Комментарии автора
Современный рынок труда диктует свои условия, и эти условия требуют от обучающихся знаний, как о собственном потенциале возможностей, так и о содержании профессиональной деятельности. В связи с этим, успешность профессионального выбора обучающихся в дальнейшем будет также зависеть от умения грамотного анализа профессиональной деятельности.
Основой для формирования у обучающихся умения анализа профессиональной деятельности на уроке может стать системная профессиограмма, включающая в себя два понятия:
Профессиограмма – как описательно-технологическая характеристика различных видов профессиональной деятельности, сделанная по определенной схеме и для решения определенных задач.
Психограмма – как характеристика профессионально важных качеств (ПВК) человека, необходимых для успешного выполнения данной трудовой деятельности.
Изучение профессиограмм в образовательном процессе подчиняется как потребностям определенной группы обучающихся, в опоре на результаты изучения их индивидуального профессионально-личностного потенциала, так и классификации типов профессий.
Критериями сформированности умений анализа профессиональной деятельности являются:
Умение выявлять классификационные признаки профессиональной деятельности, проводить сравнительный анализ профессий.
Умение составлять описание профессий, раскрывать ее специфику и давать краткую характеристику технологических и психологических параметров деятельности профессионала, составлять профессиограмму профессии.
Умение соотносить данные анализа профессиональной деятельности, знаний о рынке труда, со знаниями о собственных психологических и физиологических возможностях и их применении в условиях той или иной профессиональной деятельности.
Таким образом, для того, чтобы в результате освоения учебного модуля “Мир профессий” обучающиеся смогли грамотно осуществлять анализ профессиональной деятельности, необходимо не простое знакомство с профессиограммой как характеристикой профессии, а поэтапное, из урока в урок, изучение ее структуры, содержания, понятий. Использование технологии построения модуля по принципу “тема в теме” позволяет не только решать задачи курса, реализовывать принцип преемственности знаний при организации учебного процесса, но и максимально увеличить эффективность восприятия обучающимися важного, с точки зрения их профессионального самоопределения, материала.
Цель урока: формирование представления о проведении анализа профессий на основе классификации типов профессий.
Задачи урока:
- Познакомить обучающихся с основными понятиями по теме и видами классификаций профессий.
- Развивать у обучающихся способность к анализу, синтезу, классификации и обобщению.
- Формировать у обучающихся устойчивый интерес к получению знаний, необходимых для успешного профессионального самоопределения.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Обучающиеся должны знать:
- Понятия “профессия”, “специальность”, “специализация”, “должность”, “профессиональный путь”.
- Классификацию профессий.
- Критерии анализа профессий.
Обучающиеся должны уметь:
- Оперировать понятиями по теме урока.
- Проводить анализ профессии на основе классификации профессий.
Формы работы: беседа, решение ситуационных задач, тестирование, самостоятельная работа.
Оборудование:
- таблица “Классификация профессий”;
- раздаточный материал “План анализа профессии (структура профессиограммы)”;
- иллюстрации с изображением людей, представителей различных профессий;
- бланки опросника для обучающихся;
- эпиграфы на доске
- “Начало – более чем половина всего”. Аристотель;
- “Время и случай ничего не могут сделать для тех, кто ничего не делает для себя самого”. Дж. Каннинг.
Межпредметные связи: история, обществоведение.
Ход занятия
1. Организационный этап.
Вступительное слово педагога
Чем ближе окончание школьного обучения, тем чаще вам придется задумываться над тем, кем быть, какую профессию выбрать. “Кем вы работаете?” - это чуть ли не первый вопрос, возникающий у людей при знакомстве. Даже маленькие дети интересуются: “А кто твои папа и мама?”. Ведь профессиональная принадлежность - одна из значимых характеристик любого человека. Работа и все, что с ней связано, занимают половину нашей жизни. Вот почему найти себя в мире профессий означает возможность достойно жить, чувствовать себя нужным людям, получать радость от работы, максимально проявлять свои способности, а значит, на долгие годы оставаться “в форме”, сохраняя физическое и психическое здоровье.
Выбор профессии - твой первый шаг к самостоятельной жизни, от которого зависит, как сложится твоя дальнейшая судьба. Сделать этот выбор очень нелегко, необходимо быть внутренне готовым и уверенным в том, что шаг делается в нужном направлении. А поэтому к профессиональному выбору нужно относиться серьезно и ответственно. Для того, чтобы не совершить ошибку в предстоящем вам выборе, необходимо научиться разбираться в особенностях профессиональной деятельности и специфике профессий.
