Цели:
- Образовательные: показать, как на основе полученных знаний можно решать жизненные задачи; учить обобщать и анализировать полученные знания, самостоятельно делать выводы;
- Воспитательные: продолжить воспитание аккуратности при работе с приборами, умения работать в парах, группах, прислушиваться к мнению других; развивать чувство коллективизма, взаимопомощь;
- Развивающие: продолжить развитие интереса к предмету, логического мышления, умения обобщать, сопоставлять и применять полученные знания на практике, в быту.
Оборудование: штативы, рычаг с набором грузов, подвижный и неподвижный блоки, динамометр, деревянная линейка, деревянный брусок.
Тип урока: комплексное применение ЗУН (повторение, закрепление).
Методы обучения:
- По способу передачи и восприятия информации: словесные, наглядные, практические.
- По логическому восприятию: инструктивные (от частного к общему) и дедуктивные (от общего к частному).
- По характеру мыслительных операций: репродуктивные (активное восприятие и запоминание информации), частично-поисковые (самостоятельная работа, работа в группах).
- По степени самостоятельности школьников: работа под руководством учителя, взаимообучение, самостоятельная работа учащихся.
Стимулирование и мотивация учения:
- Стимулирование и мотивация познавательного интереса к учению: создание ситуации новизны, актуальности; анализ жизненных ситуаций, создание ситуации успеха (доступность заданий от простого к сложному).
- Стимулирование долга и ответственности: взаимопомощь, поощрение.
Методы контроля:
- Устный контроль.
- Контроль при помощи компьютера.
- Взаимоконтроль.
- Самоконтроль.
Уровень усвоения: первый, второй и третий (самостоятельная работа в парах).
Задействованы каналы общения: ученик-учитель, класс-учитель, ученик-ученик.
Психологический аспект урока выстроен по схеме: восприятие – осознание – понимание – воспроизведение – практическое применение.
Ход урока
На доске:
Науку все глубже постигнуть стремись,
Познанием вечного жаждой томись.
Лишь первых познаний блеснет тебе свет,
Узнаешь: предела для знания нет.
Фирдоуси, персидский и таджикский поэт (940-1030 гг.)
Здравствуйте! Я рада видеть вас сегодня на уроке, и надеюсь, что мы друг другом останемся довольны.
Сегодня на уроке мы с вами подведем итог изучения темы “Простые механизмы”. Сегодня вы сами должны будете оценить свои знания и умения при решении качественных и расчетных задач.
Чтобы настроиться на нужную волну, я предлагаю вам отгадать кроссворд:
- Единица работы.
- Ученый, обещавший перевернуть Землю.
- Твердое тело, способное вращаться вокруг неподвижной оси.
- Кратчайшее расстояние между точкой опоры и прямой, вдоль которой на рычаг действует сила.
- Во сколько раз выигрываем в силе, во столько раз проигрываем в расстоянии.
В выделенном столбце – слово “удачи”.
Я желаю вам удачи!
Чтобы выявить, кто же лучше всех все знает, у нас есть эксперты, которые будут оценивать ваши ответы.
Работа в группах.
У каждой группы на столе есть оценочный лист, в котором группа оценит вклад каждого члена в обсуждении проблем.
На доске таблички с формулами, выберите необходимые вам. Какие формулы подтверждают ваш рассказ?
1 задание.
О каком простом механизме идет речь?
Дайте определение этому простому механизму.
Какие преобразования силы происходят при использовании данного простого механизма?
Объясните действие этого простого механизма на каком-либо примере.
Приведите примеры использования этого простого механизма в технике.
В чем смысл “золотого правила” механики?
Приложение 2. (Приложение 2.1)
2 задание.
Решение качественных и расчетных задач.
Отгадайте загадку.
Можно ли этот прибор (инструмент) назвать простым механизмом?
Вы успешно справились с первой частью работы, переходим ко второй.
Работа в парах.
Переходим за компьютеры, поработаем парами. Приложение 3. (Приложение 3.1)
Вы решаете задачи, выбираете правильный ответ и записываете его на листочек.
А теперь буквы правильных, на ваш взгляд, ответов проставьте в соответствующий лепесток ромашки. Приложение 4.
Код проверки заданий (работа в парах):
Вариант | Номера заданий | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
1 | Б | Б | Д | Г | А | Г | 80% |
2 | А | А | Б | Г | Г | Д | 8166 |
Самопроверка:
Сверяем свои ответы с кодом и лепестки ромашки, в которых записаны правильные ответы, закрашиваем в голубой цвет, если же ответ неправильный, то в розовый.
На обратной стороне доски слова:
“Да, вы сдержали ваше слово…”
Счастлив в наш век, кому победа
Далась не кровью, а умом,
Счастлив, кто точку Архимеда
Умел сыскать в себе самом.
Ф.И. Тютчев
Физические законы могут быть применимы не только буквально, но и метафорически. Попробуйте с этой точки зрения объяснить слова Ф.И. Тютчева. Что поэт подразумевал под “точкой Архимеда”?
Над этим я предлагаю вам подумать дома.
Рефлексия.
Вы славно поработали на уроке, а теперь, если вам понравился урок, закрасьте фон вашего рисунка синим, зеленым, красным или желтым цветом; если не понравился – коричневым или черным.
Спасибо за урок.
Дополнительный материал.