Решение неравенств методом интервалов

Разделы: Математика


ПРЕДИСЛОВИЕ

Данное пособие предназначено для учащихся 9-11 классов, абитуриентов, учащихся гимназий и лицеев, для преподавателей.

“Решение неравенств” - тема очень актуальная в математике. Владея методом решения неравенств, приведенных ниже, можно решать тригонометрические, показательные и логарифмические неравенства, приводимые к квадратным. На много упростит решение этих неравенств, если ученик владеет решением всех видов неравенств приведенных в пособии.

Здесь собраны все (или почти все) виды неравенств, которые решаются методом интервалов, что облегчит подготовку при поступлении в ВУЗы.

Материал из данного пособия я применяю на уроках в 9-11 классах, на курсах при подготовке в ВУЗы, на индивидуальных занятиях.

Работу можно продолжить, рассмотрев решение других видов неравенств, показав некоторые интересные моменты решений.

ДОКАЗАТЕЛЬСТВО СВОЙСТВ ЧИСЛОВЫХ НЕРАВЕНСТВ

Пусть а и b - действительные числа. Между ними имеет место одно и только одно из следующих соотношений: а = b, а> b, а<b.

Определение 1. Число а больше числа b (а < b) в том и только в том случае, если

разность а – b есть число положительное: а – b>0.

Определение 2. Число а меньшем числа b (а<b) в том и только в том случае, если разность а – b есть число отрицательное: а – b <0.

Отсюда вытекают следующие свойства неравенств.

Свойство 1. Если а>b, то b<а, и наоборот, если b<а, то а>b.

В самом деле, если а>b, то разность а – b >0. А тогда разность b – а <0, т.е. b<а. Наоборот, если b<а, то b – а <0, и значит а – b >0, т.е. а>b.

Свойство 2. Если а>b, b>с, то а>с.

В самом деле, рассмотрим разность a-c=(a-b)+(b-c). По условию а – b >0 и b – с >0. Следовательно, а –с >0, т.е. а>с.

Свойство 3. Если а>b, то при любом с а+с>b+с, т.е. неравенство не нарушается, если к каждой его части прибавить одно и тоже число.

Действительно разность (a+c)-(b+c)=(a-b)+(c-c)=a-b>0, т.е. a+c>b+c.

Следствие. Любое слагаемое можно перенести из одной части неравенства в другую, изменив при этом знак его на противоположный.

В самом деле, пусть, а+b>с. Прибавив к каждой части неравенства число (-b), получим а>с –b , т.е. слагаемое перенесено из левой части в правую с противоположным знаком.

Свойство 4. Если а>b и с>0, то ас>bс\; если а>b и с<0, то ас<bс.

Т.е. неравенство не нарушается, если обе части его умножить на одно и тоже положительное число; неравенство превращается в неравенство противоположного смысла, если обе части его умножить на одно и тоже отрицательное число.

В самом деле, если а>b и с>0, то разность ас – bс =(а-b)с есть положительное число, равное произведению двух сомножителей одинакового знака, и тогда ас>bс.

Если же а>b и с<0, то разность ас – bс =(а –b )с есть отрицательное число, равное произведению двух сомножителей противоположного знака, и тогда ас<bс.

Свойство 5. Если а>b и c>d, то a+c>b+d; если а>b и c<d, то a-c>b-d; т.е. два неравенства одинакового смысла можно почленно складывать, два неравенства противоположного смысла можно почленно вычитать, оставляя знак того неравенства, из которого вычиталось другое неравенство.

В самом деле, разность (a+c)-(b+d)=(a-b)+(c-d) если а – b >0 и c-d>0, и тогда a+c>b+d. Если же c<d, то d>c и d-c>0. Тогда разность (a-c)-(b-d)=(a-b)+(d-c), т.е. a-c>b-d. Свойство доказано.

Свойство 6. Если а, b, с, d положительны и а>b, c>d, то ac>bd, т.е. при почленном умножении двух неравенств, имеющих положительные члены и одинаковый смысл. Получается неравенство того же смысла.

Имеем ac-bd=(ac-bc)+(bc-bd)-(a-b)c+(c-d)b, где a-b>0, c>0, c-d>0, b>0. Отсюда ac-bd>0 или ac>bd, что и утверждалось.

Свойство 7. Если a>b>0, то при любом натуральном п ап>bn.

Доказательство. При п=1 утверждение справедливо при условии. Допустим, что утверждение справедливо при п=k, где к какое-нибудь натуральное число: аk >bk .

Умножим неравенство аk >bk почленно на неравенство а>b и получим ak+l>bk+1, т.е. утверждение справедливо и при п=к+1.

Тогда согласно методу математической индукции утверждение справедливо и для любого натурального п.

Свойство доказано.

Замечание. Можно доказать свойство 7, не применяя метод математической индукции. Используем тождество.

an – b n=(a – b )(an-1+a n-2b+... +abn-2+bn-1). Так как a>b>0, то оба сомножителя справа положительны. Поэтому ап - bп >0, т.е. ап>bп.

