Формирование функциональной грамотности на уроках химии в общеобразовательной школе

Разделы: Химия


С понятием элементарная грамотность, функциональная грамотность, социальная компетентность члены педагогического коллектива школы познакомились в декабре 1999 года на научно-практической конференции, которую проводила Перминова Л.М., доктор педагогических наук, профессор кафедры философии, культурологии и методологических основ образования Санкт-Петербургского университета педагогического мастерства.

Функциональная грамотность – тот уровень образованности, который может быть достигнут учащимися за время обучения в основной школе, и предполагает способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе преимущественно прикладных знаний, т.е. социализацию личности. Обозначив одним из приоритетных направлений образовательной деятельности социализацию личности ребенка, педагогический коллектив МОСШ № 10 работает над внедрением инновационной комплексно-целевой программы “Формирование функциональной грамотности учащихся”.

Важнейшей задачей и функцией школьного образования является социальная адаптация школьников, которая осуществляется в процессе социализации. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года определяет социализацию приоритетным направлением деятельности общеобразовательных учреждений. Задача школы - создать условия для успешной социализации. На эффективность социализации влияет образованность человека, проявляющаяся в обученности, воспитанности, развитости. Начальным условием социализации является грамотность.

Задача определения функциональной грамотности обучающихся, заключается в определении

  • их способности решать функциональные проблемы, с которыми они встречаются как субъекты
  • обучения, общения, социальной деятельности и профессионального выбора.

Программа “ Формирование функциональной грамотности” реализуется во всех образовательных областях. Основными этапами работы по данной программе является следующее:

  • создание образовательных маршрутов в соответствии с разделами программы
  • разработка методических рекомендаций
  • подбор диагностического инструментария
  • отслеживание результатов.

Особое место в представлении о ФГ занимает деятельностная грамотность, или способность ставить и изменять цели и задачи собственной деятельности, осуществлять коммуникацию, реализовывать простейшие акты деятельности в ситуации неопределенности, применяя химическую грамотность. Так, в Учебных стандартах школ России (1998) вводится понятие химической грамотности, под которым понимается не только владение учащимися традиционными умениями производить вычисления и решать задачи на определение массовой доли вещества в растворе или количества вещества, нахождение массы веществ, но и получение теоретических знаний, усвоение основ химического языка, овладение элементами логического мышления . Такими же будут требования за пределами школы: в жизни надо уметь читать инструкции и этикетки по использованию различных химических веществ, стиральных порошков, чистящих средств в быту, приготовление растворов в консервировании, солении и т. д., читать инструкции по применению лекарств.

Согласно такому представлению о функциональной грамотности, её диагностика включает в себя:

  1. Процесс овладения грамотностью Освоение химического языка и знаковых систем, без которых невозможно получение химической информации и использование знаний в той или иной сфере жизни и деятельности.
  2. Процесс обучения Освоение знаний, умений, навыков по предмету и учебным дисциплинам.
  3. Процесс подготовки. Адаптация имеющихся и получаемых знаний, умений и навыков для выполнения практической, лабораторной работы, использование алгоритма при решении задач или для занятия определенного социального положения.Процесс воспитания. Освоение правил и норм культуры, традиций и особенностей народа, социального положения.
  4. Процесс образования, в узком значении этого термина. Т.е. составная часть интегрального процесса образования, имеющая целью обеспечить общий уровень культуры и знакомство с ценностями, установками и стандартами цивилизации.

Анализ методики Л.М.Перминовой по функциональной грамотности, позволил мне начать создавать образовательные маршруты для учащихся по химии с целью достижения ими функциональной грамотности. Для этого определила:

Вид функциональной грамотности, подлежащей освоению,- химическая грамотность, предмет химия, обеспечивающий ее формирование.

В образовательном стандарте по химии соотнесла содержание стандарта с требованиями учебной программы, определив, что учащиеся должны знать и уметь.

Соотнесла вид функциональной грамотности – химическая грамотность, со сферами минимального поля функциональной грамотности.

