Конспект урока математики

Разделы: Начальная школа


Тип урока: Комбинированный

Цели урока:

  1. Образовательная: Учащиеся узнают о единицах длины, какая из единиц наибольшая и наименьшая.
  2. Развивающая: Учащиеся учатся измерять длину, записывать результат измерения, используя различные единицы длины.
  3. Воспитывающая: Учащиеся осознают необходимость полученных знаний для дальнейшего применения в жизни.

Особенность: урок разновозрастного сотрудничества, где учителя и консультанты – учащиеся 5 класса.

Оборудование:

  • фрагмент м\ф “38 попугаев”;
  • полоски бумаги;
  • чистый лист бумаги;
  • ножницы;
  • полоски картона длиной 1 см, 1 дм, 1 м;
  • карточки с наименованиями единиц длины;
  • карточки контроля настроения и самооценки;
  • бумажные удавы

Ш. Мотивационно-ориентировочный этап

Виды работы. Слова учителя Слова учащихся
1. Вхождение в контакт

2. Контроль настроения

3. Постановка учебной задачи

Какое открытие на прошлом уроке вы совершили?

Проверим, как вы умеете измерять предметы и строить величины с помощью линейки.

Возьмите две линейки, которыми вы пользовались на предыдущем уроке. Работать будете в парах. У вас на парте есть полоска бумаги и чистый лист. Договоритесь между собой, кто из вас будет работать с полоской бумаги, а кто выполнять задание на листе. С помощью линейки и числа 5 один из вас должен начертить отрезок, другой отмерить полоску. Длины полоски и отрезка у соседей по парте должны быть одинаковыми.

Я предлагаю вам сделать выбор самостоятельно.

Как вы проверили правильность выполнения своей работы?

У всех ли в парах совпали длины полоски и отрезка? Покажите сигналами.

(Смена учителя)

А сейчас, прежде чем приступить к следующему заданию, я вам предлагаю вспомнить м\ф “38 попугаев”.

Какой меркой измеряли длину удава в этом м\ф?

Давайте посмотрим, как это происходило.

Я вам предлагаю измерить длину нашего удава линейкой с меркой А и сделать соответствующую запись (помогают консультанты).

А теперь линейкой с меркой Б (помогают консультанты).

Давайте сравним полученные записи.

Так чему же равна длина удава?

Какой?

Хорошо. Это мы можем сделать в рамках нашего класса. А как быть с учащимися из других школ, городов?

Замечательно. Измерьте длину удава деревянной линейкой и запишите, что у вас получилось (самостоятельно)

Как же нам быть?

Прозвенел звонок, начался урок.
Дружно все мы подтянулись
И друг другу улыбнулись,
С мыслями собрались,
За работу принялись.

Мы узнали, что для измерения длины используют специальный прибор – линейку, на которой заранее отмечены мерки.

А ещё мы сами смастерили линейку.

Какой линейкой нужно пользоваться?

(Выполнение задания)

Путём наложения полоски на отрезок.

(Все дети показывают карточки красного цвета, т.е. длины совпали. Задание выполнено верно).

•Меркой был выбран Попугай.

(Просмотр отрывка из м\ф)

У = 8А

У = 6Б

В первом случае длина удава больше, а во втором - меньше.

Нет. Длина такая же. Просто в первом случае мерка меньше, а значит, количество мерок будет больше, чем во втором и наоборот.

У = 8А

У = 6Б

Нет. Длина постоянная, она не меняется.

•Надо выбрать один какой то ответ.

•А давайте, чтобы нам не путаться, будем пользоваться всегда одной линейкой. Например, с меркой А.

????????????

•Я знаю, что нужно сделать. Нужно пользоваться нашими деревянными линейками, которыми пользуются все.

У = ? (записать не могут)

????????????

А я знаю, что длину измеряют километрами.

А ещё можно метрами.

Я догадался. Сегодня на уроке мы узнаем, какими мерками можно измерять длину и научимся ими пользоваться.

II. Исполнительский этап.

(Смена учителя)

1.Знакрмство с единицами длины.

Молодец, Дима. Люди во всём мире договорились о некоторых мерках. Их называют мерами или единицами измерения. Для измерения длины есть такие единицы: метр, дециметр, сантиметр (сопровождается показом картонных полосок соответствующей длины). Но кроме этих единиц длины есть и другие. Это километр и миллиметр. КМ – это более крупная единица измерения, ММ – более мелкая. ММ мы можем посмотреть на наших линейках. Это расстояние от одного маленького деления до другого.

Откройте форзац обложки в конце учебника. Найдите перечень мер длины и их сокращённое обозначение (учитель открывает запись на доске).

Читаем хором названия единиц длины.

А сейчас поиграем в игру “Будь внимателен”. Я вам показываю одну из картонных полосок, а вы называете её длину.

Молодцы. Вы хорошо запомнили, что собой представляет, каждая из этих единиц длины.

Для удобства измерения эти мерки бывают “собраны” в линейки.

