С понятием элементарная грамотность, функциональная грамотность, социальная компетентность члены педагогического коллектива школы познакомились в декабре 1999 года на научно-практической конференции, которую проводила Перминова Л.М., доктор педагогических наук, профессор кафедры философии, культурологии и методологических основ образования Санкт-Петербургского университета педагогического мастерства.
Функциональная грамотность – тот уровень образованности, который может быть достигнут учащимися за время обучения в основной школе, и предполагает способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе преимущественно прикладных знаний, т.е. социализацию личности. Обозначив одним из приоритетных направлений образовательной деятельности социализацию личности ребенка, педагогический коллектив МОСШ № 10 работает над внедрением инновационной комплексно-целевой программы “Формирование функциональной грамотности учащихся”.
Важнейшей задачей и функцией школьного образования является социальная адаптация школьников, которая осуществляется в процессе социализации. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года определяет социализацию приоритетным направлением деятельности общеобразовательных учреждений. Задача школы - создать условия для успешной социализации. На эффективность социализации влияет образованность человека, проявляющаяся в обученности, воспитанности, развитости. Начальным условием социализации является грамотность.
Задача определения функциональной грамотности обучающихся, заключается в определении
- их способности решать функциональные проблемы, с которыми они встречаются как субъекты
- обучения, общения, социальной деятельности и профессионального выбора.
Программа “ Формирование функциональной грамотности” реализуется во всех образовательных областях. Основными этапами работы по данной программе является следующее:
- создание образовательных маршрутов в соответствии с разделами программы
- разработка методических рекомендаций
- подбор диагностического инструментария
- отслеживание результатов.
Особое место в представлении о ФГ занимает деятельностная грамотность, или способность ставить и изменять цели и задачи собственной деятельности, осуществлять коммуникацию, реализовывать простейшие акты деятельности в ситуации неопределенности, применяя химическую грамотность. Так, в Учебных стандартах школ России (1998) вводится понятие химической грамотности, под которым понимается не только владение учащимися традиционными умениями производить вычисления и решать задачи на определение массовой доли вещества в растворе или количества вещества, нахождение массы веществ, но и получение теоретических знаний, усвоение основ химического языка, овладение элементами логического мышления . Такими же будут требования за пределами школы: в жизни надо уметь читать инструкции и этикетки по использованию различных химических веществ, стиральных порошков, чистящих средств в быту, приготовление растворов в консервировании, солении и т. д., читать инструкции по применению лекарств.
Согласно такому представлению о функциональной грамотности, её диагностика включает в себя:
- Процесс овладения грамотностью Освоение химического языка и знаковых систем, без которых невозможно получение химической информации и использование знаний в той или иной сфере жизни и деятельности.
- Процесс обучения Освоение знаний, умений, навыков по предмету и учебным дисциплинам.
- Процесс подготовки. Адаптация имеющихся и получаемых знаний, умений и навыков для выполнения практической, лабораторной работы, использование алгоритма при решении задач или для занятия определенного социального положения.Процесс воспитания. Освоение правил и норм культуры, традиций и особенностей народа, социального положения.
- Процесс образования, в узком значении этого термина. Т.е. составная часть интегрального процесса образования, имеющая целью обеспечить общий уровень культуры и знакомство с ценностями, установками и стандартами цивилизации.
Анализ методики Л.М.Перминовой по функциональной грамотности, позволил мне начать создавать образовательные маршруты для учащихся по химии с целью достижения ими функциональной грамотности. Для этого определила:
Вид функциональной грамотности, подлежащей освоению,- химическая грамотность, предмет химия, обеспечивающий ее формирование.
В образовательном стандарте по химии соотнесла содержание стандарта с требованиями учебной программы, определив, что учащиеся должны знать и уметь.
Соотнесла вид функциональной грамотности – химическая грамотность, со сферами минимального поля функциональной грамотности.
