Сообщение к родительскому собранию по теме "Взрослеем вместе…"

Разделы: Работа с родителями


План сообщения.

  1. Приметы подросткового возраста:
    • физиологические особенности возраста;
    • противоречия развития.
  2. 2. Взгляд психологов на процесс воспитания:
    • социальный аспект отрочества;
    • формирование позиции “Родитель”;
    • формирование позиции “Дитя”;
    • формирование позиции “Взрослый”.
  3. 3. Помочь стать взрослым.
  4. 4. Просмотр видеофрагмента “Интервью с богом”.

Ребёнок вышел из стен начальной школы. Многое начинает меняться в его жизни и поведении. Он стал подростком. Подростковый возраст (10-15 лет) _ время бурного и во многом противоречивого развития, переход от детства к юности. Французский философ Ж.Ж. Руссо, отмечая важность этого периода в жизни человека, называл его “вторым рождением”.

Говоря о подростковом возрасте необходимо отметить его основные черты:

  • он является переходным (уже не ребёнок, но ещё не взрослый) – что приводит к трудностям в общении;
  • он является переломным (организм ребёнка подвергается глубокой перестройке и при этом в очень быстром темпе).

Для того чтобы рост и развитие ребёнка происходили без “сбоев” нужно соблюдать ежедневно: режим труда и отдыха, рациональное питание, правила личной гигиены, занятия физической культурой, а также создать условия для интеллектуального и эмоционального развития.

С началом полового созревания меняется общий облик ребёнка, появляются новые, ранее незнакомые ему чувства, влечения, переживания, возможны резкие перепады настроения (не понятные порой и самому ребёнку). Процесс полового созревания начинается и даже заканчивается раньше, чем растущий человек обретает духовную зрелость. Разрыв между завершением полового созревания и наступлением гражданской, социальной зрелости – одно из основных противоречий подросткового возраста. Осознавая то новое, что появляется в его жизни, в отношении к нему окружающих, подросток всё чаще задумывается о своих возможностях, особенностях, достоинствах и недостатках, о характере своих взаимоотношений с товарищами и взрослыми.

Одно из самых сильных желаний подростка – “стать взрослым”, что в его понимании равнозначно “быть самостоятельным”. Это стремление видно во всём: в учении, в труде, в выборе друзей, распределении личного времени. Подросток хочет сам принимать важные решения, начинает активно отстаивать свои взгляды, мысли, суждения.

Если право подростка на известную самостоятельность признаётся, если своевременно меняется и отношение к нему и характер требований, то он обычно развивается и взрослеет нормально. Если же в стремлении подростка стать взрослым, в мнении окружающих и в своих собственных глазах подавляется мелочной опекой, излишней жёсткостью контроля, недоверием к его возможностям, он начинает “завоёвывать” самостоятельность разнообразными способами и средствами, и в первую очередь такими, которые осуждаются. Подросток становится упрямым, непослушным, грубым. Непонимание между ним и родителями растёт, возникают конфликты и взаимные обиды.

Нет ничего общего между предоставлением подростку известной самостоятельности с полной бесконтрольностью и безнадзорностью. Ему необходимы постоянная помощь, советы, дружеское руководство родителей. Переход от детства к взрослости сам собой не происходит: это взрослые готовят ребёнка к взрослости, и ход взросления ребёнка невозможно понять, не обратив внимания на то, какими путями, способами, средствами они это делают.

Ж.-Ж. Руссо говорил: “…рождаясь вторично, человек рождается в жизнь сам”. Психологическая картина отрочества не предопределена биологически, она определена социальными обстоятельствами жизни (увеличено “ время ученичества” и пока ребёнок готовится стать взрослым, сохраняется его зависимость от семьи, сохраняются функции воспитателей у его родителей и учителей), но пренебрегать знанием всех процессов перестройки организма, которые накладывают отпечаток на весь ход развития нельзя.

Как же сохранить доверительные отношения с подростком в этот сложный для всех период и не потерять контроль над процессом воспитания? Попробуем взглянуть на процесс воспитания “изнутри” с помощью авторов книги “Эффективный учитель”

Крупенина А.Л. и Крохиной И.М. Это позволит нам проанализировать свои действия как воспитателей и, возможно, понять причины неудач. Правильно “поставленный диагноз” позволит эффективно проводить “лечение”.

Наблюдение за поведением человека позволяет заметить, как за короткое время могут происходить перемены в выражении лица, позы, жестов, тона голоса и т. п. Со слов авторов, первым, кто занялся изучением характера этих изменений, был Эрик Бёрн. Последовательно развивая данную концепцию, авторы пришли к важным утверждениям.

