В основу содержания этой части курса положено развитие коммуникативных умений, которые предполагают способность человека в разных ситуациях общения эффективно осуществлять речевую деятельность, т.е. уметь говорить и слушать других. Вселять веру в себя “Я могу”, “Я сделаю”.
Основа культуры общения - соблюдение творческих норм речевого поведения.
В этой связи можно говорить о широком и узком понимании речевого этикета.
В широком смысле - это все правила, регулирующие поведение говорящего и слущающего.
В узком смысле - это собственно речевые правила, которые определяют использование так называемых этических формул, т.е. слов и выражений закреплённых за типовыми ситуациями общения: отношение и обращение, приветствие и прощание, извинение и благодарность, просьба и совет, знакомство и приглашение, согласие и отказ, утешение, поздравление.
Правильное использование этикетных формул в речи помогает установлению контакта между собеседниками, поддержанию общения в тональности вежливости, доброжелательности, взаимного внимания, что в свою очередь, облегчает взаимопонимание между людьми.
Речевое обучение детей предполагает введение в их активный словарь достаточного количества этических стереотипов и формирование умения выбирать нужную формулу с учётом ситуации общения (с кем, где, когда, зачем говорить). Речь и поведение взаимосвязаны.
Правила речевого поведения сопряжены с общими этическими нормами, в основе которых лежат нравственные понятия и принципы: деликатность, доброта, внимание к окружающим.
Каждый урок должен носить занимательный, игровой характер.
На занятиях дети должны чувствовать себя достаточно расковано: свободно говорить, смеяться, двигаться. Даю на уроке ребёнку возможность во всём разобраться самому.
ЦЕЛЬ: раскрыть маленькую душу ребёнка и развить его скрытые возможности и способности.
ЗАДАЧИ:
- Завоевать доверие ребёнка, не совершая при этом насилия над ним.
- Учить говорить и уметь слушать других.
- Привести ребёнка в контакт с миром.
- Уделять одинаковое вниманиие развитию мыслительной, эмоциональной и волевой личности.
- Создать условие для свободного самоопределения жизни.
ТЕМА: Получение и обозначение долей и знакомство с дробями.
Цель: Познакомить с понятием доли, уметь в жизни различать доли, сравнивать. Знакомство с дробями. Учить детей говорить, слушать других.
Форма общения: Действие происходит за столом для того, чтобы при общении дети чувствовали себя свободно.
Воспитательный момент:
Стол накрыт эстетически правильно (салфетки, столовые приборы, чайные пары и т.д.).
Общение начинается с беседы о дружбе между людьми.
Учителем и детьми используются пословицы и поговорки о дружбе,
произведения В. Осеевой “Синие листья”.
Сегодня мы с вами будем говорить о человеке. - Как человек связан с математикой - царицей наук.
- Что для человека очень важно в жизни?
(Иметь хороших друзей!)
- Как вы понимаете слово “дружба”?
(Быть всегда рядом – и в радости и в горе).
- Часто говорят - “Ненастоящая дружба”. Какая она?
(Ненастоящая - значит мнимая).
- Из какого произведения слова - “Надо так давать, чтобы можно было взять”
(В. Осеева “Синие листья”).
- Как вы считаете - о какой дружбе идет речь в данном произведении?
(О ненастоящей, т.е. мнимой).
- Что значит “дать”?
(Поделиться).
Данному произведению на уроке уделяется мало времени в связи с детальным разбором его на уроке чтения.
“На языке медок, а в сердце холодок”.
(Дети разбирают данную пословицу, записанную на доске).
- Какие вы знаете пословицы о дружбе?
(Дети говорят пословицу и дают её толкование).
- Что, по - вашему мнению, самое главное в дружбе?
(Уметь делиться).
- Главное, уметь делиться не только пирожками, фруктами, игрушками, но делить и радость и горе.
ЗАГАДКИ.
Круглое, румяное,
Я расту на ветке:
Любят меня взрослые
И маленькие детки.
