Конспект внеклассного занятия по истории "Колымская трагедия"

Разделы: История и обществознание


Опять поминальный приблизился час,
Я вижу, я слышу, я чувствую вас…
Хотелось бы всех поименно назвать,
Да отняли список, и негде узнать.

/А. Ахматова/

Цели занятия:

Воспитательные:

Формировать у подростков патриотическое сознание, социальную активность и гражданскую позиции; воспитывать гуманное отношение к людям, пострадавшим от репрессий; развивать доброжелательность, чувство справедливости, гордости за своих соотечественников, земляков, за их мужество; воспитывать ответственность за свои поступки.

Развивающие:

Совершенствовать умения и навыки ведения дискуссии; грамотно строить монологические речи; формулировать вопросы; сжато давать ответы; выступать с докладами; анализировать исторические документы

Образовательные:

Рассмотреть статистику арестов по политическим делам в 30 – 50-е годы; познакомить учащихся с трагическими судьбами политических заключённых, на примере Н.И.Спиридонова и В.Шаламова, отбывавших наказание в лагерях на Колыме; рассмотреть во взаимосвязи и взаимозависимости явления политики, экономики, культуры “Дальстроя” в 30-50-е года; углубить знания учащихся по данной теме в курсе Отечественной истории.

Оборудование:

- Копии архивных документов (приказы по зырянскому отделению “Дальстроя” за 1942, 1943, 1953, 1956 гг.)

- Реквизиты для мини-спектакля;

- Экспозиции по разделам: “История ссылки и каторги России”, “Политические репрессии в СССР”, “Путь через ГУЛаг”, “Бутовский полигон”

- Выставка художественной и документальной литературы по теме: В. Шаламова “Колымские рассказы”, А. Солженицына “Архипелаг ГУЛАГ”; А. Рыбакова “Дети Арбата”; В. Высоцкого “Черная свеча”; М.Толмачева “Такая долгая полярная ночь”;

- Материалы о жизни и деятельности Н.И. Спиридонова (Теки Одулок)

Тип занятия: обобщения и систематизации знаний. Интегрированное факультативное занятие с применением театральных воспитательных технологий.

Межпредметные связи: история + краеведение + литература + информатика.

Методические рекомендации: Материал данного занятия может быть использован для проведения классного часа, посвященного Дню памяти жертв политических репрессий - 30 октября. Данная, тема вынесена на факультативный или элективный курс, если в календарно – тематическое планирование не включён региональный компонент. Также могут быть проведены интегрированные уроки: история, краеведение - география, история - информатика и т. Данный материал может быть использован для дидактической поддержки учителей истории, литературы, краеведения.

Ход занятия

I часть.

1. (вводное слово учителя, устный журнал).

Учитель: На уроках истории мы изучаем далеко неоднозначный периода в истории Советского Союза – 30-50-ые годы - время господства репрессивной системы, время разгула “большого террора”. Сегодня нам предстоит, более подробно познакомимся с историей Колымского края, который стал “лагерной столицей”.

Предлагаем вашему вниманию устный журнал подготовленный учащимися 11 класса

1 ученик: К середине 20-х годов лагеря для заключенных раскинулись по всей стране, в особенности в её северных и необжитых районах. В 1930г. в связи с этим учреждается Главное управление лагерей (ГУЛаг). Но символом самых суровых лагерей к тому времени стала Колыма.

<Рисунок 1>

2 ученик: В 1928 г. здесь нашли богатейшие месторождения золота. Три года спустя приняли решение осваивать их силами заключенных. Во главе предприятия “Дальстрой” поставили видного чекиста Э. Берзиня. Первую группу заключенных (более 200 человек) направили на Колыму осенью 1931г. До места добралось около 50 человек – остальные погибли в тяжелом пути.

1 ученик: 4 февраля 1932 г. в бухту Нагаево приехал сам Берзинь. На берегу в это время стояло около 17 строений…Однако вскоре работа закипела. На Колыму прибывали новые, уже многотысячные, партии заключенных. Через некоторое время на берегу выросла столица Колымы – Нагаево (Магадан).

2 ученик: В 1937 г. режим лагерей сделался более жёстким. Проводником новой политики стал знаменитый полковник Гаранин, сменивший арестованного Берзиня. Рабочий день заключенных зимой увеличился с шести до десяти часов. В 1938 г. им запретили носить меховую одежду; разрешены были только ватники. Обувью заключенным часто служили лапти и даже автопокрышки, привязанные к ногам проволокой.

