Цели:
- Сформировать представление о значении, составе, связях машиностроительного комплекса, факторах размещения, центрах машиностроения;
- Продолжить развитие абстрактного и аналитико-синтезирующего мышления учащихся;
- Развитие познавательных умений (выделять главное, составлять схемо-конспект, устанавливать причинно-следственные связи);
- Развитие умений частично-поисковой, познавательной и исследовательской деятельности (частичная постановка проблемы, выдвижение гипотизы и ее решение, самостоятельное видение проблемы);
- Развивать умение и навыки работы с картами; их анализ и сопоставление, умение делать обобщения и выводы;
- Развивать устную и письменную речь учащихся;
- Воспитание патриотизма, гуманности; интереса к профессии, коллективизма.
Оборудование: карта “Машиностроение России”, атласы, учебник, заготовки схемо-конспекта (шаблон) по машиностроительному комплексу.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Изучение нового материала.
Введение.
Сегодня мы с вами начнём изучать новый раздел –“ МОК – межотраслевые комплексы” и первый урок у нас будет посвящен “Машиностроительному комплексу”
(запишем тему урока в тетради).
Мы проведём урок-исследование, т. е. в ходе урока мы должны найти ответы на следующие вопросы:
Что? – что собой представляет МК, его значение.
Какие? Что? – какие отрасли входят в его состав?
- что необходимо для выпуска машин в больших количествах?
Какой я? – какие черты характеризуют МК?
С кем? Почему? – он поддерживает тесные связи (с какими Мок и почему?)
Где? Почему? – размещены центры машиностроения
Что? - тормозит развитие комплекса
Как видите, работа предстоит серьёзная, но интересная. Как вы думаете: – “Справимся”?
Выдающийся французский писатель А.Сент-Экзюпери сравнил землян с экипажем корабля. Но, что бы этот корабль человечества шел верным курсом, необходим компас. Этим компасом для нас является значение законов экономики и умелое претворение их в жизнь. Ведь совсем скоро кто-то из вас после девятого класса, а часть после 11 класса – будете у штурвалов корабля нашей экономики. Вот почему я бы хотела, чтобы вы более внимательно отнеслись к теме “МОК”.
3. Изучение нового материала
Рассматриваем первый вопрос: - Что собой представляет МК, его значение?
Обратим внимание на название комплекса. “Машиностроение” - это сложное слово, состоит из двух основ – “машины” и “строю”.
Какие машины здесь имелись в виду?
Машина – фр. machine – устройство, выполняющее механическое движение с целью преобразования энергии, материалов или информации.
Различают машины: энергетические (преобразуют любой вид энергии в механическую и наоборот), рабочие (в том числе технологические, преобразующие форму, свойства, положение материала ( обрабатываемого предмета), и транспортные, преобразующие положение материала (перемещённого предмета); информационные (ЭВМ, в которых механические движения служат для выполнения лишь вспомогательных операций).
Как видите, машин и отраслей их производящих - очень много. Подтверждению этого является абзац второй на стр.131 учебника (Алексеева). Выделяют около семидесяти, т. е. мы попутно отвечаем на вопрос: “Какие отрасли входят в его состав?” таким образом мы ответили на 2 вопрос. Запишите эти выводы в блок-схему <Приложение1>.
А теперь посмотрим, какую роль играет МК в хозяйстве страны?
У вас на партах есть таблица “Объём и отраслевая структура промышленного производства РФ за 2001 год”
Найдите данные по РФ касающиеся машиностроения. Сравните с другими отраслями, сделайте вывод?
Записываем в блок-схему данные <Приложение1> - вопрос 1.
Мы уже знаем, какие отрасли входят в состав МК, а теперь найдём ответ на вопрос – что необходимо для выпуска машин в больших количествах? Например: - энергетических турбин, тракторов, производства часов, приборов, ЭВМ. Отметим в блок-схеме.
Машины состоят из множества деталей и агрегатов. В электровозе их около 250 тысяч, в тракторе 120 тысяч. Возможно ли всё изготовить на одном заводе? Как бы вы поступили?
Проще и дешевле производить отдельные части машин на специализированных предприятиях. Как такой процесс называется? (Специализация) Запишем в блок-схему.
А как нам получить готовый продукт?
Для выпуска готового изделия предприятия устанавливают связи по кооперации (т.е. объединение). Такая организация производства позволяет создавать заводы – филиалы в малых и средних городах, что способствует лучшему использованию трудовых ресурсов.
Таким образом, мы выявили вторую характерную черту МК-кооперирование. Запишем это определение в блок – схему.
Сосредоточение производства на крупных предприятиях называют концентрацией производства.
3 вопрос. С кем и почему МК поддерживает тесные связи? Докажите какие? (Учащиеся работают с блок – схемой).
4 вопрос. Где размещены центры трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения? Почему? Поможет нам ответить на этот вопрос – карта “Машиностроение” в атласе. Ведь ещё Н.Н.Баранский отмечал “Одной из основных целей изучения экономической географии следует считать умение читать экономическую карту и при ее помощи и на ней находить нужные ответы”. Центры (экономические районы) отмечаем на блок – схеме.
5 вопрос. Почему данные центры размещены именно в этих районах?
6 вопрос. Проблемы МК.
Стр.134-135 в тексте учебника выявляем проблемы МК и записываем их в блок-схему.
4. Закрепление.
1. По блок-схеме рассказать вопросы: первый, второй, третий, четвёртый, пятый.