Противостояние Орде

Разделы: История и обществознание


Цели:

  1. Сформировать представление о политической ситуации на Руси при потомках Ивана Калиты, продолжить формулирование представления о закономерности объединения русских земель вокруг Москвы и об основных направлениях политики московского князя Дмитрия;
  2. На примере деятельности митрополита Алексия и Сергия Радонежского показать роль русской православной церкви в объединении русских земель и борьбе против монголо-татарского ига;
  3. Способствовать формированию хронологических, картографических, образных способностей школьников, проявлению и развитию их индивидуальных, творческих особенностей
  4. Продолжить работу по формированию у учащихся навыков исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий;
  5. Способствовать воспитанию у школьников гордости за свой народ, вставший на защиту Родины.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование

  1. “Борьба русского народа с иноземными захватчиками в XIII-XV вв.”;
  2. Картина А.Васнецова “Московский кремль при Дмитрии Донском”

Опережающее домашнее задание: Подготовить сообщение о митрополите Алексии.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Повторение.

III. Изучение нового материала

А. Княжение Семена Гордого и Ивана Красного.
Б. Борьба Москвы за политическое первенство.
В. Русь и Орда накануне решающего столкновения.

Ход урока

Вводное слово учителя.

На этом уроке мы познакомимся с событиями, имевшими большое значение для дальнейшей судьбы Русского государства. Вы узнаете, какие события подготовили великую победу на Куликовом поле, как и почему изменилась политика московского князя в отношении Золотой Орды.

Повторение.

  1. Повторение терминов: вотчина, иго, баскаки, ярлык, выход.
  2. Повторение дат: монголо-татарское иго; поход Батыя в Северо-Восточную Русь; поход Батыя в Южную Русь; Ледовое побоище, Невская битва, перенос резиденции митрополита в Москву, княжение Ивана Калиты.
  3. Показать на карте земли, которые были присоединены к Москве при князьях Даниле Александровиче и Иване Калите.
  4. Написать на доске причины возвышения Москвы.
  5. Дать характеристику правлению Ивана Калиты.

Изучение нового материала.

А. Княжение Семена Гордого и Ивана Красного.

Вопрос: Посмотрите на карту и ответьте на вопрос, с какими государствами граничили русские земли к середине XIV в.? (Великое княжество Литовское и Золотая Орда).

Учитель. Перед Московским государством стояла задача не только сохранить силы в этом окружении, но и окрепнуть, чтобы суметь противостоять врагам.

Вопрос. Прослушав рассказ учителя, ответьте на вопрос, можем ли мы назвать Семена Гордого и Ивана Красного продолжателями дела И. Калиты, свое мнение аргументируйте.

Семен Гордый (1340-1353 гг.) – сильный и властный правитель, не даром получил у современников такое прозвище. Он продолжил политику своего отца Ивана Калиты по укреплению Московского княжества. Вышел победителем из войн с ордой и Новгородом. Князь прекрасно понимал, что главным его орудием является дипломатия, так как сил для открытой борьбы против ордынского ига у Москвы еще нет. Ему удалось получить ярлык на великое княжение. Семен “замирился” с Тверью. Присоединил к Московскому княжеству Калугу, земле по реке Протве и другие. На Русской земле установилась тишина, прекратились ордынские набеги. Казалось, еще несколько спокойных лет и ненавистное иго будет спрошено.

Учащиеся отвечают на вопрос.

Но из Европы накатилось моровое поветрие (эпидемия чумы). В Европе на этот раз она унесла жизни 24 миллионов человек. Беда пришла нежданно-негаданно, через Псков, Новгород, Смоленск. Люди умирали тысячами, в Смоленске в живых осталось 4 тысячи человек, Белозерск вымер весь. Смерь не щадила никого ни простолюдина, ни боярина . Пришла беда и в Москву. Умерли митрополит, великий князь Семен, его брат князь Андрей, их дети.

Русь обезлюдела и обессилила. Все, чего достигли Даниил Александрович, Иван Калита, Семен Гордый, оказалось под угрозой распада.

Умирая Семен Гордый оставляет духовную грамоту (завещание) в которой записано следующее: “По отца нашего благословлению, что приказал нам жить за один; лихих людей не слушайте! Пишу вам это слово для того, чтоб не перестала память родителей наших и наша, чтоб свеча не угасла”.

Вопрос: Вспомните, какой порядок наследования существовал в русских землях со времен Ярослава Мудрого? К чему он приводил?

Семен оставил княжество своему брату как вотчину, а после его смерти – его наследникам.

Вопрос: Как изменялся порядок наследования? Насколько был важен фактор передачи престола от отца к сыну?

Вопрос. Можем ли мы назвать Семена Гордого продолжателем дела И. Калиты, свое мнение аргументируйте.

Иван Иванович Красный (Милостивый) (1353-1359 гг.) (продолжение рассказа учителя)

Иван старался избегать военных конфликтов, наладил отношения с Новгородом, втихомолку укреплял Московское княжество: собирал людей, в Москву потянулись жители из Рязанской, Киевской, Черниговской, Галицкой земель. Новоселы осваивали Северное Поволжье, Белозерский край, Углич и Устюжну.