Свойство 8. Если а. >b>0, то при любом натуральном п>2

Доказательство. Предположим от противного, что Тогда в силу свойства 7

имеем , т.е. а<b, что противоречит условию. Очевидно, что нельзя предполагать и то, что . Следовательно

Свойства 1-8 справедливы и для нестрогих неравенств. Это следует из справедливости свойство 1-8 для строгих неравенств и известных свойств равенств.

Например, если , и наоборот, если . В самом деле, утверждение справедливо для строгих неравенств. Кроме того, известно, что аналогичное утверждение справедливо и для равенств, т.е. если а=b, то b=а, и наоборот, если b=а, то а=b.

Свойства 1-8 установленные для числовых неравенств, сохраняется и для любых неравенств вида: А>В, А<В,

Определение. Два неравенства называются равносильными, если из справедливости первого вытекает справедливость второго и обратно.

Свойства 3 и 4 выражают равносильность неравенств.

А>В и А+С>В+С,

А>В и АC>ВС (C>0) где выражение А, В и С рассматривается в общей части множеств их допустимых значений. Это множество называется множество допустимых значений неравенств. ОДЗН.

1 а>b <=> а – b >0
а>b <=>b<с?a>c
2 а<b <=> а – b <0
a>b; b>c => а>с
3 для любого с

a>b =>a+c>b+c

4 а>b; с > 0=>ac>bc
а>Ь; с < 0 => ас<bс
5 (a>b)+(c>d) => a+c >b+d
(a>b)-(c>d)=> a-c<b-d
6 a,b,c,d > 0; (a>b, c>d) => ac>bd
7 a>b>0; n N => an>bn
8 a>b>0; n N=>

ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ОСНОВНЫХ ПРОСТЕЙШИХ НЕРАВЕНСТВ

Основные простейшие неравенства.

1. Для любых действительных чисел:

причем равенство достигается лишь при а=b. Действительно, доказываемое неравенство равносильно очевидному (а – b ) >0.

2. Для любых положительных чисел:

а)

причем равенство достигается лишь при a=b.

Число называется средним арифметическим двух положительных чисел а и b , а число - их средним арифметическим.

Для доказательства неравенства запишем очевидное неравенство Возводя в квадрат, получим откуда

что и требовалось доказать. При этом равенстве достигается лишь тогда, когда оно достигается в исходном неравенстве, т.е. при

что возможно лишь при а=b

Таким образом, среднее геометрическое двух чисел не превосходит их среднего арифметического.

Очевидно геометрическое доказательство этого неравенства. Понятие среднего арифметического и среднего геометрического вводятся и для п положительных чисел a1, a.2, ..., аn: это числа

в этом общем случае справедливо неравенство,

+

причем неравенство достигается лишь при

б) Сумма двух взаимообратных положительных чисел

больше или равна двум.

1 a,b - любое
2 a>0, b>0
3 a>0, b>0

ДОКАЗАТЕЛЬСТВО НЕКОТОРЫХ НЕРАВЕНСТВ

Перейдем к доказательству более сложных неравенств. Основные приемы их доказательств состоят в следующем:

  1. Доказываемое неравенство путем преобразований, сохраняющих равносильность, сводят к неравенству, справедливость которого известна.
  2. Путем равносильных преобразований очевидное или известное неравенство сводят к неравенству доказуемому.
  3. Комбинируют первый и второй методы, т.е. преобразуют как известно, так и доказываемое неравенства.

Применение таких методов покажем на следующих примерах.

Приложение 1 (примеры 1-14)

ЧИСЛОВЫЕ ПРОМЕЖУТКИ И ИХ ИЗОБРАЖЕНИЕ НА ЧИСЛОВОЙ ОСИ

Пусть а и b - действительные числа и а-b. Приведем названия, определения и обозначения числовых множеств, называемых числовыми промежутками, и их изображение на координатной прямой. Каждый из числовых промежутков определяется как множество действительных чисел, удовлетворяющих определенным неравенствам.

Приложение 1 (таблицы1,2)

Свойство рациональной функции, на котором основан метод интервалов.

МЕТОД ИНТЕРВАЛОВ

Рациональными неравенствами называются неравенства вида Рп(х)>0

где Рn (х); Qm(x) - многочлены n и m соответственно. Рациональные неравенства решают

методом интервалов, который основан на свойстве рациональной функции:

Рациональная функция может иметь разные знаки слева и справа от некоторой точки хо лишь только в том случае, если:

хо - нуль (корень) функции, либо

хо - точка разрыва; т.е. в интервале между корнями многочленов: числителя Рn (х) и знаменателя Qm(x),

рациональная функция сохраняет знак.

Метод интервалов, состоит в следующем: Находят корни числителя и знаменателя и отмечают их на числовой оси. Вся числовая ось, разбивается на конечное число интервалов, на каждом из которых левая часть неравенства:

Рn (х) >0 или сохраняет знак.

Для определения знака на всем интервале достаточно определить знак левой части неравенства в одной точке этого интервала; затем выбираем те интервалы, знаки которых отвечают заданному неравенству. Объединение этих интервалов и будет множеством решения.

План решения неравенств методом интервалов.

