Цели:
- Систематизировать и закрепить знания о природе и природных ресурсах своего поселка;
- Вырабатывать умения и навыки практических исследований, обработки и анализа материала;
- Развивать интерес к учебно-исследовательской работе;
- Повысить гражданскую активность и стремление участвовать в мероприятиях по благоустройству своего поселка и защите окружающей среды;
- Изучить основы географического краеведения.
Задачи:
- Расширить знания о структуре и динамике населения, трудовых ресурсах, отраслях специализации, дополняющих и обслуживающих отраслях хозяйственного комплекса п.Сеща;
- Познакомить учащихся с основными профессиями и трудовыми вакансиями в поселке;
- Развивать умения: самостоятельно приобретать, анализировать, усваивать и применять географические знания; планировать свою деятельность; работать со справочной литературой, проводить наблюдения, составлять описания, объяснять происходящие процессы и явления;
- Способствовать развитию любознательности, расширению кругозора учащихся;
- Развивать память логическое мышление, творческие способности, волевые качества (активность, целеустремленность, эмоциональную устойчивость и др.);
- Воспитывать высокие этические нормы в отношениях между людьми и в отношении человека к природе
- Содействовать в формировании духовной культуры и нравственности
Содержание программы “Географические особенности и проблемы родного края”
Тема 1. История освоения и развития п.Сеща
История возникновения Сещи, особенности названия поселка, дальнейший рост поселка, выдающиеся жители Сещи .
Тема 2. Географическое положение
Влияние на природу и хозяйство
Площадь территории, особенности географического положения п. Сеща на территории России и Брянской области
Влияние географического положения на природу Медико-географические условия для жизни и хозяйственной деятельности человека
Практическая работа №1
Определение по картам географического положения п. Сеща на территории России и Брянской области.
Тема 3. Особенности природы п. Сеща
Геологическое строение, рельеф, высота местности, расчлененность поверхности, слагающие породы и полезные ископаемые, климатические и погодные условия п. Сеща, внутренние воды, почвы, растительный и животный мир.
Типичные природные и антропогенные ландшафты.
Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов района.
Проблема охраны и преобразования природы, рационального природопользования. Памятники природы.
Практическая работа №2
Составление картосхемы рельефа п. Сеща. Обозначение абсолютных и относительных высот водоразделов и долин, форм рельефа, месторождений полезных ископаемых.
Практическая работа №3
Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов района для развития промышленного и сельскохозяйственного производства, состояния здоровья населения
Практическая работа №4
Анализ экологической ситуации в поселке и характеристика мероприятий по охране и преобразованию природы.
Экскурсия №1
Описание типичных природных и антропогенных ландшафтов п. Сеща.
Экскурсия №2
Памятники природы. Громовой колодец
Тема 4. Население и трудовые ресурсы п. Сеща
Общая характеристика населения п. Сеща, его состав и структура, естественное и механическое движение. Особенности расселения.
Трудовые ресурсы, потребность в квалифицированных кадрах, рынок труда в районе.
Практическая работа №5
Анализ по статистическим материалам динамики количественных и качественных показателей населении п.Сеща.
Практическая работа №6
Составление экономико-географической характеристики поселка Сеща.
Тема 5. Характеристика хозяйственного комплекса п. Сеща
Специализация сельскохозяйственного производства. Основные виды сельскохозяйственной продукции.
Специализация промышленного производства. Дополняющие и обслуживающие отрасли.
Ведущие промышленные и сельскохозяйственные предприятия.
Обеспечение населения товарами народного потребления и услугами, развитие социальных отраслей. Уровень жизни населения.
Практическая работа №7
Составление модели хозяйства п. Сещ; определение его структуры, соотношение отраслей, степени их развития.
Практическая работа №8
Изучение обеспечения населения товарами народного потребления и услугами, развитие социальных отраслей.
Экскурсия №3
Составление экономико-географической характеристики промышленного предприятия отрасли специализации п.Сеща на основе материалов, полученных на экскурсии
Экскурсия №4
Составление экономико-географической характеристики сельскохозяйственного предприятия п.Сеща на основе материалов, полученных на экскурсии.