Сферы минимального поля:

“Человек – я - сам и его дом ” ОО
“Природа ” О1
“Город ” О3
“Книга ” О5
“Прибор, модель.( Работа по алгоритму) О6
Содержание функциональной грамотности Сферы минимального поля Специальные предметные умения и навыки Информационные Интеллектуальные Организационные Коммуникативные
Химическая грамотность ОО Уметь выполнять химические опыты, пользоваться хим. посудой, соблюдать правила тех. безопасности, готовить раствор с определенной массовой долей растворенного вещества, молярную массу, вычислять массу веществ, уметь использовать реакции соединения, замещения, нейтрализации. Выделять главное, работать с текстом Анализ, сравнение, обобщение классификац. Целеполагание, самоанализ, взаимоконтроль Вести беседу, объяснять
  О-2 Знать законы сохранения массы веществ, о круговороте хим. элементов в природе, уметь записывать формулы кл. неорганических соединений, о скорости хим. реакций, знать о свойствах воды, воздуха, уметь распознавать галогены, металлы, кислород, кл. неорганических соединений. Выделять главное, работать со справочн.

литератур.

Сравнение, рефлексия, анализ, синтез Планирование

Рефлексия

Ставить вопросы
  О-3 Уметь по формуле определять кл. неорганических соединений, его свойства, читать формулы, уметь писать ее, давать характеристику его свойствам, писать уравнения реакций Выделять главное, работать с текстом Анализ, синтез, классификац сравнение Работа в определенном темпе, взаимоконтрол Вести беседу, объяснять, ставить вопросы
  О-5 уметь читать диаграммы, схемы уравнения реакций Работать с учебником, текстом, документом Анализ, обобщение, прогнозирование классификац Планирование работа в определенном темпе Осуществление самоконтроля

Наиболее важным было определение методик, которые были бы пригодны для формирования функциональной грамотности. Владение ФГ связано с умением ученика использовать эти методики в своей повседневной деятельности.

Методики:

  1. Природа – городу - человеку
  2. Алгоритм
  3. ВРП – вижу – рефлексирую - прогнозирую
  4. За и против.

Этот выбор позволил сконструировать образовательные маршруты в сфере “Дом человека - человек – я сам ”.

Тема урока Сфера Методика Учебн. знан. умения Ситуации применения знаний
1. Предмет химия. О-2

О-3

О-5

“Природа-городу-человеку”

“ За и против”

Знания из др. предметов, явлений в природе веществ и превращений друг в друга Использование различных веществ, продуктов, химические, физические, биологические явления вокруг нас
2. Химическое оборудование. Правила ТБ. О-О

О-2
О-3

“Природа-городу-человеку”

“ ВРП”

“Алгоритм”

“За и против”

Правила работы с приборами, хим. оборудованием хим. реактив., первая помощь при хим. и терм. ожогах. Правила работы с электрооборудованием, стир. порошком, мылами, средствами бытовой химии, укс. кисл., минеральн. удобрениями
3. Смеси веществ. Разделение смесей. О-О

О-2

О-3

“Природа-городу-человеку”

“ ВРП”

“Алгоритм”

“За и против”

Знание понятий “ смесь”, умений разделять смеси веществ, очистки загрязненных смесей, методы очистки Стирка, уборка, кухня, как разделить рассыпавшиеся вещества и т.д.
4. Химические реакции, признаки хим. реакций О-О

О-2

О-5

“Природа-городу-человеку”

“ ВРП”

“За и против”

Знание основных понятий о хим. реакциях, признаки протекания хим. реакций Разбавление уксн. кислоты, сахара, соли в воде, гашение соды, обработка накипи.
5.Простые и сложные вещества. Химические формулы веществ. О-О

О-2

О-3

“Природа-городу-человеку”

“ ВРП”

“За и против”

Знание основных понятий, сложное и простое в-во, уметь определять по формуле состав и строение вещества,

умение читать, работать с текстом, выделять главное.

