Гуманитарный образовательный курс "Уроки жизни" (1–4-й классы). Тема урока: "Человеческий знак — деление"

Разделы: Начальная школа


В основу содержания этой части курса положено развитие коммуникативных умений, которые предполагают способность человека в разных ситуациях общения эффективно осуществлять речевую деятельность, т.е. уметь говорить и слушать других. Вселять веру в себя “Я могу”, “Я сделаю”.

Основа культуры общения - соблюдение творческих норм речевого поведения.

В этой связи можно говорить о широком и узком понимании речевого этикета.

В широком смысле - это все правила, регулирующие поведение говорящего и слущающего.

В узком смысле - это собственно речевые правила, которые определяют использование так называемых этических формул, т.е. слов и выражений закреплённых за типовыми ситуациями общения: отношение и обращение, приветствие и прощание, извинение и благодарность, просьба и совет, знакомство и приглашение, согласие и отказ, утешение, поздравление.

Правильное использование этикетных формул в речи помогает установлению контакта между собеседниками, поддержанию общения в тональности вежливости, доброжелательности, взаимного внимания, что в свою очередь, облегчает взаимопонимание между людьми.

Речевое обучение детей предполагает введение в их активный словарь достаточного количества этических стереотипов и формирование умения выбирать нужную формулу с учётом ситуации общения (с кем, где, когда, зачем говорить). Речь и поведение взаимосвязаны.

Правила речевого поведения сопряжены с общими этическими нормами, в основе которых лежат нравственные понятия и принципы: деликатность, доброта, внимание к окружающим.

Каждый урок должен носить занимательный, игровой характер.

На занятиях дети должны чувствовать себя достаточно расковано: свободно говорить, смеяться, двигаться. Даю на уроке ребёнку возможность во всём разобраться самому.

ЦЕЛЬ: раскрыть маленькую душу ребёнка и развить его скрытые возможности и способности.

ЗАДАЧИ:

  • Завоевать доверие ребёнка, не совершая при этом насилия над ним.
  • Учить говорить и уметь слушать других.
  • Привести ребёнка в контакт с миром.
  • Уделять одинаковое вниманиие развитию мыслительной, эмоциональной и волевой личности.
  • Создать условие для свободного самоопределения жизни.

ТЕМА: Получение и обозначение долей и знакомство с дробями.

Цель: Познакомить с понятием доли, уметь в жизни различать доли, сравнивать. Знакомство с дробями. Учить детей говорить, слушать других.

Форма общения: Действие происходит за столом для того, чтобы при общении дети чувствовали себя свободно.

Воспитательный момент:

Стол накрыт эстетически правильно (салфетки, столовые приборы, чайные пары и т.д.).

Общение начинается с беседы о дружбе между людьми.

Учителем и детьми используются пословицы и поговорки о дружбе,

произведения В. Осеевой “Синие листья”.

Сегодня мы с вами будем говорить о человеке. - Как человек связан с математикой - царицей наук.

- Что для человека очень важно в жизни?

(Иметь хороших друзей!)

- Как вы понимаете слово “дружба”?

(Быть всегда рядом – и в радости и в горе).

- Часто говорят - “Ненастоящая дружба”. Какая она?

(Ненастоящая - значит мнимая).

- Из какого произведения слова - “Надо так давать, чтобы можно было взять”

(В. Осеева “Синие листья”).

- Как вы считаете - о какой дружбе идет речь в данном произведении?

(О ненастоящей, т.е. мнимой).

- Что значит “дать”?

(Поделиться).

Данному произведению на уроке уделяется мало времени в связи с детальным разбором его на уроке чтения.

“На языке медок, а в сердце холодок”.

(Дети разбирают данную пословицу, записанную на доске).

- Какие вы знаете пословицы о дружбе?

(Дети говорят пословицу и дают её толкование).

- Что, по - вашему мнению, самое главное в дружбе?

(Уметь делиться).

- Главное, уметь делиться не только пирожками, фруктами, игрушками, но делить и радость и горе.

ЗАГАДКИ.