Человек может пребывать в трёх позициях. Эти позиции, или “эго-состояния” называются “Дитя”, “Родитель”, “Взрослый”. Остановимся на каждой позиции (Приложение 1).

Родитель. Это некритическая запись всех внешних событий, происходивших с ребёнком на протяжении где-то первых пяти лет жизни. В этот период дети общаются в основном с родителями либо замещающими их людьми. Именно эти люди играют наибольшую роль в жизни ребёнка и именно их отношение к жизни, прежде всего, некритически усваивается и остаётся в таком состоянии всю жизнь, если только обстоятельства не побудят человека осознать свои “записи”. Всё, что записывается в родителя, не может быть изменено, откорректировано ребёнком, т. к. он в этот период не способен не только анализировать поведение других людей, но и не может ещё говорить. Если сюда попали семейные разборки, то их также нельзя откорректировать. В родителе записаны правила, наставления, предостережения, которые родители дают своему ребёнку. Таких правил много у каждого человека, и они составляют основу его личной этики. Здесь особенно важен тот момент, что, независимо от содержания, подобные правила записываются как единственно правильные. Если в родителе есть правило “можно делать всё, что угодно – красть, обманывать, убивать …”, то ребёнок и будет так поступать, не испытывая ни малейших угрызений совести, и убедить его в аморальности поступков, может будет и невозможно. Родители могут затруднить жизнь ребёнка, предлагая ему антисоциальные моральные нормы или из-за рассогласования своего поведения с прокламируемыми нормами. Н., говорить “не воруй”, а сами тащить всё, “ что плохо лежит” и т. д. Родитель формируется неправильно, если родительские наставления противоречивы . Кроме норм, правил и запретов там содержится огромное количество операционных алгоритмов – что и как делать: убирать постель, мыть посуду, забивать гвозди, одеваться, прятать деньги от жены, принимать гостей и т. д. Во взрослом состоянии некоторые из этих записей могут быть пересмотрены, улучшены, но происходит это крайне редко. Инстанция Родитель очень важна для успешной жизни человека. В ней содержаться общественные нормы и непреложные жизненные правила, выработанные опытом человечества и конкретных родителей. Лишенный этой инстанции человек дезориентируется в мире – он не знает, что плохо, а что хорошо. В принципе, эти нормы могут быть выработаны сознательно, но тогда каждый раз человеку приходится обдумывать такие проблемы дополнительно ко всем другим, что существенно понизит эффективность его деятельности.

Наблюдая за другими людьми, да и за собой, мы можем убедиться, что огромное множество привычек и способов действий, а также правил нам досталось от родителей. Мы редко задумываемся - почему мы поступаем так или иначе. Императивы Родителя (“нельзя”, “можно”, “никогда”, “всегда”, “для того, чтобы”, “никогда не забывай, что”, “ты должен” и т. д.) и помогают нам, и затрудняют нашу жизнь. Основную роль в формировании Родителя человека играют его собственные родители, однако, кроме них, там может быть записано поведение старших братьев и сестёр, бабушек и дедушек, воспитателей и даже героев телепередач, словом всех тех, с кем чаще всего общается ребёнок.

Вместе с родителем, одновременно, формируется и другая инстанция – Дитя. Это запись внутренних событий, собственных реакций ребёнка на то, что он видит и слышит.

Эго-состояние Дитя – это хранилище прочувствованных отношений. Как и в случае с Родителем, человек легко входит в состояние Дитя. Стоит нам попасть в напряжённую ситуацию выбора, когда нам становится трудно, либо потерпеть поражение – и тут же на сцену выходит Дитя. Это эмоциональное состояние.

В Дитя находятся не только отрицательные эмоции, а также все радостные события, произошедшие с нами, всё наше пережитое счастье. Там же находятся и любопытство, креативность, желание попробовать и узнать новое. Там записано удовольствие от первых удачных исследований (у кошки мягкая шерсть; бананы вкусные; можно самому зажечь свет, если нажать на эту кнопочку) и прочие приятные события. Это светлая сторона Дитя, где живет счастливый и беззаботный ребёнок. Темнее менее, негативных ощущений бывает значительно больше.

Обычно к концу пятого года жизни записи в Родителя и Дитя прекращаются. К этому времени родители успевают полностью вооружить ребёнка “правилами общежития” и он начинает уже их применять, набирается опыта и пытается иной раз их трансформировать, но этим уже занимается другая личностная инстанция. К этому возрасту человек обычно также проживает и всю мыслимую гамму чувств на различные события и вероятность появления новых крайне мала.

Дальнейшее развитие личности связано со становлением третьей инстанции – Взрослого.

