Цели урока:
Воспитательные:
- сформировать добросовестность и профессиональную ответственность при работе с компьютером;
- способствовать развитию дружеского участия в освоении и общении с ПК;
- психологически поддерживать уверенность учащихся в том, что они могут управлять компьютером;
- подготовить ребят к труду в новом информационном обществе;
- воспитывать ценностное отношение к своему и чужому труду, связанному с использованием ЭВМ.
Образовательные:
- сформировать у учащихся базовый минимум знаний о проектной деятельности и структуре научной работы;
- реализовать коммуникативные, технические и эвристические способности учащихся в ходе проектирования и конструирования презентации;
- сформировать у ребят умение самостоятельно анализировать и синтезировать свои навыки, применяя ранее усвоенные сведения.
Развивающие: развить:
- познавательный интерес к предмету;
- образное мышление учащихся;
- потребность к творческой деятельности.
Задачи урока:
- формирование общеучебных умений: особенностей организации интерфейса человек – машина, основных требований стандартов пользовательского интерфейса;
- дать первичные навыки создания проектов;
- реализация логической цепочки в процессе выполнения проектов: от “выбора” темы проекта и формы его выполнения на основе сформировавшегося у ученика “интереса” до рефлексии по поводу полученных результатов.
Оборудование:
- персональные компьютеры,
- мультимедийный проектор,
- колонки,
- приложение Microsoft Office PowerPoint,
- демонстрационная презентация “Этапы разработки проекта”,
- папка с файлами “Приложения (для создания проекта)”.
Содержание урока:
1. Организационный момент.
2. Этапы разработки мультимедийного проекта “Великие путешественники, покорители морей и океанов”.
- I этап. Постановка проблемы.
- II этап. Анализ объекта.
- III этап. Синтез модели.
- IV этап. Технология и форма представления информации.
- V этап. Синтез компьютерной модели.
- VI. Работа с проектом.
- VII. Подведение итогов.
3. Подведение итогов урока. Сохранение работы на персональном компьютере.
Ход урока
1. Организационный момент.
Здравствуйте!
Учитель. Ребята, на прошлом занятии вы познакомились с критериями, предъявляемыми к модели мультимедийного проекта. Давайте вспомним.
При создании мультимедийного проекта на какие критерии необходимо обратить внимание в первую очередь, чтобы отличить хороший продукт от посредственного?
(ответы учеников)
Первое, что следует учесть, - это тема проекта. Она должна быть интересна для большого числа пользователей. При выборе темы одинаковы важны степень ее актуальности, острота рассматриваемых вопросов, возможность творческого и культурного развития, расширения кругозора.
Учитель. Во вторую?
Второй важный момент при создании проекта - это его практическая цель, которая может состоять:
- в демонстрации какой-то информации (например, подборка о ваших любимых певцах);
- в обучении каким-то навыкам (например, как делать прически или готовить блюда);
- в передаче знаний о какой-либо области (например, создание мультимедийных уроков или справочников по предметам).
Учитель. Молодец! Третий момент?
Третьим важным моментом является хороший сценарий и качество предоставляемых услуг в процессе работы.
Учитель. Назовите четвертый важный момент.
Четвертым важным моментом является качество графического и видеоматериала. Наличие видеоматериалов улучшает восприятие любой информации, а высокое качество графики дает возможность наслаждаться картинками и слайдами, тогда как низкое качество вызывает дискомфорт и препятствует восприятию материала. Ни в коем случае нельзя допускать наличия орфографических или стилистических ошибок. Не менее важна оперативность, полнота и достоверность информации.
Учитель. Какие вы знаете этапы работы над проектом? Назовите первый этап. В чем он заключается?
Ученик. (Выбор темы и постановка проблемы). Определившись с темой, мы должны четко написать задание, где должны быть указаны его назначение цель.
Учитель. Назовите второй этап. Что на этом этапе рассматривается?
Ученик. (Анализ объекта). На этом этапе рассматривается, из каких объектов может состоять проект, а также какими параметрами характеризуются эти объекты.
Учитель. Третий этап разработки проекта?
Ученик. (Разработка сценария и синтез модели). При разработке сценария необходимо предусмотреть последовательность работы с продуктом, возможность изменения хода работы и выход из него (завершение работы). Важно просчитать аварийные потенциальные ситуации с целью их предотвращения, т. е. возможность достижения одного и того же результата разными путями. Используя результаты анализа на втором этапе, необходимо выбрать определенную модель будущего проекта.
Учитель. Что реализуется на четвертом этапе?
Ученик. (Форма предоставления информации и выбор программных продуктов.) После разработки сценария и создания модели необходимо определить программные продукты для реализации проекта. На этом этапе необходимо обеспечить себя двумя видами программных продуктов:
для подготовки и обработки материалов, составляющих проект: графических файлов, аудио- и видео-записей, текста;
для создания мультимедийного продукта, т. е. непосредственный инструментарий работы.
Учитель. В чем заключается пятый этап?
Ученик. Синтез компьютерной модели заключается в реализации проекта на компьютере на базе подготовленного материала и выбранных программных средств.
На этой стадии вы подготавливаете графический, текстовый, аудио- и видеоматериал при помощи выбранных вами программных продуктов. Например, работая с графической информацией, следует обратить внимание на то, что чем выше качество наших рисунков, тем больше места они будут занимать на винчестере, тем медленнее будет работать наш продукт.