Формулировка темы и целей и задач урока
Формулировка темы, цели и задач урока осуществляется педагогом совместно с обучающимися.
2. Этап изучения нового материала
На прошлом уроке, рассматривая профессиональную деятельность человека, мы затронули такое понятие как “профессиограмма”. Вспомним, что оно обозначает и, чем может помочь профессиограмма при выборе профессионального будущего.
Обучающиеся формулируют понятие и основные функции профессиограммы, с опорой на план анализа профессии (структуру профессиограммы), выданной каждому школьнику:
Профессиограмма – это описательно-технологическая характеристика различных видов профессиональной деятельности, сделанная по определенной схеме и для решения определенных задач.
Функции: раскрытие основных характеристик профессиональной деятельности, требований, предъявляемых к специалисту в области профессиональной подготовки, наличию определенных способностей, умений и навыков, психологического и физиологического здоровья.
План анализа профессии.
Название профессии, специальности.
История профессии.
Общие сведения о профессии (сфера труда, отрасль народного хозяйства, тип профессии, класс профессии как доминирующие виды деятельности, отделы профессий, группы профессий).
4. Специальности.
5. Уровень базовых знаний.
6. Качества, определяющие успех в работе. Способности. Личные качества.
Медицинские противопоказания.
Родственные профессии.
Область применения.
Пути получения профессии.
Чтобы начать изучение нового материала, обратимся к основным понятиям, без которых невозможно разобраться в особенностях профессиональной деятельности человека, в особенностях построения профессиограммы.
Основные понятия фиксируются обучающимися в тетради.
Слово “профессия” (от лат. pгоfеssio - “объявляю своим делом”, “говорить публично”, “заявлять”) означает род трудовой деятельности, требующей определенной подготовки и являющейся источником к существованию.
Профессия - это знания, умения, личные качества, необходимые для того, чтобы успешно заниматься данной работой, получая вознаграждение за свой труд.
Профессия - это группа родственных специальностей и специализаций с разными квалификационными уровнями. Понятие “профессия” обозначает достаточно широкий спектр трудовых функций, но часто возникает потребность в определении конкретной работы, которую выполняет человек, то есть его специализации.
Специальность – (от лат. species – род, вид) – вид занятия в рамках одной профессии.
Например: врач – хирург, терапевт, офтальмолог, отоларинголог и др.
Это необходимая для общества ограниченная область приложения физических и духовных сил человека.
Специализация - это узко дифференцированная область трудовых функций, определяющая форму разделения труда и ее рациональную организацию.
Например:
- профессия - врач, специальность - хирург, специализация - нейрохирург, кардиохирург, хирург-стоматолог и т.д.;
- профессия - машинист, специальность - машинист-крановщик, специализация - машинист мостовых кранов, машинист автомобильных кранов, машинист кранов- трубоукладчиков и т.д.
Должность - это трудовой пост, положение работника в конкретном органе аппарата управления, который отражает обязанности, права и ответственность. Должность фиксирует принадлежность к той или иной управленческой цепочке.
Например: должность “главный врач” имеет смысл лишь в цепочке, где наряду с ней есть участковый врач, палатный врач; наличие подчиненных задает дополнительные права и ответственность, определяет границы власти и компетентности.
Практическое задание. Обучающимся предлагается рассмотреть иллюстрации с представителями различных профессий и называть изображенные профессии и специальности.
Если попросить человека перечислить известные ему профессии, то, как показывает практика, полученный список будет включать в себя не более ста наименований, хотя на сегодняшний день в России существует более 20 тысяч профессий. Чтобы ориентироваться в этом изобилии, необходима систематизация всего массива профессий на отдельные группы профессий. Существует немало вариантов классификации профессий, например (представляются варианты опорных таблиц “Классификация профессий”):
Классификация профессий:
- по отраслям народного хозяйства: профессии сферы образования, здравоохранения, обслуживания, сельского хозяйства, добывающей и перерабатывающей промышленности и прочие;
- по приоритетным областям научного знания: профессии химические, юридические, экономические, биологические и др.;
- по степени востребованности: очень востребованные, менее востребованные.
