1. Самоопределение к деятельности.
- Здравствуйте, ребята!
Этот урок у нас сейчас науке посвящается,
Что математикой всегда в школе называется.
Она поможет воспитать такую точность мысли,
Чтоб в нашей жизни все познать, измерить и исчислить!
- А девизом нашего урока будут слова знаменитого Пифагора:
“Мир построен на силе чисел!” и нам предстоит в этом убедиться.
2. Актуализация знаний и мотивация.
- Ребята, посмотрите на доску и скажите, какое слово лишнее?
Год час секунда месяц сутки минута литр век
- Почему? (Остальные - величины времени).
- Каких еще величин времени не хватает в списке? (неделя)
- Какая из них самая большая величина? (век)
- Сейчас мы будем работать в парах, у вас на партах конверты, № 1 - для 1 варианта, а № 2 - для второго. Вам необходимо вместе восстановить таблицу мер времени в порядке убывания величин.
- Два ученика будут работать у доски.
Век год месяц неделя сутки час минута секунда
100 | 365 | 12 | 7 | 24 | 60 | 60 |
366 |
- Проверим свою работу, сверив ответы. Спасибо!
3. Постановка учебной задачи.
– А теперь отгадайте загадку.
Что всегда идет,
А с места не сойдет? (часы)
- Посмотрите на циферблат и определите время: 2ч. 15 мин.
- Как еще можно прочитать это время?
- Какой угол образуют стрелки часов?
Учитель показывает часы с циферблатом из римских цифр и просит определить время (6ч. 45 мин.).
- Который сейчас час?
- Почему же возникло затруднение?
(Не знаем, какими цифрами записаны числа).
- Что же надо сделать, чтобы преодолеть трудности?
(Узнать, что это за числа и познакомиться с их построением)
- Вот сегодня на уроке мы познакомимся с Римским числами и научимся читать и записывать их. (Открывается запись темы урока. Приложение 1.)
4. “Открытие” детьми нового знания.
а) Работа с моделями.
- А знаете ли вы, почему цифры назвали римскими? (Они появились в Риме.)
- Что вы знаете про это? (Сообщения учащихся, показ слайдов Приложение 1.)
1. Заголовок “Римские цифры”. Древний храм в Риме, построенный в 1 веке до н.э.
2. Вид древнего города.
3. Помещение, где принимали гостей.
4. Жизнь города.
5. Трирема – военное судно римлян.
6. Так выглядели древние римляне.
- Представьте, что вы древние римляне и не знаете цифр. С помощью чего изобразили бы число 2? (С помощью пальцев.)
- Да, действительно пальцы сыграли немалую роль в истории счета. Вам понятны цифры римской нумерации I, II, III. А как дальше?
- На руке человека 5 пальцев. Чтобы не писать 5 палочек, стали изображать руку. Однако рисунки руки делали очень простыми. Догадались?
Вместо того чтобы рисовать всю руку, ее изображали знаком V , и этот значок стал обозначать цифру 5.
- Постройте из палочек цифру 5. Прибавьте 1 палочку справа. Какое число получилось? (6), две палочки (7). А сколько палочек надо прибавить, чтобы получилось 8?
- Ну, а как короче записать число 4? Ведь 4 палочки долго пересчитывать?
(надо записать V и слева поставить палочку 5-1=4)
- А как записать число 10? Мы знаем, что 10 состоит из двух пятерок, поэтому 10 в римской нумерации изображали двумя пятерками: одна пятерка стоит как обычно, а другая перевернута вниз - X . Иначе 10 можно записать двумя пересекающимися палочками.
- Постройте 10 с помощью палочек. Поставьте рядом еще одну палочку, получилось число 11, а если поставить слева палочку, получиться число 9.
Вывод: - какую особенность римской нумерации нужно запомнить?
(Меньшая цифра, стоящая справа от большей, прибавляется к ней, стоящая слева – отнимается.)
