Опыт работы по организации и проведению педагогического совета, рассматривающего работу педагогов с детьми, требующими особого внимания

Разделы: Школьная психологическая служба


Введение

В непредсказуемом, быстроменяющемся мире чрезвычайно сложно современному подростку вырабатывать адекватные механизмы адаптации. Потеря традиционных ценностей, отсутствие положительных примеров, размытость моральных норм провоцируют рост числа “трудных подростков”. В связи с этим увеличивается количество школьников демонстрирующих готовность к девиантным действиям.

Всем известно, что болезнь легче предотвратить, чем лечить и поэтому в настоящее время чрезвычайно важно не допустить отклонений в развитии личности подростка. Современная ситуация, требует от педагога дополнительных знаний умений и навыков,

в области психологии, педагогике, конфликтологии и медицине, чтобы, помогая каждому отдельно взятому ребенку успешно социализироваться, он мог качественно организовать воспитательно-образовательный процесс. Наладить диалог с ребенком – актуальная задача педагогического коллектива образовательного учреждения. По данным официальной статистики за последние десять лет в нашей стране средний возраст приобщения к курению снизился на 4 года 4месяца и составил 10 лет 1месяц. Средний возраст приобщения к алкоголю составил11лет. Частота случаев употребления алкоголя увеличилась за10 лет среди детей 15- 17 лет на 70,6%. Количество официально зарегистрированных случаев употребления наркотических средств, среди детей в возрасте 15 -17 лет увеличилось в 4,1 раз, токсических веществ – в 3,3 раза. [12-70]

В связи с этим актуально встает проблема, изучения эффективности существующей системы, для предотвращения возникновения различных видов девиаций.

Педагогическим коллективом школы № 92 были выбраны приоритетные направления для решения данной проблемы. Организация и проведение педсовета предполагала

реализацию основных принципов профилактической работы в школе, при создании целостной системы изучения ребёнка как личности. Тема педагогического совета одна из актуальных проблем, связанных с нахождением эффективных способов конструктивного взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися. Педагогический коллектив счёл необходимым проведение педагогического совета по предложенной теме:

Тема: “Система профилактической работы педагогов с детьми, требующими особого внимания”.

Цель: формирование у педагогических работников приёмов педагогической техники в работе с детьми, требующими особого внимания, анализ и дополнение существующей системы взаимодействия, структурных подразделений профилактической работы в школе.

Задачи:

  • Проанализировать эффективность работы с детьми, требующими особого внимания
  • Сформировать мотивацию педагогического коллектива на работу с детьми, требующими особого внимания.
  • Разработать психолого-педагогические рекомендации педагогам для более качественного взаимодействия с детьми, требующими особого внимания.
  • Выявить характерные личностные особенности различных групп детей, требующих особого внимания, для дифференциации методов взаимодействия с ними.

Данный педагогический совет выполняет следующие функции:

  1. Аналитическая;
  2. Исследовательская;
  3. Мотивационная.

Для реализации поставленных задач необходимо выполнить следующие шаги:

  1. Определение участников работы и последовательность их выступлений.
  2. Анализ существующей системы работы, выявление проблем исходящих из особенностей образовательного учреждения.
  3. В рамках методического объединения классных руководителей обсудить следующий вопрос: “Кого мы относим к понятию “трудный ребенок”.
  4. Анкетирование учащихся 10-11 классов в школе.

Тема: “ Трудный ребёнок – это...”, “Как работать с трудными детьми” (приложение №2).

Цель: Выявить особенности отношений учащихся старших классов к проблемам детей с отклонениями в поведении. Познакомить с результатами анкетирования педагогический коллектив. Наметить дальнейшую программу педагогической работы по коррекции и профилактики отклоняющегося поведения, с учётом мотивации детей требующих особого внимания.

Для более глубокой и продуктивной работы мы предлагаем, определить группы для работы по секциям:

  1. Классные руководители 1 и 5 классов (реализация принципа преемственности);
  2. Классные руководители 2,3,4 классов;
  3. 6,7,8 классов;
  4. 9,10,11 классов.

Группы выделены по принципу работы педагогов с определенной возрастной категорией. Каждый педагог знакомится с планом проведения педсовета предварительно через объявление:

Уважаемый коллега!

Тема педагогического совета: “ Система профилактической работы с детьми, требующими особого внимания”, предлагает Вам при подготовке к педагогическому совету ответить на вопрос: “Кто такие “трудные дети?”. Какое поведение Вы считаете отклоняющимся от нормы, какие формы отклоняющегося поведения распространены в нашей школе, с какими проблемами сталкиваются педагоги при взаимодействии с “трудными детьми”.