Сферы минимального поля:
“Человек – я - сам и его дом ” ОО “Природа ” О1 “Город ” О3 “Книга ” О5 “Прибор, модель.( Работа по алгоритму) О6
Содержание функциональной грамотности | Сферы минимального поля | Специальные предметные умения и навыки | Информационные | Интеллектуальные | Организационные | Коммуникативные |
Химическая грамотность | ОО | Уметь выполнять химические опыты, пользоваться хим. посудой, соблюдать правила тех. безопасности, готовить раствор с определенной массовой долей растворенного вещества, молярную массу, вычислять массу веществ, уметь использовать реакции соединения, замещения, нейтрализации. | Выделять главное, работать с текстом | Анализ, сравнение, обобщение классификац. | Целеполагание, самоанализ, взаимоконтроль | Вести беседу, объяснять |
О-2 | Знать законы сохранения массы веществ, о круговороте хим. элементов в природе, уметь записывать формулы кл. неорганических соединений, о скорости хим. реакций, знать о свойствах воды, воздуха, уметь распознавать галогены, металлы, кислород, кл. неорганических соединений. | Выделять главное, работать со справочн. литератур. |
Сравнение, рефлексия, анализ, синтез | Планирование Рефлексия |
Ставить вопросы | |
О-3 | Уметь по формуле определять кл. неорганических соединений, его свойства, читать формулы, уметь писать ее, давать характеристику его свойствам, писать уравнения реакций | Выделять главное, работать с текстом | Анализ, синтез, классификац сравнение | Работа в определенном темпе, взаимоконтрол | Вести беседу, объяснять, ставить вопросы | |
О-5 | уметь читать диаграммы, схемы уравнения реакций | Работать с учебником, текстом, документом | Анализ, обобщение, прогнозирование классификац | Планирование работа в определенном темпе | Осуществление самоконтроля |
Наиболее важным было определение методик, которые были бы пригодны для формирования функциональной грамотности. Владение ФГ связано с умением ученика использовать эти методики в своей повседневной деятельности.
Методики:
- Природа – городу - человеку
- Алгоритм
- ВРП – вижу – рефлексирую - прогнозирую
- За и против.
Этот выбор позволил сконструировать образовательные маршруты в сфере “Дом человека - человек – я сам ”.
Тема урока | Сфера | Методика | Учебн. знан. умения | Ситуации применения знаний |
1. Предмет химия. | О-2 О-3 О-5 |
“Природа-городу-человеку” “ За и против” |
Знания из др. предметов, явлений в природе веществ и превращений друг в друга | Использование различных веществ, продуктов, химические, физические, биологические явления вокруг нас |
2. Химическое оборудование. Правила ТБ. | О-О О-2 |
“Природа-городу-человеку” “ ВРП” “Алгоритм” “За и против” |
Правила работы с приборами, хим. оборудованием хим. реактив., первая помощь при хим. и терм. ожогах. | Правила работы с электрооборудованием, стир. порошком, мылами, средствами бытовой химии, укс. кисл., минеральн. удобрениями |
3. Смеси веществ. Разделение смесей. | О-О О-2 О-3 |
“Природа-городу-человеку” “ ВРП” “Алгоритм” “За и против” |
Знание понятий “ смесь”, умений разделять смеси веществ, очистки загрязненных смесей, методы очистки | Стирка, уборка, кухня, как разделить рассыпавшиеся вещества и т.д. |
4. Химические реакции, признаки хим. реакций | О-О О-2 О-5 |
“Природа-городу-человеку” “ ВРП” “За и против” |
Знание основных понятий о хим. реакциях, признаки протекания хим. реакций | Разбавление уксн. кислоты, сахара, соли в воде, гашение соды, обработка накипи. |
5.Простые и сложные вещества. Химические формулы веществ. | О-О О-2 О-3 |
“Природа-городу-человеку” “ ВРП” “За и против” |
Знание основных понятий, сложное и
простое в-во, уметь определять по формуле состав
и строение вещества, умение читать, работать с текстом, выделять главное. |
Чтение этикеток, покупка продуктов, минеральных веществ, бытовой химии, знание биологических добавок, консервантов |
14. Галогены | 0-2 0-3 |
“Природа-городу-человеку” “ ВРП” |
Знать строение атомов галогенов, химические свойства как окислителя, уметь распознавать галогены по формуле, хим. знаку, химическим свойствам. | Использование предметов бытовой химии, выведение пятен, работа с отбеливателями; умение читать этикетки, понимать, о каких галогенах идет речь, каково действие галогенов на кожу человека, уметь оказывать первую помощь. |
15. Металлы | 0-2 0-3 |
“Природа-городу-человеку” “ ВРП” |
Знать строение, химические свойства как восстановителя, уметь распознавать металлы по химической формуле, химическим свойствам, писать химические уравнения реакций с участием металлов. | Работа с инструкцией, использование нагревательных приборов, электроприборов, металлических предметов в строительстве и ремонте дома |
Методические рекомендации по формированию функциональной грамотности у обучающихся на уроках химии в 8-х классах.