Учитель. Шестой этап?
Ученик. Работа с мультимедийным продуктом.
Учитель. Седьмой этап?
Ученик. Вывод.
(на экране высвечиваются этапы разработки мультимедийного проекта)
- Выбор темы и постановка проблемы.
- Анализ объекта.
- Разработка сценария и синтез модели.
- Форма предоставления информации и выбор программных продуктов.
- Синтез компьютерной модели (подготовка материала для работы, создания мультимедийного продукта)
- Работа с мультимедийным продуктом.
- Вывод.
Учитель. Как вы думаете, зачем мы с вами повторяли эти вопросы? (Учащиеся отвечают)
Тема сегодняшнего урока “Создание мультимедийного проекта “Великие путешественники, покорители морей и океанов”.
2. Этапы разработки мультимедийного проекта “Великие путешественники, покорители морей и океанов”.
Учитель. Давайте настроимся на создание проекта.
I этап. Постановка проблемы.
(просмотр диска – 2 мин)
Учитель. Сегодня на уроке мы с вами разработаем мультимедийный проект, рассказывающий о великих путешественниках, покорителях морей и океанов при помощи приложения Microsoft Office PowerPoint и вы приобретете практические навыки по его созданию. Этот проект должен содержать краткие сведения по теме и служить пояснительной частью тематического урока. Тексты, картинки, звуковые файлы для этого проекта помещены в папку “Приложения (для создания проекта)” на рабочем столе.
II этап. Анализ объекта.
Учитель. Как вы считаете, из каких объектов может состоять ваша презентация. Каковы свойства этих объектов.
Ученик. В качестве крупного компьютерного объекта в нашем задании выступает слайд. В свою очередь, слайд состоит из более простых типовых объектов: рисунка, текста, клипа, звука.
Учитель. Исходя из задания, что можно выбрать в качестве связующего звена?
Ученик. В качестве связующего звена выберем титульный слайд, который будет начинать наш проект. Далее – демонстрация кратких сведений о путешественниках.
III этап. Синтез модели.
Учитель. Исходя из анализа рассмотренных отдельных объектов, какой вы можете предложить сценарий мультимедийного проекта.
Ученик. Работа с продуктом “Великие путешественники, покорители морей и океанов” начинается с заставки, в которой содержится краткая информация по теме. Из заставки должен быть выход на основные сведения о путешественнике. Презентация должна допускать частичный просмотр темы, а также завершение работы в любой момент времени. Желательно оформить презентацию музыкальным или любым другим сопровождением.
IV этап. Технология и форма представления информации.
Учитель. После создания модели необходимо, в зависимости, от выбранного продукта, определить форму, представления вашей информации.
Ученик. В качестве программного продукта выберем Microsoft PowerPoint.
Презентацию лучше всего проводить в интерактивном режиме при помощи кнопок. Выход из презентации удобнее организовывать так, чтобы он был возможен из любого фрагмента слайда. Для удобства работы на экране установлены панели инструментов: Стандартная, Форматирование, Эффекты анимации, Рисования.
Учитель. Итак, этапы разработки и создания мультимедийного проекта мы повторили и разобрали, памятки на столе (Приложение 1, Приложение 2), пожалуйста, приступайте к созданию проекта.
V этап. Синтез компьютерной модели (учащиеся работают за компьютером).
Стадия 1. Запуск приложения Microsoft PowerPoint.
Стадия 2. Создание презентации. Cоздание слайдов.
Учитель. Давайте сделаем гимнастику для глаз.
VI. Работа с проектом (учащиеся работают за компьютером).
- настройка кнопок перехода;
- настойка анимации.
Учитель. До завершения работы по созданию проекта осталось две минуты.
VII. Подведение итогов.
Учитель. Закончилась ваша работа по созданию первого мультимедийного проекта. Я в течение урока наблюдала за вашей творческой работой. У вас у всех получились очень интересные проекты. Давайте, используя несомненные преимущества мультимедийного проектора, в подаче информации рассмотрим работу ученика ………..(Ф.И.)
Расскажи нам, пожалуйста, в нескольких словах, что ты использовал при создании проекта.
(рассказ ученика)
Учитель. Что можно усовершенствовать в дальнейшем в твоем проекте?
Ученик. Можно включить в него следующие пункты:
- информация о литературных героях, судьба которых связана с путешественниками;
- информация об исторических лицах;
- информация для туристов, посещающие исторические места.
Учитель. Каков же итог проделанной вами работы?
Ученик. Сегодня на уроке мы приобрели практические навыки по созданию структуры мультимедийного проекта “Великие путешественники, покорители морей и океанов” при работе с объектами компьютерной презентации, познакомились с этапами разработки проекта.
В качестве программного продукта выбрано Microsoft PowerPoint, сочетающий большие возможности в простой эксплуатации.
Учитель. Как вы сами оцениваете свою работу: что получилось, а что нет, чему научились в ходе проекта, что не удалось сделать, перспективы улучшения своего проекта. Я надеюсь, что на следующих уроках вы продолжите работу по данной теме.
Спасибо всем за урок!
Используемая литература.
- Информатика. 10 – 11 класс./Под ред. Макаровой Н.В. – СПб: Издательство “Питер”, 2000.
- Мультимедийный диск “Начальный курс географии”.
- Атлас географических открытий. “Дорлинг Киндерсли Лимитед”, Лондон, 1992 г.