Ваше мнение и активное участие поможет в разработке программы работы с детьми, требующими особого внимания, работа по профилактике и коррекции отклоняющегося от нормы поведения в настоящее время является одной из приоритетных направлений деятельности педагогического коллектива.

Благодарим за сотрудничество!

Организацию и проведение данного педсовета брала на себя психологическая служба школы №92. Особенность работы в малых группах состояла в том, что она строилась в режиме мини-тренинга. Выбор групповой работы был сделан не случайно, предложенный вид работы позволял сконцентрировать внимание участников на заданной теме, обсудить спорные вопросы. В результате наблюдения у психологической службы была возможность диагностировать различные педагогические трудности, взаимодействия педагогов с детьми, требующими особого внимания, с целью построения с ними дальнейшей работы. Педагоги имели возможность поделиться наработками по данной проблеме, рефлексировать собственную позицию.

Ход проведения педагогического совета.

1 этап.

Место проведения – актовый зал. Все участники рассаживаются в общем зале по группам.

Начало педсовета

Вступительное слово директора школы.

Выступление Зам. директора по воспитательной работе.

Работа в малых группах.

Обсуждение результатов групповой работы.

Представление результатов анкетирования.

Выступление социального педагога.

Выступление уполномоченного по правам участников образовательного процесса.

Работа экспертной группы по определению проекта решения педагогического совета.

Представление проекта решения участникам педсовета.

Подведение итогов по подработке проекта решения педсовета, выдача рекомендаций по теме: “Система профилактической работы педагогов с детьми, требующими особого внимания”.

10-00 .

10.00-10.15.

10.15-10.30.

10.30-11.30.

11.35-12.00.

12.00-12.10.

12.10-12.25.

12.25- 12.35.

12.35-12.45.

12.45-12.55.

12.55-13.05.

2 этап.

Возвращение участников педсовета в актовый зал для представления результатов наработанного материала участниками педагогического совета.

1. Представление и анализ рабочих материалов;

2. Ознакомление с результатами анкетирования учащихся 10-11 классов (приложение№2);

3. Выступление зам. директора по воспитательной работе (приложение№5);

4. Выступление соц. педагога (приложение№6);

5. Выступление уполномоченного по правам участников образовательного процесса (приложение№7);

6. Представление проекта решения педагогического совета;

7. Подведение итогов педагогического совета.

Методические рекомендации по проведению групповой работы.

  1. Использование демократического стиля взаимодействия, основанного на равномерном партнёрстве. Доверительный стиль в общении.
  2. Участники группы должны заранее знать тему и цели встречи.
  3. Психологи должны избегать вмешательства в работу малых групп. Его роль организация процесса деятельности.
  4. Недопустимость оценочных суждений.

Описание работы в группе.

С целью экономии времени и для повышения эффективности работы в группе, нами были предложены готовые правила групповой работы.

Правила работы.

  1. Активно участвуйте в работе группы, каждый вносит свой посильный вклад .
  2. Слушать и слышать!
  3. Кратко, чётко, аргументировано, излагайте свои мысли.
  4. Обсуждаем проблему, а не личность!

Оптимальное количество человек в группе от10-15.

Каждая группа работает в отдельном помещении в течение 60 минут.

Примерная структура занятия.

  1. Разогрев 3-5 минут.
  2. Введение в тему 10 минут.
  3. Основная часть 30 минут.
  4. Подведение итогов группового взаимодействия 5-10 минут.
  5. Презентация групповой работы 5-10 минут (представление результатов обсуждений).

1. Разогрев.

Переключает внимание с теоретического материала на практическую часть. Мы предложили упражнение “Счёт до 20” [14 – 128].

Цель упражнения: сплочение группы, отработка навыка взаимодействия с партнёрами.

Участники встаю в круг. Тренер просит их посчитать от 1 до 20 . Один из игроков говорит:

“Один”. Назвать цифру “Два” может любой участник, кроме тех, кто стоит рядом с предыдущим игроком или через одного от него. Всякий раз, когда кто-то собьётся, не выполнит правила, он начинает счёт с начала.

2. Введение в тему.

Психолог обозначает проблему в работе с детьми, требующими особого внимания

Говорит о специфических особенностях детей той или иной категории (в зависимости от того в какой возрастной группе находится психолог).

Создаётся мотивация на дальнейшую работу, для выполнения следующего основного упражнения.

3. Основная часть.

Первый этап.

Группа делится на четыре подгруппы и в течение 10 минут составляет перечень проблем, с которыми сталкиваются педагоги при взаимодействии с “трудными детьми”.

Затем каждая группа представляет свой наработанный материал, после чего психолог на доске записывает общий перечень трудностей, указанных участниками группы.