Примерно до десятимесячного возраста ребёнок только воспринимает реакции окружающих, которые попадают в Родителя, и реагирует на поведение других людей эмоционально, формируя собственное Дитя. Он не может активно влиять на своё окружение и полностью зависит от него. Но в десятимесячном возрасте в его жизни происходит важное событие – он начинает активно передвигаться. Он перестаёт быть “заключённым” и “обретает свободу”. Свобода перемещения требует изменения психической структуры ребёнка – он должен планировать движения, направление, обдумывать свои действия. Он должен приобрести опыт, и этому опыту его не могут научить другие люди. Невозможно рассказать ребёнку, как надо ходить, он должен научиться этому сам. Детям нравится эта обретённая самостоятельность, эта независимость, пусть и частичная. Ребёнок в этом возрасте впервые познаёт вкус свободы, который он не забывает никогда. Свидетельством формирования эго-состояния Взрослого является стремление ребёнка проявлять самостоятельность во всём: “Я сам!”. Это “Сам” получается в результате нахождения ребёнком отличий от “выученной концепции жизни”, находящейся в родителе, и “прочувствованной концепции жизни”, находящейся в Дитя.

По мнению Т. Харриса, самостоятельные локомоции приносят ребёнку избавление от напряжения, которое он испытывает в контактах с окружающими, они снимают его тревожность. В его Взрослом записывается, что движение – это хорошо. В первые годы жизни Взрослый ещё недостаточно сформирован и, в основном, ещё проигрывает при встрече с требованиями Родителя или страхами Дитя. Из этого следует важный воспитательный вывод: не спешить с запретами, не задавливать Взрослого ребёнка.

Взрослый связан, в первую очередь, с собственным опытом ребёнка. В нём собирается информация о внешнем и внутреннем мире, перерабатывается, и на основе этого анализа принимаются решения. Этим он отличается от Родителя, действующего “по аналогии”, подгоняющего всё под готовый стандарт и всё оценивающего, а также от Дитя, действующего на основе чувств и предложенных форм мышления, не очень желающего разбираться в деталях. Взрослый помогает ребёнку понять, что между реальной жизнью, реальными предметами, о которые он набивает шишки и, таким образом, познаёт их свойства, и жизнью выученной и демонстрируемой ему родителями, жизнью желаемой и фантазируемой есть существенные различия. С точки зрения психологов, Взрослый сравним с компьютером, обрабатывающим информацию. Эту информацию Взрослый черпает из трёх источников: Родителя, Дитя и окружающего мира. Он проверяет пригодность сведений Родителя и чувств Дитя и может определить границы применения содержащейся в них информации. Проверка достоверности сведений, содержащихся в Родителе, иногда начинается с очень раннего возраста, но счастлив тот ребёнок, который заключает: “Они говорили мне правду!”, “Действительно, горячий суп обжигает язык и надо подуть на ложку”, “Нельзя играть с бритвой” и т. д. Ребёнок, Взрослый которого утверждается в правдивости Родителя, приобретает целостность личности, ему не нужно восставать и бороться. Наоборот, его Взрослый освобождается от необходимости делать выводы по всем многочисленным поводам, информация о которых содержится в Родителе, что позволяет ему быстрее и счастливее расти. Аналогично проверяется информация Дитя. Взрослый выясняет, насколько и в какой ситуации можно проявлять эмоциональные реакции. Для мужчины считается допустимым свистеть, кричать и топать ногами, присутствуя на футбольном матче, но совершенно недопустимо выражать так восторг или негодование на работе, хотя эти эмоции записаны в Дитя. Таким образом, Взрослый контролирует адекватность эмоциональной реакции ситуации.

У Взрослого есть ещё одна функция – оценка вероятности наступления события. Это крайне медленно развивающаяся функция. Дети с трудом представляют себе вероятность наступления как приятных, так и неприятных последствий. Порой и у взрослых людей возникают с этим проблемы. Тем не менее, жизнь постоянно заставляет нас оценивать вероятность и желательность наступления тех или иных событий и производить соответствующий выбор: “Если не сделаешь уроки, не пойдёшь гулять!”, “Не сдадите отчёт, не пойдёте в отпуск!” и др. Просчёты в оценке вероятности порой обходятся нам очень дорого, особенно во взаимоотношениях с другими людьми. Помочь здесь может только сознательная тренировка (упражнения мозга аналогичны упражнениям тела). Нельзя без привычки точно вычислить последствия своих действий. Особенностью Взрослого как раз и является то, что его развитие не заканчивается в каком-то определённом возрасте, он постоянно развивается. Однако развиваться он может в обоих направлениях, в том числе и деградировать (не упражняемые мускулы становятся дряблыми, а не упражняемый мозг …).