Особое влияние на князя Ивана имели митрополит Алексий и настоятель Троицкого монастыря Сергий.

Сообщение учащегося о митрополите Алексии. (Материалы для сообщения могут быть взяты из энциклопедия для детей “История России”. Москва,“Аванта-плюс”, 1995 г.).

За сто лет полного молчания русской православной церкви разрушились старые монастыри, не строились новые. Сергий был основателем Троицкого монастыря, создал общежительный монастырский устав, что было смелым новшеством.

Монастыри были прибежищем веры, хозяйственными, экономическими центрами. Жизнь возрождалась.

Вопрос. Можем ли мы назвать Ивана Красного продолжателем дела И. Калиты, свое мнение аргументируйте.

Б. Борьба Москвы за политическое первенство.

Но в 1359 г. моровое поветрие обрушилось на Русь. Умер великий князь Иван. В княжеском доме остались два мальчика – Дмитрий (сын Ивана) – девяти лет, и Владимир (сын Андрея) – семи лет. Казалось, все усилия по усилению Москвы были тщетны. Но по призыву митрополита Алексия московские бояре сплотились вокруг юного князя Дмитрия, и при их поддержке ему удалось в 1362 г. Получить в Орде ярлык на Великое Владимирское княжение.

Вопрос. С кем пришлось столкнуться Дмитрию в борьбе за ярлык? Как закончилась эта борьба?

Учащиеся читают текст учебника на с. 147, абзацы 2-5

(с нижегородским князем, он отказался от претензий на великое княжение и отдал в жены Дмитрию свою дочь; с тверским князем и Литвой. Литва потерпела поражение, тверской князь признал Великое владимирское княжение вотчиной московского князя, а себя младшим братом).

Учитель. В договоре князей содержалась следующая запись об Орде: “А татары, оже будет нам мир, по думе. А будет нам дати выход, по думе же, а будет не дати, по думе же. А пойдут на нас татарове или на тобе, и битися нам и тобе с одиного всем противу их. Или мы поидем на них и тобн с нами с одиною поити на них”.

Ребята, о чем свидетельствует эта запись? О каких важных изменениях в отношениях между Москвой и Ордой свидетельствует договор подписанный между Михаилом и Дмитрием?

(Укрепилась военная мощь Московского княжества, о чем и свидетельствует “московско-тверское докончание” 1375 года).

(Открытая подготовка к борьбе с Ордой).

В. Русь и Орда накануне решающего столкновения.

Учитель. С конца 50-х годов XIV века в Золотой орде началась “великая замятня”: за 20 лет на престоле сменилось 25 ханов. Процветание ордынского государства пошло на убыль. Золотая орда раскололась на две части, границей между ними стала Волга. Слабость Орды позволила народам, находящимся под ее властью, начать борьбу за свое освобождение. В 1362 году литовское войско разбило ордынцев в сражении у Синих Вод. Орда потеряло контроль над Киевским, Черниговским, Волынским княжествами.

Фактическим правителем Орды становится темник Мамай, в силу природного ума, хитрости, коварства и жестокости. Мамай прекратил усобицы, усилил военную мощь ордынского государства. Но он не был Чингизидом и поэтому не мог стать ханом. Мамай надеялся, что поход на Русь из которого он вернется победителем, докажет всем, что именно он является продолжателем дела Чингисхана и Батыя и позволит занять престол.

Итак, Москва готовилась к открытому противостоянию с Ордой.

Задание. Прочесть текс учебника на с. 148-149. доказать, что Москва готовилась к открытому противостоянию с Ордой.

Но Орда была сильна. В 1377 г. На реке Пьяне Мамай нанес поражение русским войскам, а Араб-шах взял и разграбил Нижний Новгород.

Дмитрий Иванович извлек урок из поражения. И 1378 год принес русским дружинам долгожданную победу. Ее московская рать разбила ордынцев на реке Воже. Там русский пеший строй устоял перед ордынской конницей. Есть сведения о том, что русские применили арбалеты.

Дмитрий отказался платить ордынский выход. Новый набег Мамаю успеха не принес. Он понял, что нужно поднимать всю Орду.

(Деятельность разведки, в 1377 г. взяли город Булгар, победа на реке Вожже, отказ платить выход.)

Итак, открытое столкновение Москвы и орды стало неизбежным.

Домашнее задание. § 18 (учебник А. Данилов. Л. Косулина. История России с древнейших времен до конца XVI века.), вопросы № 1, 2; сообщение о Дмитрии Боброке-Волынце.

Литература.

  1. Серов Б.Н., К.А. Соловьев. Поурочные разработки по истории России. :класс. - М.:ВАКО, 2006 г.
  2. Набатова О.Г. Конспекты уроков по истории России с древнейших времен до начала XVI века: 6-7 кл.: Метод.пособие.-М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001 г.