  1. Перенесем все члены неравенства в одну сторону.
  2. Приведем их к общему неравенству (знаменатель отбрасывать нельзя). Находим корни знаменателя (точки разрыва), раскладываем знаменатель на множители.
  3. Находим нули (корни) числителя, раскладываем числитель на множители.

Рисуем числовую ось и отмечаем на ней: а) точка разрыва “пустыми” (не заштрихованными); б) ноль функции “пустыми” не заштрихованными, если неравенство строгое, и полными черными (заштрихованными) если неравенство нестрогое.

Определяем знак функции на каждом их полученных интервалов (например, подстановкой в выражении функции какого-либо значения их соответствующего интервала).

Выбираем для ответа нужные интервалы в соответствии со знаком неравенства на оси (показываем эту часть заштриховкой).

Записываем ответ.

Образец решения методом интервалов.

Приложение 1 (пример 15)

Решение неравенств методом интервалов

Приложение 2 (примеры 16-54)

ЗАМЕЧАНИЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮ МЕТОДА ИНТЕРВАЛОВ

1.а) неравенства 3>0; -2<0; 2<2 являются верными; после перенесения всех членов неравенства в одну строну, нужно следить за тождественностью преобразований, нельзя сокращать на неизвестную величину, до начала любых преобразований сначала найти точки разрыва, нельзя отбрасывать знаменатель.

2. Примеры грубых ошибок:

 

Квадратный трехчлен раскладывайте на множители ах2 +bx+c=a(x-x1)(x-x2).

Проставив знаки функции на числовой, проверьте результат по правилу чередования знаков.

Если число хо встречается в списке корней числителя и знаменателя четной число раз, то при переходе через эту точку, функция не меняет знак, если нечетное, то меняет.

Отсюда следует, что при определении знаков можно поступать так: определяем знак в самом правом интервале, при переходе через точки хо четной кратности знак не меняем, нечетной меняем.

7. При записи ответа, читайте внимательнее условие и не забывайте отдельные точки, где f(x)=a. Например Ответ: {-2}U(-1;-2)U{3}

Мы раскладываем числитель и знаменатель на линейные множители, однако, это действие не является строго обязательным.

Указанный способ с изменениями применим при решении любых неравенств, в заключении приведем этот способ.

ПЛАН РЕШЕНИЯ НЕРАВЕНСТВ МЕТОДОМ ИНТЕРВАЛА

Решение любого неравенства всегда можно свести к определению интервалов знакa постоянства функции.

Решение неравенств методом интервалов основано на следующем свойстве функции:

Всякая функция f(x), непрерывная в своей области определения, может иметь разные знаки слева и справа от некоторой точки хо лишь только в том случае, если

хо - ноль (корень) функции, либо

хо- точка разрыва.

Поэтому, для нахождения интервалов постоянного знака функции достаточно найти ее область определения D(f), корни и точки разрыва нанести их на ось, определить на каждом из полученных интервалов принадлежащих D(f).

Знак функции (например, подстановкой в выражении функции какого-либо значения х из соответствующего интервала) и выбрать нужные интервалы в соответствии со знаком неравенства.

План решения неравенства методом интервалов.

Переносим все члены неравенства в одну сторону (например, влево)

Не производя абсолютно никаких преобразований, находим область определения функции стоящей в левой части неравенства, после чего в области определения функции с целью упрощения допускается выполнение тождественных преобразований.

Находим нули функций.

Рисуем пунктиром числовую ось, после чего сплошной линией обводим промежутки оси, принадлежащие области определения функции. На них точки, в которых функция терпит разрыв, отмечаем “пустыми” (не заштрихованными), отмечаем на оси нули (корни) функции:

- “пустыми” (не заштрихованными), точками, если неравенство строгое полными (черными), заштрихованными точками, если неравенство не строгое.

5. Определяем знак функции на каждом из полученных интервалов (например,
подстановкой в выражении функции какого-либо значения из соответствующего интервала).

выбираем для ответа нужные интервалы в соответствии со знаком неравенства.

Записываем ответ.

Отметим, что указанным методом можно решать любое неравенство.

ЛИТЕРАТУРА.

  1. Алгебра 9 класс. Под редакцией Теляковского Москва Просвещение 2007 г.
  2. Алгебра и начала анализа 10-11 класс. Под редакцией Колмогорова А.Н. Москва Просвещение 2007 г.
  3. Сборник задач по алгебре и элементарным функциям. Худобин А.И. Худобин Н,И. Шуршалов И.Ф. Москва. Просвещение 1973 г.
  4. Сборник задач по алгебре, тригонометрии и элементарным функциям. Олехин С.Н. Потапов М.К. Москва 1997 г.
  5. Теоретические основы начального курса математики Пышкало A.M. Стойлова Л.П. Ирешников Н.П. Эльцер Д.Н. Москва Просвещение 1974 г.
  6. Задачи по математике. Алгебра справочное пособие. Васильев В.В. Мельников И.И. Олехин С.Н. Пасиченко П.И. Москва. Наука. Главная редакция физико-математической литературы. 1987 г