<Рисунок 2>

1 ученик:

На Колыме в разные годы отбывали наказание 2,5 миллиона человек, из них погибло 950 тысяч человек. Умирали от истощения и связанных с ним болезней.

1 ученик:

Размер пайка стал для лагерной администрации главным средством заставить заключенных до конца выкладываться на работе. Ударникам полагался усиленный паек и возможность досрочного освобождения, а тем, кто не выполнил норму, безжалостно паек урезали.

2 ученик:

С 1938 года начали проводить массовые расстрелы, тем самым избавлялись от неугодных заключенных.

Годы “большого террора” (1937-1938) унесли неизвестное до сего времени количество жизней наших соотечественников. Поражают даже официально опубликованные его итоги: 1 344 923 арестованных, 681 692 расстрелянных. По данным Комиссии ЦК от 1962 года 19 миллионов арестованных, не менее 7 миллионов расстрелянных.

2 ученик:

Нужно сто Львов Толстых и тысячу Александров Солженицыных, чтобы описать весь ужас “большого террора” 30-х годов.

Чтец:

Перед этим горем гнутся горы,
Не течет великая река,
Но крепки тюремные затворы,
А за ними “каторжные норы”
И смертельная тоска.
Для кого-то веет ветер свежий,
Для кого-то нежится закат –
Мы не знаем, мы повсюду те же,
Слышим лишь ключей постылый скрежет
Да шаги тяжелые солдат.

/А.Ахматова “Посвящение”/

2. Доклад учащегося

Учитель: С чего начались политические репрессии в новом государстве советов, какие слои населения они затронули, как отразились на жизни всего народа? На эти вопросы вы сможете ответить, прослушав доклад “Шаги политических репрессий в СССР”.

Приложение 1.

<Рисунок 3, 4, 5>

3. Работа с документами: Учащиеся, по группам, работают с отрывком из письма академика Павлова И.П. “Своевременные мысли, или Пророки в своем Отечестве” и копиями приказов по зырянскому отделению “Дальстроя”

Учитель: Потери населения Советского Союза в Великой Отечественной войне были огромны. При общем населении в 195 млн. человек страна потеряла, по официальным — явно заниженным — данным, 27 млн., из них только 8,7 млн. погибли на фронте (альтернативные оценки вдвое больше), остальные — гражданские жертвы войны или участники партизанских действий.

img6.jpg (118020 bytes)

<Рисунок 6, 7>

Сейчас я предлагаю вам разделиться на две группы для работы с документами. Первая анализирует копии приказов по зырянскому отделению “Дальстроя”, вторая – отрывок из письма академика И.П. Павлова и отвечаете на предложенные вопросы.

Задание 1.

Какими методами лагерная администрация воздействовала на повышение производительности и дисциплины заключенных? (За выполнение повышенной нормы выдавали повышенную продуктовую пайку; за нарушение трудовой дисциплины (опоздание на работу) документы передавались на рассмотрение в суд, для продления срока)

Приказ № 2

По Зырянскому Угольному району ДСУ от 2-го января 1942г.

1. За несвоевременный обмер остатков угля на отвалах, чем вызвана задержка представленных сведений в Дальстройуголь и за нетактичное поведение маркшейдеру р-на т.Маханенко С.М. объявить выговор и предупредить, что в случае повторения подобных случаев будут переданы в суд.

Начальник “Зырянугля” /Жигунков/

Приказ № 31

По Зырянскому Угольному району ДСУ от 7-го февраля 1942г.

1. За добросовестную работу по погрузке автомашин и сокращение времени на погрузку против заданных норм на 100% и более процентов з/к работающих в ПРЧ:

1. Фогереву Н.В. выполнившему норму в III декаде на 251 %
2. Пивоварову П.А. на 208 %
3. Никулину Г.В. на 206%
4. Бычкову А.Н. на 203 %
5. Пушкареву Н.В. на 205 %
6. Пушкову И.М. на 200%
7. Рябоконь Г.Г. на 200%
8. Корякову Я.П. на 200%
9. Киш В.И. на 203 %
10. Фургачеву М.Д. на 211%
11. Колупах К.Н. на 201,5%
12. Сучков В.С. на 202,8%
13. Веприцкому А.Д. на 205%
14. Лукашкину С.С на 220%

объявляю благодарность с занесением в личное дело, с установлением категории питания с 6.02.-42г. и первой “подземной”, и выдачей продуктов наравне с двухсотниками.

