обучения, он опробывает различные техники обучения.
- «Обучение по станциям» помогает развивать чувство самоконтроля, чувство ответственности за выполнение поставленной задачи.
- Учитель во время такого урока имеет больше времени для наблюдения.
- Учителю в данном случае принадлежит роль советника.
- Постановка задач и материальное оснащение станций облегчают деятельностный подход к решению поставленных на станциях задач.
- На некоторых станциях можно приготовить материал индивидуально для каждого ученика.
- Часто на станциях имеется материал, позволяющий ученику провести контроль и самоконтроль выполненного им задания.
- Задания на всех станциях должны быть различными как по их социальным формам, так и по обращению с учебным материалом.
- Работа на станциях всегда посвящена какой-либо одной теме.
- «Обучение по станциям» предполагает различные возможности участия школьников в планировании и организации урока.
Исходя из вышесказанного, нами были составлены задания для работы по станциям при проведении итогового контроля по теме «Осень» на уроках немецкого языка в 6 классе основной школы. Данные рекомендации могут быть использованы и в работе кружков и факультативов по немецкому языку. А любой творчески работающий учитель сможет составить подобные задания по любой другой теме курса.
2. Организация итогового контроля по теме «Осень» на уроках немецкого языка в 6 классе основной школы.
Оборудование кабинета.
Для организации работы по станциям не требуется специального оборудования или перестановки в кабинете. Но желательно, если каждая станция будет оборудована отдельно одна от другой. Каждая станция может располагаться на отдельной парте. В таком случае каждая парта должна быть оснащена табличкой с номером станции, правилами работы на станции, всем необходимым рабочим материалом (рабочими листами по количеству учеников в классе и, если необходимо, ножницами, клеем, цветной бумагой и т.д.). На видном месте должны быть и правила поведения учащихся при работе на станциях. Необходимо предусмотреть и наличие корзины для мусора.
В данном случае предусматривается организовать работу на 12 станциях. Таким образом, нам потребуется 12 парт. На каждую парту поставим табличку, поместим правила работы и требуемое количество рабочих листов, соответствующее количеству учеников в классе.
Оснащение станций.
Перечислим более подробно, что же необходимо подготовить учителю для успешной работы на каждой станции.
1. | Диктант. | Текст диктанта, чистые листы для написания диктанта. |
2. | Текст, в котором пропущены слова. | Листы с текстом. |
3. | Загадки. | Листы с загадками, лист с ответами для самоконтроля. |
4. | Инсценировка сказки «Репка». | Текст сказки. |
5. | Чтение текста, выполнение заданий на понимание текста. | Листы с текстом и заданиями. |
6. | Изготовление фонариков ко Дню Св. Мартина. | Цветная бумага, ножницы, трафарет, клей, свечи, проволока, картон, небольшие палочки. |
7. | Какие чувства вызывает осень? | Листы с заданиями. |
8. | Магический квадрат. | Листы с заданиями, лист для самоконтроля. |
9. | Найдите признаки осени. | Листы с заданиями. |
10. | Составь кроссворд «Осень». | Листы с заданием. |
11. | Прочти историю, заполни пропуски по памяти. | Листы с текстом, с заданием. |
12. | Твоя осенняя история. | Цветная бумага, ножницы, трафарет. |
Правила поведения для учащихся.
Для проведения успешной работы необходимо составить правила, с которыми необходимо ознакомить учащихся. Во время работы учителю необходимо добиваться сознательного выполнения данных правил всеми учащимися. Правила могут быть вывешены в классе на видном месте. Правила могут быть следующими:
- Wir entscheiden uns fuer eine Arbeit und fuehren sie aus.
- Waehrend der Arbeit sprechen wir leise und bewegen uns ruecksichtsvoll in der Klasse.
- Wenn es Schwierigkeiten oder Fragen gibt, fragen wir leise um Hilfe. Zuerst die Mitschueler am Gruppentisch – dann erst den Lehrer.
- Wenn wir nicht mehr weiterwissen, setzen wir das Hilfe – Signal. Der Lehrer versucht dann moeglichst schnell zu helfen.
- Arbeitsmaterialien behandeln wir sorgfaeltig und stellen sie vollstaendig an ihren Platz zurueck.
- Abfaelle werfen wir in den Korb.
- Wenn wir fertig sind, kontrollieren wir die Arbeit genau.
- Loesungshilfen benutzen wir erst, wenn wir es selbst versucht haben!
- Wenn wir fertig sind, suchen wir eine neue Arbeit. Wir gehen wenn moeglich zur naechsten freien Station. Sind alle Stationen belegt, warten wir leise an unserem Platz. Bitte nicht neben einer noch arbeitenden Station warten.
- Fertige Arbeitsblaetter legen wir in unsere Mappen.
После того, как учащиеся проработают все станции, они сдают листы с выполненными заданиями учителю для контроля.
План работы по станциям.