Задачи:
- Формирование психологической установки на строгое и неукоснительное выполнение всех правил безопасности.
- Приобретение умений анализировать различные
ситуации в учебном процессе с точки зрения
безопасности жизнедеятельности учащихся и быстро принимать соответствующие решения. - Приобретение опыта безопасной постановки эксперимента и принятия решения в условиях моделирования чрезвычайных ситуаций и оказание первой медицинской помощи.
- Формирование у учащихся положительной мотивации изучения химии.
Тема урока | ЗУН | Формы и методы | Формируемые ф.г. |
1 .Устройство спиртовки и пламени. | Знать строение. Уметь работать, использовать правила ТБ |
Алгоритм, практическая работа, с/работа, контрольно-оценочная .деятельность | Правила работы с нагревательными приборами, оказания первой мед. помощи при ожогах. |
2. Озон. | Знать строение, значение, правила защиты и охраны озонового слоя. | Индуктивный, дедуктивный, тренинг, контр.оценочная деятельность | Применение аэрозолей, экологическая опасность. |
3. Энергия химических реакций | Знать процессы, уметь проводить энергетические процессы, правила ТБ | Алгоритм, с/работа, контрольно-оценочная.деятельность. | Горение газа, топливо,пожаротушители. |
4.Кислоты. | Знать строение, формулы, названия, правила.ТБ | Алгоритм, практическая работа, тренинг, контрольно-оценочная деятельность. | Правила ТБ при работе с кислотами, оказание медицинской помощи при ожогах чтение этикеток. |
5.Щелочи. | Знать строение, формулы, свойства, правила ТБ | Алгоритм, практическая работа, тренинг, контрольно-оценочная. деятельность | Прав. Тб при работе с щелочами, оказан мед. помощи, чтение этикеток |
6. Галогены. | Знать строение, свойства, применение, правила ТБ, | Алгоритм, практич. работа,тренинг, контрольно-оценочная деятельность. | Работа сотбеливателями, выведение пятен, использование бытовой химии, чтение этикеток. |
7. Металлы. | Знать строение, свойства, применение, правила ТБ | Алгоритм, практич. работа, тренинг, контрольно-оценочная деятельность | Работа с оксидами, щелочами, предметов строительства. |
8. Решение задач на массовую долю элемента. | Уметь решать задачи прикладного характера | Алгоритм, с/работа, контрольно-оценочная деятельность | Работа по инструкции, расчеты веществ в продуктах и т.д. |
9.Решение задач по уравнениям химических реакций. | Уметь решать задачи прикладного характера. | Алгоритм, с/ работа, контрольно-оценочн. деятельность | Работа по инструкции, расчет массы веществ в быту. |
Диагностический материал по изучению сформированности функциональной грамотности у учащихся по химии в 8-ом классе (приводятся примеры диагностик).
Диагностический материал к теме: “ Ознакомление с устройством спиртовки, пламени”
1. При нагревании жидкости в пробирке вы…
а/ наливаете жидкости побольше, чтобы посильнее плескалось и брызгало, заливало стол и тетради,
б/ нагревая, заглядываете внутрь пробирки в надежде увидеть скорейшее закипание,
в/ помните, что держать горячую пробирку пальцами, неудобно, вы должны заставить кого-нибудь из соседей сделать это или положите пробирку на свою тетрадь.
2. Представьте, что работаете в химической лаборатории и подруга принесла пирожное и предлагает попить чайку- вы…
а/ завариваете чаек на спиртовке в химическом стакане и “расчищаете” место для пирожного на рабочем столе,
б/ приглашаете зайти в другую комнату, где не проводятся опыты.