Запись на страничке ученика римских чисел
5. Первичное закрепление.
а) - А теперь поиграем в игру “Живые числа”. Она покажет, как вы запомнили римские числа.
Играют 10 чел. Я буду давать задания на вычисления, а вы, сосчитав ответ, покажите его римскими числами. Тот, у кого он окажется, сделает шаг вперед. Остальные ребята с помощью сигналов покажут, верно ли найден ответ?
– Сколько будет, если 18 : 6 ? (3);
– Чему равно произведение 5 и 2? (10)
– Сколько ног у двух петухов? (4)
– Я задумала число, отняла 2, получилось 6. Какое число я задумала? (8)
– Какой ответ всегда будет, если число разделить на самого себя? (1)
6) – Сколько дней в неделе?(7)
7) – 3 умножить на 4. (12)
8) – 81 уменьшить в 9 раз. (9)
9) – Какое число на один больше 10? (11)
10) – Частное 25 и 5. (5)
11) – 60 разделить 10. (6)
- Молодцы!
Физкультминутка (используются карточки с числами, которые называются)
Поднимайся дружно класс, это – раз!
Покрутилась голова, это два!
Руки вверх, вперед смотри, это три!
Руки в стороны, пошире, развернули на четыре!
С силой их к плечам прижать, это пять!
Всем ребятам тихо сесть, это шесть!
б) Работа в тетради.
-А теперь выполним письменные упражнения с римскими числами (Работа на страничке ученика, задание 2, 3, 4) Проверка по слайду, Приложение 1.
- Римляне изобрели свои числа более 2500 лет назад. Они и сейчас служат нам.
- Где мы можем встретиться с ними? (нумерация глав в книгах, в дневнике нумеруются четверти, нумерация собраний сочинений писателей)
Конструирование двузначных чисел 28, 36, 45.
- Да, действительно они служат для нумерации книг собраний сочинений писателей. Восстановите номера выданных книг (выполнение задания на слайде. Приложение 1)
в) Знакомство с новыми цифрами. Их запись.
- А вы знаете ,как записать число 55, 100?
- У римлян есть еще цифры, это – 50, 100. 500.Давайте познакомимся с их обозначением
Вывешивается опора.
50 - L
100 - C
500 - D
- Найдите их в своих наборах и расположите в порядке возрастания римские цифры: (X, L, C, D)
6. Самостоятельная работа в парах с взаимопроверкой .
34 XXIV 58 LVIII 65 LXV 70 LXX 300 CCC
7. Рефлексия деятельности.
- Что нового мы узнали?
- Каким способом?
- Где используются римские числа? Сколько цифр узнали?
Нарисуйте красный треугольник на лестнице знаний (Приложение 1). На какую ступеньку вы поднялись в конце нашего урока? Молодцы!
8. Домашнее задание
Запишите возраст членов своей семьи, используя римские цифры.
Придумайте занимательное задание для своих одноклассников, используя правило записи римских чисел.
3.* Узнайте, как записывали римляне многозначные числа и что означает это число - MDCCLVI?
Благодарю вас за урок!
Страничка ученика
Тема урока: “Римские цифры”
1. Запиши римские числа в таблице
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
2. Сравни “ > ”, “ < ”, “ = ”:
III * V IX * VIII XII * VII VI * IV XI * IX IV * IX
3. Выполни вычисления:
III + I = VI – II = XII – III = IX + II = IV + III = III + III =
4. В выложенных из палочек равенствах с римскими цифрами допущены ошибки. Как надо переложить по одной палочке в каждом равенстве, чтобы исправить ошибку? Покажи.
VI +I = V X + III = XI IX – I = X VI – IV = IX
Домашнее задание
- Запишите возраст членов своей семьи, используя римские цифры.
- Придумайте занимательное задание для своих одноклассников, используя правило записи римских чисел.
- * Узнайте, как записывали римляне многозначные числа и что означает это число - MDCCLVI?