Итак, Вы решили провести итоговый контроль с применением методики «работы по станциям», подготовили все необходимое, обговорили с учащимися правила поведения. Как же начать работу?
Сначала проводится вводная беседа. Объясняются цели, задачи, повторяются правила поведения. Далее каждый ученик получает план станций, учитель дает некоторые рекомендации, называет количество уроков, необходимых для проработки материала. По окончании работы учитель подводит итоги, спрашивает о возникших в ходе работы проблемах. Ученики рассказывают о своих успехах, представляют творческие задания.
В нашем случае предполагается отвести на работу по станциям по теме «Осень» 3-4 урока. На итоговом уроке учащиеся представляют инсценировку сказки «Репка», проводится выставка фонариков ко Дню Св. Мартина.
Каждый ученик получает следующий план работы.
STATIONENPLAN
Station Nr. |
erledigt × |
|
1. | Partnerdiktat. | |
2. | Lueckentext. | |
3. | Raetselraten. | |
4. | Inszenieren des Maerchens. | |
5. | Die Arbeit an dem Text. | |
6. | Wir basteln Laternen. | |
7. | Was man im Herbst sieht, hoert, schmeckt, fuehlt. | |
8. | Woerterkiste. | |
9. | Suche Merkmale des Herbstes. | |
10. | Kreuzwortraetsel zusammenstellen. | |
11. | Lies den Text und schreibe dann die fehlenden Woerter ein! | |
12. | Deine Herbstgeschichte. |
Кроме того, необходимо отметить, что учитель может сам решить, какие станции должен пройти каждый ученик, а какие являются факультативными.
3. Содержание и правила работы на станциях.
1. Partnerdiktat.
- Beide lesen leise den Text.
- Ein Kind diktiert. Ein Kind schreibt.
- Nun wird gewechselt.
- Dann koennt ihr eure Arbeiten kontrollieren, Fehler berichtigen.
Diktat
Der Herbst ist gekommen. Es regnet. Die Baeume und die Haeuser, alles ist nass. Aber wir haben den Herbst gern. Wir gehen in die Schule. Gestern haben wir in der Stunde gesungen und gespielt. Das hat uns gut gefallen.
2. Lueckentext.
- Fuelle die Luecken aus!
- Schreibe die unten angegebenen Woerter in richtiger Form ein!
Pony, Baer und Apfelbaum
Mitten im Wald ist eine Wiese. Auf der Wiese steht ein Stall. Hinter dem Stall waechst ein Apfelbaum. Dort lebte einmal ein Pony.
Jedes Jahr im Herbst, wenn alle ___ von den ___ fallen, fielen auch die ___ ins ___. Dann frass das ___, bis sein Bauch so dick war wie ein aufgeblasener ___.
Doch an einem schoenen Herbstmorgen waren die ___ verschwunden. Nicht ein einziger ___ hing mehr am ___, obwohl am Abend vorher noch alle ___ voll gehangen hatten.
Nicht ein einziger ___ lag mehr im ___. Da wurde das ___ sehr traurig.
Sigrid Heuck (die Blaetter, das Pony, die Aepfel, der Luftballon, der Ast, der Apfel, das Gras, die Baeume, das Pony, der Apfel, die Baeume, die Aepfel, das Gras)
3. Raetselraten.
- Rate bitte Herbstraetsel!
- Du kannst deine Antwort kontrollieren.
Es faellt vom Himmel, macht dich nass.
So sag mir doch, was ist denn das?
Das Feld ist leer, | Im Fruehling bin ich weiss, |
Es regnet sehr. | im Sommer bin ich gruen, |
Die Erde ist nass, | im Herbst bin ich gelb und rot |
Sag, wann ist das? | und schmecke gut. |
(Die Antworten: der Regen, im Herbst, der Apfel)
4. Inszenieren des Maerchens. (Gruppenarbeit)
- Zuerst lest das Maerchen!
- Bestimmt, wie ihr das Maerchen inszeniert!
Ruebenziehen
Vaeterchen hat Rueben gesaet. Er will eine Ruebe herausziehen.
Er pack sie beim Schopf,
er zieht und zieht
und kann sie nicht herausziehen.Vaeterchen ruft Muetterchen. Sie soll ihm helfen.
Muetterchen zieht Vaeterchen,
Vaeterchen zieht die Ruebe,
sie ziehen und ziehen
und koennen sie nicht herausziehen.Kommt das Kindchen:
Kindchen zieht das Muetterchen,
Muetterchen zieht Vaeterchen,
Vaeterchen zieht die Ruebe,
sie ziehen und ziehen
und koennen sie nicht herausziehen.Kommt das Huendchen:
Huendchen zieht das Kindchen,
Kindchen zieht das Muetterchen,
Muetterchen zieht Vaeterchen,
Vaeterchen zieht die Ruebe,
sie ziehen und ziehen
und koennen sie nicht herausziehen.Kommt das Kaetzchen:
Kaetzchen zieht das Huendchen,
Huendchen zieht das Kindchen,
Kindchen zieht das Muetterchen,
Muetterchen zieht Vaeterchen,
Vaeterchen zieht die Ruebe,
sie ziehen und ziehen
und koennen sie nicht herausziehen.Kommt das Maeuschen:
Maeuschen zieht das Kaetzchen,
Kaetzchen zieht das Huendchen,
Huendchen zieht das Kindchen,
Kindchen zieht das Muetterchen,
Muetterchen zieht Vaeterchen,
Vaeterchen zieht die Ruebe,
sie ziehen und ziehen –
und schwups, ist die Ruebe heraus!