В случае недостатка времени с низкой активностью участников психолог может заготовить подробный список заранее. В нашей работе педагоги выделили следующие проблемы: вседозволенность; лживость; слабые умственные способности; не выполнение домашних заданий; агрессия; тревожность; вызывающее поведение; импульсивность; разноуровневая подготовка; ослабленное здоровье; нарушения режима дня; нарушение взаимопонимания с учителями и другими детьми (коммуникативные проблемы); несогласованность воспитательного подхода семьи и школы; чрезмерно активные дети.

Второй этап.

В течение 10 минутного обсуждения участники ранжируют проблемы, зафиксированные в общем списке. Каждая проблема “оценивается” определённым качеством баллов. В результате ранжирования выделяются проблемы, оказавшиеся наиболее значимыми для присутствующих.

Третий этап.

Каждая микрогруппа прорабатывает свои наиболее значимые проблемы и заполняет таблицу. (Приложение №1). Затем команды по очереди зачитывают свои рекомендации, остальные участники дополняют их.

4. Подведение итогов группового взаимодействия.

Обобщение наработанного материала по предложенной проблеме. Обмен практическим опытом, совершенствование навыков группового взаимодействия. Подготовка к презентации наработанного материала (после группового обсуждения заполняется сводная таблица, которая будет представлена для ознакомления педагогическому коллективу).

5. Презентация групповой работы.

После завершения секционных занятий все рабочие группы встречаются в актовом зале, где происходит представление наработанного материала.

На презентацию материала от каждой группы отводится (5-7) минут.

При анализе таблицы, (приложение №1) можно заметить основную трудность, с которой сталкиваются педагоги всех возрастных групп детей - агрессивное поведение у учащихся.

Теоретически изучая данную проблему, педагоги отмечают, что при её решении необходимо: во-первых, индивидуальный подход; во-вторых, выяснение причин данного поведения, а так же ориентир на действие, а не на личность ребёнка.

Всё это, безусловно, поможет педагогам прописать стратегию поведения по отношению к агрессивным учащимся.

Несогласованные действия между семьей и школой приводят к тому, что возникает ряд проблем связанных с изучением причин осложняющего поведения. По результатам секционной работы были выработаны психолого-педагогические рекомендации для педагогического коллектива (приложение №3) [13-92].

В статье отражен не весь материал, выборочно представлен наработанный опыт, по организации системы работы педагогического коллектива по профилактической работе с детьми, требующими особого внимания. (Приложение №4). При представлении своих наработок многие учителя высказывали свои пожелания о необходимости проведения тренинга для педагогов, целью которого является улучшение навыков взаимодействия педагогов с учащимися, требующими особого внимания. По окончанию работы педагогического совета были подведены итоги, проанализированы сходства и различия в решении данной проблемы всеми участниками воспитательно-образовательного процесса в школе.

Список использованной литературы.

  1. Андреева А.Д. Отношение к школе и учению, формирование личности в переходный период, от подросткового к юношескому возрасту. М., 1987 г.
  2. Гарбузов В. Нервные и трудные дети. – М; АСТ; СПб: Астрель – СПб, 2006г – 351 с.
  3. Клейберг Ю.А. Социальная психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов. М: ТЦ. Сфера, 2004г-192 с.
  4. Менчинская Н.А. Проблемы учения и развития. М., 1978г.
  5. Монина Г., Панасюк Е.В. Тренинг взаимодействия с неуспевающим учеником. СПб. Издательство “Речь”, 2003г – 200 с.
  6. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М.; ТЦ Сфера, 2002г. – 480 с.
  7. Петрушин В.И. Психологические аспекты деятельности учителя и классного руководителя. М.: Центр “Педагогический поиск”, 2001г – 160 с.
  8. Поташник М. М., Лазарев В. С. Управление развитием школы. - М., Новая школа 1995 г.
  9. Рожков М.И, Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением. 2001г-240 с.
  10. Сизанов А.Н. Модульный курс профилактики курения. Школа без табака. 5-11 классы, ПТУ. М.: ВАКО, 2006г – 272 с.
  11. Сыромятникова Л.М. Педагогические советы (разработка, подготовка и технологические схемы, традиционные и нетрадиционные формы проведения). Вып 1. Волгоград: Учитель, 2006г-157 с.
  12. Федосенко Е.В. Психологическое сопровождение подростков: система работы, диагностика, тренинги. Монография. – СПб: Речь, 2006г.-192 с.
  13. Фопель К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего: Практическое пособие/ М.: Генезис, 1991г – 256 с.
  14. Шишковец Т.А. Осложненное поведение подростков: Причины, психолого-педагогическое сопровождение, коррекция: Справочные материалы. 2006г – 192 с.