(Яблоко).
Круглый, крупный, оранжевый плод южного дерева. По вкусу - кисло-сладкий. Чтобы съесть, нужно очистить.
(Апельсин).
Сходство. Различие.
- Как одним словом можно объединить яблоко и
апельсин?
(Фрукты).
- Какие они по форме?
(Круглые).
- Какие они по цвету?
(Яблоко - зеленое, желтое, красное, розовое; апельсин - только оранжевый)
- Какие они по вкусу?
(Сладкие, кислые, кисло - сладкие)
- Чем покрыто яблоко?
(Кожурой).
- Чем покрыт апельсин?
(Кожурой - “цедрой”)
- Что внутри плода?
(Семя).
- Из чего состоит апельсин?
(Дольки)
- Дольки какие ?
(Равные и неравные).
- Как понимать - равные и неравные?
(Когда две дольки равные по величине – равные; когда по величине одна долька больше другой – неравные).
Если дети не могут объяснить понятия “равные” и “неравные”, то объясняет и показывает учитель.
Учитель поясняет, что природа создала апельсины разными по количеству и величине долек. Учитель определяет дольки одну от другой, иллюстрируя свои слова.
ФИЗМИНУТКА (считалочка) разучивают дети
Мы делили апельсин.
Много нас, а он один.
Эта долька - для ежа.
Эта долька - для стрижа.
Эта долька - для котят.
Эта долька - для утят.
Эта долька - для бобра.
А для волка - кожура.
Он сердит на нас - беда.
Разбегайся, кто куда.
- Какое арифметическое действие было выполнено в данной считалочке?
(Деление).
- Верно, это только присуще человеку - делить: делить горе, делить радость, делить и делиться.
Из всех арифметических действий, деление - человеческий знак.
- А как вы понимаете “делиться”?
(На части, поровну, на равные части).
- А вы умеете делиться? - Сейчас посмотрим! -
- Сначала я попытаюсь разделить яблоко на две
равные части. -
- Почему я сказала “попытаюсь”? -
(Потому что может получиться, а может и не получиться).
Учитель делит яблоко и спрашивает: “Сколько частей получилось”?
(Две).
На одной тарелке яблоко целое, на другой тарелке яблоко разделено на две равные части, на третьей тарелке - на три равные части на 4. (Очень важно, чтобы части яблок были действительно одинаковыми).
- Как части можно назвать иначе?
(Доли).
- Мы разделили все яблоки на части, вам хочется попробовать на вкус. Как попросить облюбованный вами кусочек?
(Дети пытаются объяснить.)
Объясняет учитель: “Дайте пожалуйста одну дольку из четырех?
или 1 /4 ; одну из трех или 1/3 ; одну из 2-х или 1/2.
Обо всем вышеизложенном говорим в устной речи. При письме записываем так 1/2, 1/3, 1/4, 1/8 1/4 от одного целого составляет только четвертую часть. - черточка показывает деление, т.е. одно яблоко разделили на четыре равные части.
СРАВНЕНИЕ.
Учитель показывает доли яблок, а дети сравнивают. Таким образом, они визуально получают понимание того, что 1/2 > 1/3, а 1/3 > 1/4 и т.д.
Учитель может дать аналогичные объяснения на торте, пироге, что закрепляет у детей полученный ими материал.
Но в жизни не всегда бывает, что одна вторая больше одной четвертой.
(Конкретно учитель показывает на яблоках).
Учитель делит очень большое яблоко на 4 части и маленькое яблоко на две части.
1/4
1/2
Поэтому всегда идет конкретный разговор о яблоке или пироге.
Вывод:
Пустых дробей в жизни не бывает. Дроби бывают всегда чего - то. Их невозможно потрогать, ощутить. Далее дети пьют чай, делят пирог, закрепляя понятия “части”, “Доли”. За столом разбирают немецкое выражение “Попал в дроби”.
1) попал в ситуацию, где нужно поделиться.
2) попал в трудную ситуацию.