5. Die Arbeit an dem Text.
- Lies den Text!
- Versuche den Text zu verstehen!
- Trage die richtige Loesung in die Kaestchen ein!
Spaziergaenge im November
Im Sommer oder auch sonst bei herrlichem Wochenendwetter sind ausgewiesene Wanderwege und Ausflugsziele oft uebervoelkert. Aber warum muss Wandern nur bei strahlendem Sonnenschein Spass machen? Auch bei duesterem Wetter koennen Naturfreunde Gegenden in aller Ruhe geniessen. Natuerlich sollten Spaziergaenger auf Wetterfeste Kleidung und gutes Schuhwerk achten. Auf gar keinen Fall duerfen sie bei schlechtem Wetter ins Gebirge steigen oder unbekannte Gegenden durchwandern. Das kann unter Umstaenden lebensgefaehrlich werden.
6. Wir basteln Laternen.
Der 11. November ist in Deutschland der Tag des Heiligen Martin. Die Kinder basteln Laternen, gehen dann von Haus zu Haus, singen Martinslieder und bekommen Suessigkeiten geschenkt. Damit beginnt die Zeit vor Weihnachten.
- Versuche deine eigene Laterne zu basteln!
7. Was man im Herbst sieht, hoert, schmeckt, fuehlt.
- Fuelle die Tabelle aus!
Im Herbst | |
Das sieht man: | |
Das hoert man: | |
Das riecht man: | |
Das schmeckt man: | |
Das fuehlt man: |
8.Woerterkiste.
- 15 Woerter sind vom Herbst versteckt
- Kreise sie mit einem Stift ein
B | L | Ä | T | T | E | R | F | A | L | L | S |
R | S | E | P | T | E | M | B | E | R | R | K |
M | O | F | H | E | R | B | S | T | E | F | M |
A | K | S | C | H | U | L | E | G | G | Z | D |
R | T | B | F | D | S | A | A | N | E | U | N |
T | O | U | N | G | C | T | V | M | N | G | A |
I | B | N | M | L | R | T | Y | V | S | V | S |
N | E | T | S | Z | T | R | K | X | C | Ö | S |
S | R | E | G | E | N | D | W | Y | H | G | B |
T | S | J | W | I | N | D | Q | K | I | E | B |
A | F | M | A | E | R | N | T | E | R | L | C |
G | N | O | V | E | M | B | E | R | M | C | S |
9. Suche Merkmale des Herbstes.
Suche Merkmale des Herbstes und unterstreiche sie:
Zum Baden gehen, buntes Laub, warme Kleidung, Nebel, Schneeflocken, Tulpen und Osterglocken bluehen, Eichhoernchen vergraben Nuesse, Kartoffelfeuer, Ostereier, Erdbeeren essen, Obst und Gemuese ernten, Blaetter fallen, Weihnachten, Baeume bluehen, Voegel ziehen nach Sueden.
10. Kreuzwortraetsel zusammen stellen.
Was faellt dir zu den einzelnen Buchstaben dieses Wortes ein:
H
E
R
B
S
T
11. Lies den Text und schreibe dann die fehlenden Woerter ein!
- Zuerst lies folgenden Text!
Der Herbst
Viele finden den Herbst schoen, besonders im September. Die Sonne scheint noch hell und es ist noch warm. Die Blaetter an den Baeumen sind bunt: gelb, rot, braun. Es gibt noch viele Aepfel und Birnen im Garten, viel Gemuese und auch viele schoene Blumen.
Aber im November ist es schon kalt. Der Wind weht stark und es regnet oft. Die Voegel fliegen in warme Laender. Die Blaetter fallen von den Baeumen und tanzen im Wind.
- Dann schreibe bitte die fehlenden Woerter hinein.
Der Herbst
Viele finden den Herbst schoen, besonders im _____. Die Sonne _____ noch hell und es ist noch_____. Die Blaetter an den Baeumen sind _____: gelb, rot, braun. Es gibt noch viele Aepfel und Birnen ___ _____ im Garten, viel _____ und auch viele schoene ______.
Aber im November ist es schon _____kalt. Der Wind _____stark und es regnet_____. Die Voegel ______in warme Laender. Die Blaetter _____ von den Baeumen und tanzen im Wind.
12. Deine Herbstgeschichte.
- Schneide ein Herbstblatt aus und schreibe deine Herbstgeschichte drauf!