Следует заметить, что координация действий Взрослого, Дитя и Родителя не слишком велика. В минуты опасности, напряжения или стресса Взрослого очень часто вытесняют со сцены. Человек как бы регрессирует до возраста ребёнка и ведёт себя соответственно эмоционально-необдуманно. Потом он может говорить: “Да, я знал, что поступаю неправильно, но ничего не мог с собой поделать”.

Повседневная работа взрослого состоит в сборе информации, проверке её достоверности, принятии решений на основе полученных данных и запоминании этой информации. В том случае, когда отсутствует расхождение между информацией, поступившей из окружающей реальности, и “выданной” Родителем ребёнка, его Взрослый получает возможность освободиться, снять с себя контроль автоматизированной и стереотипизированной деятельности и заняться специфически взрослой деятельностью – творчеством. Творчество – это, по сути дела, взрослый вариант детского любопытства, происходящего из Дитя ребёнка. Только в Дитя расположены желания, а во взрослом – способы их достижения. Но творчество возможно только при “освобождённом” Взрослом. Проверив единожды достоверность информации Родителя, Взрослый больше, в благоприятном случае, верификацией не занимается. Только разгрузив нашего взрослого от подобной работы, мы можем создать что-то новое. Согласно известному мнению, ребёнок, воспитанный в “свободной” обстановке, не обременённый правилами поведения, вырастет более творческим нежели тот, которого с детства учили выполнять и подчиняться различным нормам. Авторы проявляют солидарность с Т. Харрисом и считают, что дело обстоит как раз наоборот. Уже хотя бы потому, что такой ребёнок имеет значительно больше времени для творчества, чем тот, который стремиться настоять на своём наперекор всем правилам и споря с родителями.

Тем не менее, значительное множество людей постоянно “увязает” в борьбе между Родителем и Взрослым, и не способна больше ничем заниматься. Родитель говорит одно, а реальность, Взрослый – совершенно другое, и непонятно, что выбрать, каким путём пойти.

На этом, пока, остановим наше знакомство с точкой зрения психологов по этому вопросу. Учёные-исследователи достаточно понятно осветили суть происходящих с воспитанником качественных перемен. Анализ собственной ситуации подскажет причины наших проблем. Почему после получения ребёнком двойки, он плачет и обижается на учительницу, считая её виноватой в своих неприятностях? Другой подросток, оказавшись в подобной ситуации, начинает грубить или даже угрожать. Как правило, подобные ситуации происходят с одними и теми же детьми. Это является свидетельством того, что ребёнок не способен анализировать ситуацию и устанавливать причинно-следственные связи. Развитие Взрослого ребёнка требует корректировки. Помощь в этом ему могут оказать и сами родители, если вовремя обратят внимание на эту проблему.

Сделаем выводы из выше сказанного. В подростковом возрасте мелочная опека, жёсткий контроль, назойливые советы и стремление манипулировать или во всём потакать ребёнку могут не только вызвать напряжённость в отношениях с ним, но и спровоцировать затяжные неразрешимые конфликты, которые неизбежно приведут к потере доверия. В такой ситуации трудно будет исполнять функции воспитателя. Без доверия даже благие намерения могут привести к отрицательному результату. Единственно верным, но самым трудным будет – научить ребёнка принимать самостоятельно правильные решения. Для этого необходимо создавать условия для активного функционирования его Взрослого. Здесь существенно поможет ненавязчивое вовлечение ребёнка в заинтересованное обсуждение ситуации, проблемы. Этот разговор поможет проанализировать происходящее, наметить возможные варианты решения проблемы и, спрогнозировав дальнейшее развитие ситуации, ПРИНЯТЬ ПРАВИЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ. Главное: ваша помощь, чем незаметнее она будет, тем лучше; выбор решения должен оставаться за ребёнком.

Дать советы на все случаи жизни невозможно, предостеречь от всех бед и неприятностей нельзя, но научить думать и взвешивать каждый свой шаг, просчитывать наперёд правильность принятого решения, необходимо и возможно. Как этому научить? А здесь есть над чем подумать родителям. Дерзайте и творите. Чем раньше Вы обеспокоитесь поиском ответа на этот вопрос, тем больших проблем сумеете избежать.

Самое сложное в жизни: принять правильное решение самому! А научить этому ребёнка – вдвойне сложно и очень ответственно! Какое решение можно считать правильным??? Иногда правильное решение может привести к парадоксу. Здесь необходимо быть мудрым за двоих!

Просмотр видеофрагмента.