Тема урока: "Исследование последовательного соединения проводников"

Разделы: Физика


Цель урока: установить взаимосвязь между электрическими величинами, характеризующими участки цепи (общие сила тока, напряжение; сила тока и напряжение на участках цепи, сопротивления); привитие навыков сборки электрической цепи; развитие умений вести расчет электрической цепи; делать логические выводы; умение применять закон Ома при решении практических задач, воспитание навыков коллективной работы.

Оборудование: демонстрационный набор – мини-лаборатория, лабораторный набор, компьютер.

ПЛАН УРОКА

  1. “Повторим”.
  2. Исследование последовательного соединения проводников.
  3. Подведение итогов.

Вид доски:

Ход урока.

I. Организационная часть: цели и задачи урока, подготовка к групповой работе.

II. Повторение пройденного материала:

  1. Повторение составных частей электрической цепи, условного обозначения (компьютер: программа “Физикон”. Электродинамика, п.3.2 Постоянный ток. Электрические схемы (видеоролик “Электрическая цепь”) - видеоприложение №1)
  2. Собрать электрическую цепь, состоящую из источника тока, выключателя, последовательно соединенных лампы и реостата сопротивлением 6 Ом (мини-лаборатория на магнитной доске).
  3. Начертить схему электрической цепи.
  4. Указать направление тока.
  5. Какие величины характеризуют электрическую цепь? Как обозначаются? В чём измеряются?
  6. Как читается закон Ома?
  7. Пользуясь правилом домика найти напряжение на проводнике, сопротивление проводника.
  8. Какими приборами мы пользуемся для измерения силы тока? Напряжения? Правила подключения амперметра и вольтметра (компьютер: программа “Физикон”. Лаборатории. П.3.7. Закон Ома. Электрическая цепь (видеоролик “Правила подключения”)- видеоприложение №2).
  9. Какое соединение проводников называется последовательным?

III. Проблема: Существует ли взаимосвязь между однородными величинами, характеризующими электрический ток при последовательном соединении проводников? И какая?

Новая тема: “Исследование последовательного соединения проводников:

Цели и задачи работы: установить взаимосвязь между электрическими величинами, характеризующими участки цепи (напряжения на отдельных участках и общее напряжение, сила тока на различных участках цепи и общая сила тока, сопротивление отдельных участков цепи и общее сопротивление).

Групповая работа:

Класс делится на 3 разноуровневые группы с учетом индивидуальных особенностей и уровня знаний и умений, перед каждой из которых ставится задача одного из этапов работы по исследованию последовательного соединения проводников. Задания группам составлены по принципу “от простого к сложному”

В группах Б и В 3 подгруппы: №№1, 2, 3. Для подгрупп с одинаковым номером подбираются одинаковые потребители.

Весь класс знакомится с заданиями групп.

Определяются основные этапы исследовательской работы:

  1. Уяснение цели работы.
  2. Знакомство с оборудованием (можно усложнить, предложив учащимся выбрать самим необходимое оборудование).
  3. Идея плана действий.
  4. Рисунок или схема экспериментальной установки.
  5. Результаты исследований.
  6. Анализ, обобщение и вывод.

Обработка данных и схем начинается после готовности всех групп.

Группа А выполняет чертежи схем по мере сборки электрических цепей.

А. Задача: имея данное оборудование, продумать и выполнить различные варианты подключения амперметра в электрическую цепь, состоящую из последовательно соединенных потребителей, источника тока, выключателя. К каждому варианту подключения начертить схему электрической цепи (сборка электрической цепи для изучения последовательного соединения проводников)

1. Внимательно прочитайте памятку о ТБ и правилах работы по электричеству.

Предложенные учащимися варианты:

2. Сборка электрической цепи с подключением амперметра после выключателя.
3. Начертить схему.

img3.gif (941 bytes)

4. Подключение амперметра после лампочки, - резистора. Начертите схемы каждого подключения. ( К доске выходит один из представителей и чертит схему).