в/ предложите свой вариант.
3. Вы получили ожог от пламени спиртовки
а/ смазываете ожог зеленкой,
б/ промоете раствором марганцовки,
в/ смажете растительным маслом ,
г/ промоете и положите стерильную повязку.
По теме: “Галогены.”
1. Вам надо удалить пятна различного происхождения: ржавчина, сливочное масло, кофе, йод, морковный сок, вишневый сок мясной соус. В вашем расположении: персоль, стиральный порошок, Уф - лампа, зубной порошок, бензин, лимонная кислота. Подберите средства выведения для каждого пятна.
2. В результате проведения опытов выделился газ- хлор. Чтобы не надышаться, нужно
а/ прекратить проведение опыта | б/ вызвать учителя |
в/ открыть окно | г/ одеть ватно-марлевую повязку |
3. Почему вокруг газоотводной трубки помещают ватку при получении хлороводорода:
а/ чтобы была герметична
б/ чтобы хлороводород не выделялся в воду
По теме “ Энергия химических реакций”
1. Вычислить количество теплоты, которое выделилось при окислении90 гр. глюкозы.
2. Человек в теплой комнате съедает 100 гр. сыра ( энергетическая ценность его составляет 15,52 кДж/г). Если предположить, что в организме не происходит накопление энергии, то какую массу воды он испарил с поверхности кожи, чтобы установилась первоначальная температура?
3. На какую высоту можно подняться человеку массой 75 кг, если считать, что на работу тратиться 25 % энергии?
Предлагаю примеры мониторинга по некоторым темам:
Уровень сформированности функциональной грамотности у обучающихся в 8-х классах.
Диагностика 1. Знание основных терминов, определений, умение оперировать ими.
ОПТИМАЛЬНОЕ | ДОПУСТИМОЕ | КРИТИЧЕСКОЕ | |
8-а | 35,7% | 48,8% | 15,5% |
8-6 | 37% | 62,9% | 0% |
8-в | 36,36% | 53% | 13,64% |
Диагностика 3. Значение простых веществ, встречающихся в повседневной жизни.
ОПТИМАЛЬНОЕ | ДОПУСТИМОЕ | КРИТИЧЕСКОЕ | |
8-а | 38,4% | 46,1% | 15,3% |
8-6 | 37% | 40,7% | 7,4% |
8-в | 35,4% | 54,5% | 10,1 |
Диагностика 4. Знание основных классов неорганических соединений, применяемых в повседневной жизни.
ОПТИМАЛЬНОЕ | ДОПУСТИМОЕ | КРИТИЧЕСКОЕ | |
8-а | 34,6% | 53,8% | 11,5% |
8-6 | 37,03% | 62,9% | 0% |
8-в | 35,45% | 54,5% | 10,1% |
Затем строится диаграмма, на которой четко прослеживаются результаты.
ОПТИМАЛЬНОЕ | ДОПУСТИМОЕ | КРИТИЧЕСКОЕ | |
8-а | 34,60% | 53,80% | 11,50% |
8-б | 37,03% | 62,90% | 0% |
8-в | 35,45% | 54,50% | 10,10% |
Большое количество учащихся не подозревают о том, что у них отсутствуют необходимые навыки для обеспечения жизненного уровня в обществе, которое становится все более технологическим и связанным с международным рынком.
Думается, что в новом веке “новая грамотность” как совокупность многих умений или многих грамотностей, неразрывно связанных с чтением и письмом, применяемыми в учебном и социальном контексте, найдет свое место в научной и педагогической парадигме. Лозунгом обучения и самообразования можно будет сделать слова: “Учиться быть грамотным, чтобы грамотно учиться и учить”.
Литература:
- Евстифеева А.Г. Дидактические материалы к урокам химии. Ростов- на –Дону: Феникс 2004 г.
- Егоров А.С. Самоучитель по решению химических задач. Ростов –на-Дону: Феникс,2001 г.
- Малышкина В. Занимательная химия..С-Питербург: Тригон. 1998 г.
- Парминова Л.М. Функциональная грамотность/ неграмотность как социально-педагогичекое явление.