(Демонстрация разнообразных линеек (рулетка, дециметровая линейка, сантиметровая лента) консультантами сопровождается кратким рассказом учителя об их назначении)

2. Физкультминутка

Я называю единицу длины, а вы её изображаете. СМ – приседание. ДМ - руки в стороны. М – поднимаетесь на носочки, руки вверх, тянетесь за руками.

3. Выполнение тренировочных заданий.

А сейчас потренируемся в использовании единиц длины при измерении разных объектов в классе. В учебнике (ч.2, с.43, №2) заданы некоторые ориентиры. Давайте выберем подходящую единицу измерения для каждого объекта и впишем её наименование в схему со стрелкой.

Какой единицей длины будем измерять ширину окна?

Кто желает измерить ширину окна? Пойдём Настя. Бери нужную единицу длины и рассказывай, как ты это будешь делать (консультант контролирует выполнение данного задания).

Вы согласны с Настей?

(Аналогично выполняются задания с классной доской, со столом учителя и с партой учащихся. Контролируют работу консультанты).

(Смена учителя)

А ширину учебника вы измерьте самостоятельно. Какую единицу длины возьмём для измерения?

Измерьте.

Что у вас получилось?

Вы все правы. Но кто дал более точный ответ?

Следующее задание (ч.2, с.43, №3) мы будем выполнять в группах. Разделимся на три группы по рядам (в каждой группе работает консультант).

Вспомним правила работы в группах:

Проверяем, как вы справились с заданием. Представитель первой группы рассказывает нам о том, какую единицу длины вы решили поставить над первым рисунком.

Другие группы согласны?

Представитель второй группы рассказывает нам, какую единицу длины выбрали они для второго рисунка.

Другие группы согласны?

Представитель третьей группы рассказывает, какую единицу длины выбрали они для третьего рисунка.

Все согласны?

А я знаю, что километрами измеряется расстояние между городами.

Метр

Сантиметр

Дециметр

(Учащиеся рассматривают свои деревянные линейки и убеждаются в том, что на бумажных линейках, с которыми они работали ранее, нанесены мерки больше, чем СМ)

Учащиеся выполняют упражнения под музыку.

Метром.

Я возьму метр. Совмещаем деление “0” на линейке с началом подоконника. Ширина окна больше метра. Беру цветной мелок и ставлю метку на подоконнике в том месте, где заканчивается линейка. Затем переношу метр дальше. Совмещаем деление “0” на линейке с меткой на подоконнике. Я вижу, что край подоконника совпадает с концом линейки. Делаю вывод. Ширина окна – 2 м.

(Сигналами показывают согласие)

(Сигналами показывают согласие)

ДМ

У меня получилось больше 1, но меньше 2 дм.

А у меня 1 дм и ещё чуть – чуть.

А у меня 1 дм и 6 см.

Андрей.

Договориться, кто что будет делать.

Выслушать мнение всех участников.

Не спорить зря, а доказывать и объяснять.

Стараться понять друг друга.

Выбрать руководителя группы.

(Выполняют задание)

Мы решили поставить букву “М”, т.е. метр, т.к. этот клубок самый большой, а количество единиц длины везде одинаковое и равно 7.

(Сигналами показывают согласие)

Мы выбрали ДМ, т.к. наш клубок меньше первого, но больше третьего, а дециметр меньше метра, но больше сантиметра.

Согласны.

Мы выбрали СМ, т.к. наш кусочек ленты самый короткий, а сантиметр – самая маленькая известная нам единица длины.

(Показывают сигналами)

III. Рефлексивно-оценочный этап.

Этот этап проводит сам учитель

Сегодня у нас был необычный урок. В роли учителей были ваши старшие друзья. Так же у вас были и помощники. Вам понравилась такая форма проведения урока?

Будем ещё проводить такие уроки ?

Что же нового вы сегодня узнали на уроке?

Как они называются?

А для чего нужны разные единицы измерения длины?

О каком размере ты говоришь?

Молодцы! А сейчас я проверю, как вы запомнили изученные на уроке единицы длины. Постройте упорядоченный ряд из единиц измерения длины в порядке возрастания.

Проверьте по ключу.

(На доске: см, дм, м)

Оцените свою работу на уроке с помощью линейной диаграммы.

Вы действительно очень хорошо сегодня потрудились. Я согласна с вашей самооценкой. Молодцы!

Дома я вам предлагаю вместе с родителями выполнить следующее задание: измерить ширину двери и окна. А завтра вы сообщите свои результаты.

Да.

Да.

Что для измерения длины есть специальные единицы.

Метр, сантиметр, дециметр.

А ещё есть миллиметр и километр.

Для того, чтобы мы могли измерять предметы разные по размеру и большие, и маленькие.

О длине.

А ещё этими единицами можно измерить высоту.•А ещё ширину.

(Работа с карточками)

Учащиеся располагают названия единиц измерения в порядке возрастания: см, дм, м.

Учащиеся отмечают уровни активность, правильность, аккуратность.