Цели:
- Раскрыть идею и смысл рассказа К.Г. Паустовского “Корзина с еловыми шишками”.
- Учить выразительности чтения, развивать творческие способности.
- Воспитывать эмоционально-чувственное отношение к природе.
Оборудование:
- Выставка произведений К.Г. Паустовского.
- Портрет К.Г. Паустовского.
- Портрет Грига.
- Грамзапись.
- Акварельные краски.
- Альбомные листы.
I. Организационный момент.
II. Речевая разминка. (Упражнения, направленные на отработку произношения и правильного чтения.)
Итак, начнем наш урок с упражнений, которые помогут нам правильно произносить и читать.
1. Прочитать слова с четким проговариванием:
кот – рот – вот | вол – вёл – вол |
день – пень – тень | мыл – мил – мыл |
лось – нос - вёз | коза – коса – коза |
сыр – жир – сыр |
2. Прочитать скороговорку с логическим ударением на каждом слове.
Дарья дарит Дине дыни.
III. Проверка домашнего задания.
1. Фотографирование.
Теперь приготовьтесь сфотографировать слова.
|
Какую словесную иллюстрацию вы бы нарисовали, используя эти слова?
К какому рассказу подходит эта иллюстрация.
2. Краткий пересказ рассказа Бориса Житкова “Как я ловил человечков” (От лица рассказчика)
Вопросы задают ученики, самостоятельно составленные дома. Примерные вопросы.
- Чем понравился вам прочитанный рассказ Бориса Житкова?
- В чем, по-вашему, проявилась любознательность его главного героя?
- Думали ли вы, читая рассказ, что в пароходике на самом деле живут человечки?
IV. Сообщение темы и задач урока
- Ребята посмотрите, чей это портрет? (Это портрет Константина Паустовского)
Сегодня на уроке мы продолжаем знакомиться с произведениями писателя Константина Георгиевича Паустовского
Какие его произведения вы можете назвать? (- “Растрепанный воробей”; “Вода из реки Лимпопо”.)
В своих произведениях, написанных для детей (это сказки и рассказы) писатель рассказывал о таинствах природы, о родстве всего живого с целым миром.
Паустовский в своих книгах открывал для всех и каждого “ключ к прекрасному”, романтичному даже в обычной жизни.
И эти его стоки мы возьмём Эпиграфом к нашему уроку.
Нет хуже, когда у человека душа сухая. Вянет от такой жизни, как трава от осенней росы.
Но Паустовский писал не только о природе, но и о замечательных людях. Писатель встречался со многими знаменитыми людьми: поэтами, художниками, музыкантами. У него была мечта: собрать сборник биографий наиболее интересных знаменитых людей, описать некоторые случаи из их жизни.
Сегодня мы прочитаем рассказ “Корзина с еловыми шишками”, повествующий об одном из таких знаменитых людей. Но это еще одно из самых поэтичных рассказов Паустовского.
V. Словарная работа
Но прежде чем мы прочитаем рассказ, давайте выясним смысл незнакомых для вас слов.
1. Эдвард Григ (сообщение читает подготовленный ученик).
Эдвард Григ – норвежский композитор, родился 15 июля 1843 года в небольшом приморском городе Бергене. Отец был британским консулом, а мать пианисткой, именно она дала сыну начальное музыкальное образование, т.к. музыка притягивала Эдварда с раннего детства. В 1862г. Григ окончил Лейпцигскую консерваторию в Германии и стал писать музыку.
Одним из первых, кто оценил его музыкальные произведения, был великий сказочник Г.Х. Андерсен.
Эдвард Григ писал музыку и к литературным произведениям, которые ставились в театрах. Он был знаком с такими всемирно- известными людьми как великий венгерский композитор Ференц Лист и Петр Ильич Чайковский – великий русский композитор. Эдвард Григ и сам был одним из талантливейших композиторов нашего века.