Круглое, румяное,
Я расту на ветке:
Любят меня взрослые
И маленькие детки.

(Яблоко).

Круглый, крупный, оранжевый плод южного дерева. По вкусу - кисло-сладкий. Чтобы съесть, нужно очистить.

(Апельсин).

Сходство. Различие.
- Как одним словом можно объединить яблоко и апельсин?

(Фрукты).

- Какие они по форме?

(Круглые).

- Какие они по цвету?

(Яблоко - зеленое, желтое, красное, розовое; апельсин - только оранжевый)

- Какие они по вкусу?

(Сладкие, кислые, кисло - сладкие)

- Чем покрыто яблоко?

(Кожурой).

- Чем покрыт апельсин?

(Кожурой - “цедрой”)

- Что внутри плода?

(Семя).

- Из чего состоит апельсин?

(Дольки)

- Дольки какие ?

(Равные и неравные).

- Как понимать - равные и неравные?

(Когда две дольки равные по величине – равные; когда по величине одна долька больше другой – неравные).

Если дети не могут объяснить понятия “равные” и “неравные”, то объясняет и показывает учитель.

Учитель поясняет, что природа создала апельсины разными по количеству и величине долек. Учитель определяет дольки одну от другой, иллюстрируя свои слова.

ФИЗМИНУТКА (считалочка) разучивают дети

Мы делили апельсин.
Много нас, а он один.
Эта долька - для ежа.
Эта долька - для стрижа.
Эта долька - для котят.
Эта долька - для утят.
Эта долька - для бобра.
А для волка - кожура.
Он сердит на нас - беда.
Разбегайся, кто куда.

- Какое арифметическое действие было выполнено в данной считалочке?

(Деление).

- Верно, это только присуще человеку - делить: делить горе, делить радость, делить и делиться.

Из всех арифметических действий, деление - человеческий знак.

- А как вы понимаете “делиться”?

(На части, поровну, на равные части).

- А вы умеете делиться? - Сейчас посмотрим! -
- Сначала я попытаюсь разделить яблоко на две равные части. -
- Почему я сказала “попытаюсь”? -

(Потому что может получиться, а может и не получиться).

Учитель делит яблоко и спрашивает: “Сколько частей получилось”?

(Две).

На одной тарелке яблоко целое, на другой тарелке яблоко разделено на две равные части, на третьей тарелке - на три равные части на 4. (Очень важно, чтобы части яблок были действительно одинаковыми).

- Как части можно назвать иначе?

(Доли).

- Мы разделили все яблоки на части, вам хочется попробовать на вкус. Как попросить облюбованный вами кусочек?

 

(Дети пытаются объяснить.)

Объясняет учитель: “Дайте пожалуйста одну дольку из четырех?

img2.gif (2390 bytes) или 1 /4 ; одну из трех или 1/3 ; одну из 2-х img4.gif (2283 bytes) или 1/2.

Обо всем вышеизложенном говорим в устной речи. При письме записываем так 1/2, 1/3, 1/4, 1/8 1/4 от одного целого составляет только четвертую часть. - черточка показывает деление, т.е. одно яблоко разделили на четыре равные части.

СРАВНЕНИЕ.

Учитель показывает доли яблок, а дети сравнивают. Таким образом, они визуально получают понимание того, что 1/2 > 1/3, а 1/3 > 1/4 и т.д.

Учитель может дать аналогичные объяснения на торте, пироге, что закрепляет у детей полученный ими материал.

Но в жизни не всегда бывает, что одна вторая больше одной четвертой.

(Конкретно учитель показывает на яблоках).

Учитель делит очень большое яблоко на 4 части и маленькое яблоко на две части.

1/4
1/2

Поэтому всегда идет конкретный разговор о яблоке или пироге.

Вывод:

Пустых дробей в жизни не бывает. Дроби бывают всегда чего - то. Их невозможно потрогать, ощутить. Далее дети пьют чай, делят пирог, закрепляя понятия “части”, “Доли”. За столом разбирают немецкое выражение “Попал в дроби”.

1) попал в ситуацию, где нужно поделиться.
2) попал в трудную ситуацию.