Экскурсия №5
Составление экономико-географической характеристики промышленного предприятия обслуживающей отрасли п.Сеща на основе материалов, полученных на экскурсии.
Тема 6. Экология п. Сеща
Влияние Сещинского аэродрома и баз его обслуживания на экологическую ситуацию поселка.
Очистные сооружения п.Сеща.
Экология Центральной Усадьбы и ее влияние на озера.
Экскурсия №6
Посещение Сещинского аэродрома с последующим анализом.
Экскурсия №7
Сточные воды п.Сещи. Очистные сооружения.
Тема 7. Обобщение знаний
Перспективы развития п.Сещи, влияющие на социально-экономическое и культурное развитие территории. Влияние военного гарнизона на профессиональную ориентацию учащихся.
Творческая работа. Определение перспектив развития п.Сещи и своего места в общественной и экономической жизни района.
Учебно-тематический план программы “Географические особенности и проблемы родного края”
№ п/п | Наименование тем программы | Общее количество часов | В том числе | ||
|
|
практических и творческих работ | лекций | экскурсий | |
1. | История освоения и развития Сещи. | 2 | 2 | ||
2. | Географическое положение. Влияние на природу и хозяйство. | 3 | 1 | 2 | |
3. | Особенности природы п.Сеща. | 8 | 3 | 3 | 2 |
4. | Население и трудовые ресурсы. | 4 | 2 | 2 | |
5. | Характеристика хозяйственного комплекса. |
8 | 2 | 3 | 3 |
6. | Экология Сещи | 5 | 2 | 1 | 2 |
7. | Обобщение знаний | 4 | 4 | ||
Всего | 35 | 14 | 1 3 | 8 |
Список литературы для учителя
- Ахромеев Л.М. Природа Брянщины в вопросах и ответах. Учебно-справочное издание. - Брянск: “Курсив”, 2000.
- Геец Н.Я. История Дубровки в документах и воспоминаниях. Издательство Клинцовской типографии, Клинцы. - 1998.
- География Брянской области. - Учебное пособие для учителей и учащихся 9 кл. /Под ред. Л.М.Ахромеева. - Издат. Товарищество “Дебрянск”, Брянск. Всероссийского ДО “Книга”, 1995.
- О состоянии окружающей среды Брянской области в 1998 году. - Брянск, 1999.
- Общественно-политическая газета Дубровского района “Знамя труда”.
- Природный потенциал Брянского агропромышленного комплекса: Сборник научных трудов МФ ГО СССР, Брянский отдел. - М., АН СССР, МФГО СССР, 1988.
- Сиротин В.И. Сборник заданий и упражнений по географии. 6-10 кл. -М.: Дрофа, 2003.
- Брянская область (туристическая карта) - Главное управление геодезии и картографии, Москва, 1985.
- Политическая карта Брянской области
- Топографическая карта Брянской области. - Военно-топографическое управление Генерального штаба, 1996.
- Физическая карта Брянской области.
Список литературы для учащихся
- Ахромеев Л.М. Природа Брянщины в вопросах и ответах. Учебно-справочное издание. - Брянск: “Курсив”, 2000.
- Геец Н.Я. История Дубровки в документах и воспоминаниях. Издательство Клинцовской типографии, Клинцы. - 1998.
- География Брянской области. - Учебное пособие для учителей и учащихся 9 кл. /Под ред. Л.М.Ахромеева. - Издат. Товарищество “Дебрянск”, Брянск. Всероссийского ДО “Книга”, 1995.
- Брянская область (туристическая карта) - Главное управление геодезии и картографии, Москва, 1985.
- Политическая карта Брянской области
- Топографическая карта Брянской области. - Военно-топографическое управление Генерального штаба, 1996.
- Физическая карта Брянской области.
- Геец О. Исследовательская работа на тему: “Малый уголок большой России” (путеводитель по Дубровскому району), 2004.