2. Белые ночи – ночи на севере, когда сумерки не переходят в темноту.
3. Город Берген – город в Норвегии.
4. Ботфорты – сапоги с длинными голенищами.
5. Кафельная печка – печка, обложенная кафелем.
6. Портьеры – шторы.
7. Дровосек – лесоруб; тот, кто занимается рубкой леса.
8. Талант – выдающиеся врожденные качества, особые природные способности.
9. Аккорды – одновременное звучание нескольких звуков.
VI. Первичное чтение
А сейчас познакомимся с произведением Паустовского “Корзина с еловыми шишками”.
1-ю часть этого рассказа прочитает артиста Государственного Академического малого театра России: Нина Корниенко. Обратите внимание на интонацию, дикцию при прослушивании.
А также в чтении примут участия подготовленные ученики.
а) Чтение. Громзапись.
начало – до слов …
“… Всем известно, что осиновые листы дрожат даже от птичьего свиста”
б) Чтение по ролям подготовленными учениками.
в) Чтение учителем под музыку Э. Г рига от слов “Сначала она ничего не слышала ...” и до конца.
VII. Беседа эмоционально оценочного характера
- О ком этот рассказ? (Этот рассказ о великом норвежском композиторе Эдварде Григе и о девушке Дагни – дочери лесника).
- Какие картины вы представили себе, слушая это произведение?
Да, Константин Паустовский так ярко, точно выразительно описал этот случай, что мы живо представляем себе всё, о чем прочитали.
VIII. Повторное чтение.
1. - Сейчас поработаем над выразительностью чтения, будьте внимательны, а также будьте готовы отвечать на вопросы.
а) чтение по цепочке по предложениям. (1,2,3 абзац)
б) чтение “канон” с 4-го абзаца
в) чтение по ролям диалога, исключая слова автора.
2. Вопросы по прочитанному.
Где и когда отдыхал композитор?
О какой беде поведала девочка?
Как решил помочь ей Эдвард Григ?
3. Чтение “разведка”
А теперь приготовьтесь к чтению “разведка”.
Давайте вспомним памятку.
- Плотно сожми губы и зубы.
- Поставь пальцы на начало и конец строки.
- Читай только глазами.
- Найди в тексте ответы на вопросы.
Вы должны ответить на следующие вопросы, подтвердив словами из текста.
- Где писал Эдвард Григ музыку для дочери лесника?
- Какие чувства передавал рояль? (подтвердите словами из текста)
- Что представлял композитор, сочиняя музыку?
- Кто подслушивал автора музыки? И как описал это Паустовский?
- Услышила ли эту музыку Дагни?
- Какое впечатление произвела на Дагни музыка Грига? Прочитайте.
- За что Дагни была благодарна Григу? Прочитайте эти строки.
- Почему рассказ назван “Корзина с еловыми шишками”, а не музыка для Дагни или ещё как-нибудь, как вы считаете?
- Какова по-вашему основная мысль этого рассказа?
“Волшебник и великий музыкант”. О ком же эти слова? Чьи это слова?
Да, мы должны быть благодарны писателю Пайстовскому за то, что он подарил нам такой замечательный рассказ о великом норвежском композиторе Григе. Оба они – великие мастера: один словами, другой музыкой пробуждают в нас чистые и добрые чувства. И люди всех времен будут признательны им за это.
IX. Творческая работа
- А сейчас мы с вами ещё раз послушаем удивительную музыку Грига, а вы в это время, постарайтесь выразить в цвете, красками свои чувства, которые при этом возникнут.
X. Итог урока
Что же нового вы узнали сегодня на урок?
Чем вам этот урок запомнился?
XI. Домашнее задание.
I - вариант выразительно читать с. 33-41, описать иллюстрацию в учебнике.
II - вариант найти в рассказе описание осени, зимы, белых ночей. Выписать из этих фрагментов сравнения, олицетворения.