2. Все заключенные, работающие на погрузке угля, должны понимать, что в момент интенсивных углеперевозок каждый их них должен приложить максимум усилий для того, чтобы не допустить ни одной минуты простоя автомашин, достигнуть тех показателей, которые достигли вышепечисленные лагерники. Основание: рапорт замполита т.Саенко.

Начальник “Зырянлага”

Задание 2.

Как вы считаете, написать такое обращение к Сталину мог человек отчаявшийся, потерявший веру или смелый, болеющий за свое Отечество гражданин?

Из письма академика И.П. Павлова в СНК СССР. 21 декабря 1934 г.

Мы жили и живем под неослабевающим режимом террора и насилия. Если бы нашу обывательскую действительность воспроизвести целиком, без пропусков, со всеми ежедневными подробностями, – это была бы ужасающая картина, потрясающее впечатление от которой, произвело бы на настоящих людей. Она едва ли бы значительно смягчилась, если рядом с ней поставить и другую нашу картину – с чудесными, как бы вновь вырастающими городами, днепростроями, гигантами – заводами и бесчисленными учеными и учебными заведениями. Когда первая картина заполняет мое внимание, я всего более вижу сходство нашей жизни с жизнью древних азиатских деспотий. А у нас называется республикой. Пусть, может быть это временно. Но надо помнить, что человеку, происшедшему от зверей, легко падать, но трудно подниматься. Тем, которые злобно приговаривают к смерти массы себе подобных и с удовлетворением приводят это в исполнение, как и тем, насильственно приучаемым участвовать в этом, едва ли возможно остаться существами, чувствующими и думающими человечно. И с другой стороны. Тем, которые превращены в забитых животных, едва ли возможно сделаться существами с чувством собственного достоинства.

Своевременные мысли, или Пророки в своем Отечестве. Л.,1989. С.94 , 95

4. Дискуссия-анализ документов.

5. Выступление приглашенного гостя.

Учитель: “Колымская трагедия” - так мы назвали наше занятие. Почему ответить не трудно. Жестокая репрессивная машина не щадила никого. Мы – россияне с Верхней Колымы гордимся нашим земляком, сыном юкагирского народа Николаем Ивановичем Спиридоновым. А ведь как трагична его судьба. Он, выдающийся человек, был репрессирован, расстрелян и посмертно реабилитирован. О его судьбе нам расскажет дальняя родственница Н.И.Спиридонова, носительница юкагирского языка Любовь Николаевна Демина.

Приложение 2.

<Рисунок 8, 9, 10>

6. Доклад учащегося.

Учитель: Ребята, вы, конечно, обратили внимание на нашу книжную выставку. Здесь представлены книги и рефераты, рассказывающие о ГУЛаге. Я хочу остановиться на одной из них – “Колымских рассказах” Варлама Шаламова. Это поэт и писатель, его “Колымские рассказы” стали предтечей “Архипелага ГУЛАГ”. Он тоже пострадал в ходе репрессий, но остался жив.

Приложение 3.

Учитель читает стихотворение Андрея Облога “Воскрешение лиственницы”

Запах лиственницы – это дух победы,
Лиственница – это дерево бессмертья.
Нежные зелёные побеги –
Горестная память лихолетья.
В комнате погибшего поэта,
В банке с обезжизненной водою
Жёсткая, изломанная ветка,
Воскресая, пахнет Колымою
Двадцать лет. Откуда эта сила?
Двадцать лет – по сути, без возврата.
Скольких сыновей твоих, Россия,
Полегло на Колыме проклятой…

Учитель:

Как вы думаете, почему образованные, думающие люди оказывались в застенках ГУЛага?

II часть.

(мини-спектакль по мотивам произведений В. Шаломова, А. Солженицына)

На сцене “заключенные” сидят на нарах, на табуретках у стола. Поют песню “Будь проклята ты Колыма”

Я помню тот Ванинский порт
И крик парохода угрюмый.
Как шли мы по трапу на борт,
В холодные, мрачные трюмы.

От качки стонали зека,
Обнявшись, как родные братья.
И только порой с языка
Срывались глухие проклятья.

