Цели урока:
- Обеспечить в ходе урока усвоение следующих
понятий:
- соли аммония
- качественные реакции на ион аммония
- химические свойства солей аммония
- Формирование следующих специальных умений и
навыков:
- умение составлять химические уравнения реакций
- умение пользоваться химической символикой и химическим языком
- умение работать с химическим оборудованием и химическими реактивами
- Воспитание самостоятельности при выполнении лабораторных работ, упражнений, бережного отношения к окружающей среде, соблюдение правил техники безопасности
- Развитие творчества, интереса к предмету, развитие интеллекта, эмоциональной мотивации в развитии личности, работа с учебником.
Задачи: к следующему уроку учащиеся должны:
знать:
- качественные реакции на ион аммония
- способы получения солей аммония на примере хлорида аммония
уметь:
- составлять соответствующие уравнения реакций, отражающие свойства солей аммония
- проводить эксперимент, отражающий свойства солей аммония.
Ход урока
1. Орг. момент (1-2 мин).
2. Введение: на прошлом занятии мы рассматривали соединения азота со степенью окисления (-3) на примере аммиака. На данном уроке мы продолжим рассматривать соединения азота с этой степенью. Но прежде повторим пройденный материал.
3. Проверка д/задания – тестовая работа (5 мин) Отметки за тест будут выставлены на следующий у рок Приложение 1.
4. Работа по теме урока:
1. Pапись в рабочей тетради темы урока, числа.
2. Чтобы рассмотреть свойства солей аммония вспомним как образуется ион аммония.
Слайд 1 в приложении 4. ( дальше на протяжении урока работаем с презентацией)
Зачитываем стихотворение со слайда.
- почему же аммиак богач?
- почему аммиак бедняк?
Вывод: при образовании донорно-акцепторной связи- образуется ион аммония, обладающий такими же свойствами как ионы К +, Na+при взаимодействии с ионами Cl- , SO42- образуются соли аммония.
Образование солей аммония. (получение – сообщение учащихся на 2 мин)
Демонстрация “дым без огня”.
Запись уравнения реакции.
Какими еще способами можно получить соли аммония слайд 2
Будут ли соли аммонии проявлять характерные свойства класса солей?
- ответы учащихся.
Для того чтобы убедиться, в этом выполним лабораторную работу.
Открыть технологическую карту по лабораторной работе приложение 3
Записали название лабораторной работы, цель, таблицу. Вспомним правила техники безопасности слайд 3. Учащиеся работают по группам. Дальше каждая группа рассказывает о своей работе с записью уравнений реакции на доске. Время выполнения 7 мин.
Для каждой группы учитель задает вопрос
? Будут ли соли аммония проявлять свойства класса солей?
? Каким образом можно определить ион аммония?
Качественной реакцией на ион аммония является реактив Неслера. Слайд 4
Запись вывода:
Качественными реакциями на ион аммония являются
- взаимодействие с щелочами
- разложение солей аммония с выделением аммиака
- реактив Неслера.
6. Среди солей аммония можно выделить средние, кислые соли. Что значит кислые соли?.
7. применение солей аммония – работа с учебником по параграфу №26.
8. Проверка знаний: дифференцированная работа приложение 2 Проверка на выбор и пожелание учителя.
9. Выставление отметок, дом. задание.
10. Для развития интереса к предмету – демонстрация : разложения бихромата аммония.
Литература:
- Электронный учебник Химия 9 кл.
- Врублевский А.И. Химия элементов. Минск: Юнипресс; 2002г.
- Евстафеева А.Г. Дидактические материалы к урокам химии: Ростов- на Дону Феникс; 2004г.
- Сорокин В.В. Тесты по химии. М; Учебная литература1997г.