Чтение этикеток, покупка продуктов, минеральных веществ, бытовой химии, знание биологических добавок, консервантов
14. Галогены 0-2

0-3

“Природа-городу-человеку”

“ ВРП”

Знать строение атомов галогенов, химические свойства как окислителя, уметь распознавать галогены по формуле, хим. знаку, химическим свойствам. Использование предметов бытовой химии, выведение пятен, работа с отбеливателями; умение читать этикетки, понимать, о каких галогенах идет речь, каково действие галогенов на кожу человека, уметь оказывать первую помощь.
15. Металлы 0-2

0-3

“Природа-городу-человеку”

“ ВРП”

Знать строение, химические свойства как восстановителя, уметь распознавать металлы по химической формуле, химическим свойствам, писать химические уравнения реакций с участием металлов. Работа с инструкцией, использование нагревательных приборов, электроприборов, металлических предметов в строительстве и ремонте дома

Методические рекомендации по формированию функциональной грамотности у обучающихся на уроках химии в 8-х классах.

Задачи:

  1. Формирование психологической установки на строгое и неукоснительное выполнение всех правил безопасности.
  2. Приобретение умений анализировать различные ситуации в учебном процессе с точки зрения
    безопасности жизнедеятельности учащихся и быстро принимать соответствующие решения.
  3. Приобретение опыта безопасной постановки эксперимента и принятия решения в условиях моделирования чрезвычайных ситуаций и оказание первой медицинской помощи.
  4. Формирование у учащихся положительной мотивации изучения химии.
Тема урока ЗУН Формы и методы Формируемые ф.г.
1 .Устройство спиртовки и пламени. Знать строение.

Уметь работать, использовать правила ТБ

Алгоритм, практическая работа, с/работа, контрольно-оценочная .деятельность Правила работы с нагревательными приборами, оказания первой мед. помощи при ожогах.
2. Озон. Знать строение, значение, правила защиты и охраны озонового слоя. Индуктивный, дедуктивный, тренинг, контр.оценочная деятельность Применение аэрозолей, экологическая опасность.
3. Энергия химических реакций Знать процессы, уметь проводить энергетические процессы, правила ТБ Алгоритм, с/работа, контрольно-оценочная.деятельность. Горение газа, топливо,пожаротушители.
4.Кислоты. Знать строение, формулы, названия, правила.ТБ Алгоритм, практическая работа, тренинг, контрольно-оценочная деятельность. Правила ТБ при работе с кислотами, оказание медицинской помощи при ожогах чтение этикеток.
5.Щелочи. Знать строение, формулы, свойства, правила ТБ Алгоритм, практическая работа, тренинг, контрольно-оценочная. деятельность Прав. Тб при работе с щелочами, оказан мед. помощи, чтение этикеток
6. Галогены. Знать строение, свойства, применение, правила ТБ, Алгоритм, практич. работа,тренинг, контрольно-оценочная деятельность. Работа сотбеливателями, выведение пятен, использование бытовой химии, чтение этикеток.
7. Металлы. Знать строение, свойства, применение, правила ТБ Алгоритм, практич. работа, тренинг, контрольно-оценочная деятельность Работа с оксидами, щелочами, предметов строительства.
8. Решение задач на массовую долю элемента. Уметь решать задачи прикладного характера Алгоритм, с/работа, контрольно-оценочная деятельность Работа по инструкции, расчеты веществ в продуктах и т.д.
9.Решение задач по уравнениям химических реакций. Уметь решать задачи прикладного характера. Алгоритм, с/ работа, контрольно-оценочн. деятельность Работа по инструкции, расчет массы веществ в быту.

Диагностический материал по изучению сформированности функциональной грамотности у учащихся по химии в 8-ом классе (приводятся примеры диагностик).

Диагностический материал к теме: “ Ознакомление с устройством спиртовки, пламени”

1. При нагревании жидкости в пробирке вы…

а/ наливаете жидкости побольше, чтобы посильнее плескалось и брызгало, заливало стол и тетради,

б/ нагревая, заглядываете внутрь пробирки в надежде увидеть скорейшее закипание,

в/ помните, что держать горячую пробирку пальцами, неудобно, вы должны заставить кого-нибудь из соседей сделать это или положите пробирку на свою тетрадь.