Над морем сгущался туман,
Ревела пучина морская.
Лежал впереди Магадан –
Столица Колымского края.

Пятьсот километров - тайга!
Качаются люди, как тени,
Машины не едут сюда,
Бредут, спотыкаясь, олени…

Прощайте, и мать, и жена,
И вы, малолетние дети.
Знать горькую чашу до дна
Придётся мне выпить на свете.

Будь проклята ты, Колыма,
Что названа Черной Планетой.
Сойдёшь по неволе с ума –
Оттуда возврата уж нету.

Диалог заключенных:

1-й: Как же мы живем? Как же мы живем? (плачет)

2-й: Да, жизнь арестанта – сплошная цепь унижение с той минуты, когда он откроет глаза и уши и до начала благодетельного сна.

3-й: Да, все это верно, но ко всему привыкаешь. И тут бывают дни лучше и дни хуже, дни безнадежности сменяются днями надежды.

4-й: Человек живет не потому, что он во что-то верит, на что-то надеется. Инстинкт жизни хранит его, как он хранит любое животное.

2-й: Да и любое дерево, и любой камень могли бы повторить то же самое. Берегитесь, когда приходится бороться за жизнь в самом себе, когда нервы подтянуты, воспалены, берегитесь обнажить свое сердце, свой ум с какой-нибудь неожиданной стороны. Сосредоточив остатки силы против чего-либо, берегитесь удара сзади. На новую, непривычную борьбу сил может не хватить.

(входят врач и медсестра)

Врач: здравствуйте, зовут меня Андрей Михайлович. Андреев, на весы.

Сколько?

Медсестра: серок восемь.

Врач: при росте 180 сантиметров, его нормальный вес – восемьдесят кг.

Медсестра: Господи, вес костей – 42% общего веса - 32 кг. Это в нем осталось 16 кг., пуд всего: кожи, мяса, внутренностей и мозга.

Врач: температура?

Медсестра: 34 и 3

Врач: В шестую его, поближе к печке.

Медсестра: (берет у заключенного гимнастерку, выворачивает её наизнанку) Есть, Андрей Михайлович. Что же ты так обовшивел, а?

Врач: Разве они виноваты.

2-й: Конечно, мы не теряли надежды, что будет о нас рассказано: ведь рано или поздно рассказывается вся правда обо всем, что было в истории. Но рисовалось, что это придет очень не скоро – после смерти большинства из нас. Сколько моих предшественников не дописало, не дохранило, не доползло, не докарабкалось!....

III часть.

(рефлексия, подведение итогов)

1. Обобщение пройденного материала.

Учитель: “Теоретическим оправданием массовых репрессий в 30-е годы стала сталинская концепция обострения классовой борьбы в стране по мере ее продвижения к социализму и необходимость в короткие сроки и при наименьших затратах провести индустриализацию страны и освоить отдаленные и труднодоступные районы.
Выдвинутый в это время лозунг: “Советская власть не карает, а исправляет!” стал кратким выражением идеи “перековки” сознания заключенного в лагерь преступника. Люди жили в обстановке нарастающего и хорошо организованного массового психоза, всеобщей подозрительности. На собраниях, в газетах и по радио непрерывно велась бешеная травля “врагов народа”. “Колымская трагедия” - это страшное, к сожалению не единичное, явление в истории нашей Родины унесшее тысячи, миллионы ни в чем не повинных людей.

2. Вручение буклетов /Приложение 4/. Ребята, я вручаю вам буклеты “Колымская трагедия” Послушайте слова немецкого философа Карла Ясперса “Нельзя допустить, чтобы ужасы прошлого были преданы забвению. Надо всё время напоминать о прошлом. Оно было, оказалось возможным, и эта возможность остается. Лишь знание способно предотвратить её…”. Подумайте над ними и запишите свои мысли, впечатления, пожелания, как нашей Родине, россиянам и человечеству в целом, научиться, не повторять таких трагедий.

Чтец:

Всем,
Кто клеймен был статьёю полсотни восьмою,
Кто и во сне окружен был собаками, лютым конвоем,
Кто по суду, без суда, совещаньем особым
Был обречен на тюремную робу до гроба,
Кто был с судьбой обручен кандалами, колючкой, цепями,
Им наши слезы и скорбь, наша вечная память!

(минута молчания в честь жертв политических репрессий)