Примечание для участников группы А: после выполнения работы группой В необходимо дополнить схемы подключением вольтметра.

Б. Задача: исследование тока на различных участках цепи и сравнение с общим током. Продумайте ваши шаги, составьте план действий

План действий, предложенный учащимися или при помощи учителя.

1. Внимательно прочитайте памятку о ТБ и правилах работы по электричеству.
2. Соберите цепь по схеме:

3. Измерьте силу тока I0.
4. Подключите амперметр после лампочки и измерьте силу тока I1.
5. Подключите амперметр после резистора и измерьте силу тока I2.
6. Заполните таблицу:

Сила тока 1 подгруппа 2 подгруппа 3 подгруппа
I0      
I1      
I2      

7. Сравните полученные результаты и сделайте вывод. Данные заносятся в таблицу в рабочие листочки учащихся.

Учитель данные заносит в таблицу, которая высвечивается на экране (компьютер)- приложение №4

После сравнения данных, представленными группами обобщаем результаты измерений и делаем вывод.

Вывод: сила тока при последовательном соединении потребителей на всех участках одинакова.

В. Задача: измерение напряжения на различных участках цепи, общего напряжения. Сравнение общего напряжения с суммой напряжений на каждом потребителе.

Продумайте ваши шаги, составьте план действий

План действий, предложенный учащимися или при помощи учителя.

1. Внимательно прочитайте памятку о правилах работы по электричеству.
2. Соберите цепь по схеме:

3. Измерьте напряжение на лампочке U 1.
4. Измерьте напряжение на резисторе U 2.
5. Измерьте общее напряжение на лампочке и резисторе U 0.
6. Заполните таблицу:

Напряжение 1 подгруппа 2 подгруппа 3 подгруппа
U0      
U1      
U2      
U 1+ U 2      

6. Сравните сумму U 1+ U 2 с U 0.
7. Сделайте вывод.

Учитель через компьютер вводит результаты измерений в таблицу (высвечивается на экране - приложение №4), учащиеся записывают в рабочий листок

Вывод: Общее напряжение на потребителях равняется сумме напряжений на каждом потребителе.

IV. Совместная работа всех групп и инструкция по выполнению домашнего задания:

  1. Ваши предложения по определению сопротивления лампы.
  2. Ваши предложения по определению сопротивления резистора.
  3. А как найти общее сопротивление потребителей?
    (Обрабатываются данные 1 подгрупп).
  4. Записать данные в таблицу (см. домашнее задание – приложение №5).
Сопротивление 1 подгруппа 2 подгруппа 3 подгруппа
R0      
R1      
R2      
R1 + R2      

5. Сравнив данные, сделать вывод.

Теоретическое обоснование:

V. Расчёт сопротивления: повторение закона Ома, формула сопротивления. Вывод при помощи учащихся формулы расчёта общего сопротивления.

I0 = I1= I2 U 1+ U 2 = U 0. U 1= I1 х U 2 = I2 х R2 U 0= I0 х R0
I0 х R0 = I1 х R1+ I2 х R2. I0 х R0 = I0 х R1+ I0 х R2. I0 х R0 = I0 (R1+ R2)
R0 = R1+ R2

VI. Решение устных задач по расчету общего сопротивления с использованием электрической цепи, собранной на магнитной доске (мини-лаборатория)

А) сообщаем сопротивление лампы, полное сопротивление реостата, находим общее сопротивление;
Б) ползунок реостата ставим в среднее положение и вновь подсчитываем общее сопротивление;
В) ползунок перемещаем на ? длины реостата, подсчитываем общее сопротивление;
С) ползунок перемещаем на ? длины реостата. Подсчитываем общее сопротивление.

VII. Дома: пользуясь законом Ома, убедиться, что R1+R2=R0. (использовать данные 2 и 3 подгрупп)

VIII. Подведение итогов

А) Оценка работы учащихся
Б) Результаты исследований (презентация – приложение №3)

Рабочие листки – опорные сигналы (см. приложение №5)

Правила техники безопасности (приложение №6)