Или другая классификация типов профессий:
- по предмету труда: “Человек - Природа”, “Человек - Техника”, “Человек - Человек”, “Человек - Знаковая система”, “Человек - Художественный образ”;
- по средствам труда: ручные, механические, автоматические, функциональные, теоретические;
- по условиям труда: бытовой микроклимат, открытый воздух, моральная ответственность, необычные и экстремальные условия;
- по проблемности трудовых ситуаций: работа по алгоритму, решение проблем;
- по коллективности процесса: индивидуальный, коллективная работа;
- по ответственности в труде: моральная, материальная.
В самом деле, когда человек работает, его внимание направлено не на отрасль (как бы она ни была хороша или престижна и т. п.), а на предмет (объект) труда. С предметом труда человеку нужно что-то сделать - цель труда. В любом труде есть орудия, средства. Наконец, для человека существенно, в каких условиях протекает его работа. Рассмотрим классификацию профессий по этим четырем признакам.
Обучающиеся работают с раздаточным материалом (таблица “Классификация профессий”) под руководством педагога. В ходе изучения классификации обучающиеся проводят анализ профессий “водитель”, “менеджер”, “следователь”.
Классификация профессий
Группы профессий по условиям труда Б - бытовые условия труда. О - труд на открытом воздухе. Н - необычные условия труда. М - морально-ответственные условия труда. |
Отделы профессий по орудиям труда Р - ручные орудия труда. М - машинно-ручные орудия труда. А - автоматизированные орудия труда. Ф - функциональные орудия труда. |
Классы профессий по цели труда Г - гностические (узнать, различить, разобраться, определить, классифицировать, сортировать, проверять, оценивать, исследовать, контролировать). П - преобразующие (преобразовать, обработать, упорядочить, организовать, переместить). И - изыскательские (изобрести, придумать, найти новый вариант, результат). |
Типы профессий по предмету труда Ч-П - “Человек - Природа”, Ч-Т - “Человек - Техника”, Ч-Ч - “Человек - Человек”, Ч-ЗС - “Человек - Знаковая система”, Ч-ХО - “Человек - Художественный образ” |
Эту схему можно рассматривать и как “лестницу”, по которой вы можете подниматься, обдумывая выбор будущего трудового пути (от уточнения типа профессии, до определения условий ее труда).
3. Этап закрепления нового материала
Чтобы закрепить изученный материал, выполним несколько практических заданий. Для начала каждому из вас необходимо определить, что уже сделано для выбора подходящей профессии. Для этого вам предлагается маленький и совсем несложный тест.
Практическое задание 1: Тест “Готов ли ты к выбору профессии?”.
Обучающимся предлагается ответить на вопросы теста, поставив в соответствующей графе таблицы “да” или “нет”.
После выполнения теста результаты обрабатываются обучающимися под руководством педагога, и проводится обсуждение полученных результатов.
Практическое задание 2: Соотнесение понятий и категорий.
1). Обучающимся предлагается самостоятельно определить профессии, специальности, специализации, должности из предложенного преподавателем списка.
Учитель диктует слова вразбивку, обучающиеся самостоятельно их классифицируют и записывают в 4 столбика. После выполнения задания может проводиться анализ правильности выполнения работы. Спорные моменты выносятся на обсуждение.
Профессии | Специальности | Специализации | Должности |
врач преподаватель медсестра агроном бухгалтер |
педиатр учитель начальных классов автослесарь продавец непродовольственных товаров инженер-конструктор |
семейный доктор слесарь по ремонту радиоаппаратуры продавец бакалейного отдела |
главврач вахтер директор фирмы сторож завуч дворник |
2). Распределите приведенные в предыдущей таблице слова по отношению к преобладанию в них умственного или физического труда.
Преобладает умственный труд | Преобладает физический труд |
Работы сдаются педагогу, оценки объявляются на следующем уроке.
4. Этап подведения итогов
Подведение итогов и формулирование выводов по занятию:
- Что нового узнали на сегодняшнем уроке?
- Что понравилось, какую пользу извлекли из полученных знаний?
- Что вызвало затруднения и над чем еще нужно поработать?
Заключительное слово педагога
На сегодняшнем уроке мы рассмотрели важные аспекты классификации профессий, расширили свой словарный запас новыми понятиями по теме “Мир профессий” и сделали первый шаг к освоению умения анализировать профессиональную деятельность.
Домашнее задание
Подготовить анализ не менее трех профессий родственников иди соседей по типу задания “Соотнесение понятий и категорий”.