2. Представьте, что работаете в химической лаборатории и подруга принесла пирожное и предлагает попить чайку- вы…

а/ завариваете чаек на спиртовке в химическом стакане и “расчищаете” место для пирожного на рабочем столе,

б/ приглашаете зайти в другую комнату, где не проводятся опыты.

в/ предложите свой вариант.

3. Вы получили ожог от пламени спиртовки

а/ смазываете ожог зеленкой,

б/ промоете раствором марганцовки,

в/ смажете растительным маслом ,

г/ промоете и положите стерильную повязку.

По теме: “Галогены.”

1. Вам надо удалить пятна различного происхождения: ржавчина, сливочное масло, кофе, йод, морковный сок, вишневый сок мясной соус. В вашем расположении: персоль, стиральный порошок, Уф - лампа, зубной порошок, бензин, лимонная кислота. Подберите средства выведения для каждого пятна.

2. В результате проведения опытов выделился газ- хлор. Чтобы не надышаться, нужно

а/ прекратить проведение опыта б/ вызвать учителя
в/ открыть окно г/ одеть ватно-марлевую повязку

3. Почему вокруг газоотводной трубки помещают ватку при получении хлороводорода:

а/ чтобы была герметична

б/ чтобы хлороводород не выделялся в воду

По теме “ Энергия химических реакций”

1. Вычислить количество теплоты, которое выделилось при окислении90 гр. глюкозы.

2. Человек в теплой комнате съедает 100 гр. сыра ( энергетическая ценность его составляет 15,52 кДж/г). Если предположить, что в организме не происходит накопление энергии, то какую массу воды он испарил с поверхности кожи, чтобы установилась первоначальная температура?

3. На какую высоту можно подняться человеку массой 75 кг, если считать, что на работу тратиться 25 % энергии?

Предлагаю примеры мониторинга по некоторым темам:

Уровень сформированности функциональной грамотности у обучающихся в 8-х классах.

Диагностика 1. Знание основных терминов, определений, умение оперировать ими.

  ОПТИМАЛЬНОЕ ДОПУСТИМОЕ КРИТИЧЕСКОЕ
8-а 35,7% 48,8% 15,5%
8-6 37% 62,9% 0%
8-в 36,36% 53% 13,64%

Диагностика 3. Значение простых веществ, встречающихся в повседневной жизни.

  ОПТИМАЛЬНОЕ ДОПУСТИМОЕ КРИТИЧЕСКОЕ
8-а 38,4% 46,1% 15,3%
8-6 37% 40,7% 7,4%
8-в 35,4% 54,5% 10,1

Диагностика 4. Знание основных классов неорганических соединений, применяемых в повседневной жизни.

  ОПТИМАЛЬНОЕ ДОПУСТИМОЕ КРИТИЧЕСКОЕ
8-а 34,6% 53,8% 11,5%
8-6 37,03% 62,9% 0%
8-в 35,45% 54,5% 10,1%

Затем строится диаграмма, на которой четко прослеживаются результаты.

  ОПТИМАЛЬНОЕ ДОПУСТИМОЕ КРИТИЧЕСКОЕ
8-а 34,60% 53,80% 11,50%
8-б 37,03% 62,90% 0%
8-в 35,45% 54,50% 10,10%

Большое количество учащихся не подозревают о том, что у них отсутствуют необходимые навыки для обеспечения жизненного уровня в обществе, которое становится все более технологическим и связанным с международным рынком.

Думается, что в новом веке “новая грамотность” как совокупность многих умений или многих грамотностей, неразрывно связанных с чтением и письмом, применяемыми в учебном и социальном контексте, найдет свое место в научной и педагогической парадигме. Лозунгом обучения и самообразования можно будет сделать слова: “Учиться быть грамотным, чтобы грамотно учиться и учить”.

Литература:

  1. Евстифеева А.Г. Дидактические материалы к урокам химии. Ростов- на –Дону: Феникс 2004 г.
  2. Егоров А.С. Самоучитель по решению химических задач. Ростов –на-Дону: Феникс,2001 г.
  3. Малышкина В. Занимательная химия..С-Питербург: Тригон. 1998 г.
  4. Парминова Л.М. Функциональная грамотность/ неграмотность как социально-педагогичекое явление.